Как перескочить бюджетную пропасть, или Зачем Януковичу Стельмах во главе Национального банка


Как перескочить бюджетную пропасть, или Зачем Януковичу Стельмах во главе Национального банка

Тему этой статьи подсказали несколько звонков коллег с одинаковыми по сути вопросами. Зачем новый президент оставил у руля НБУ его нынешнего председателя с истекшим сроком полномочий? Значит ли это, что гигантские бюджетные дыры невозможно залатать без массированной эмиссии, которую вынужден будет благословить "подвешенный на крючке" Стельмах? И насколько печально все это в конечном итоге скажется на курсе и ценах?

Предположений насчет истинных мотивов "не смены лошадей на переправе" существует сразу несколько. Бюджетная же проблема, несмотря на всю серьезность, имеет и ряд других путей решения, альтернативных массированному эмиссионному финансированию. Вопрос только, решится ли по ним пойти новая власть.

Оценки прошлогоднего бюджетного дефицита после прихода новой власти - как официальные, так и с иностранной стороны - сегодня практически сходятся. По оценкам МВФ, дефицит государственных финансов по итогам 2009 года составил около 11,5% ВВП, что включает собственно дефицит госбюджета на уровне 6,5% ВВП, дефицит НАК "Нафтогаз Украины" - 2,5%, а также средства на докапитализацию коммерческих банков - 2,5% ВВП. Виктор Янукович на днях озвучил практически аналогичную цифру: дефицит госбюджета - 12% ВВП, Пенсионного фонда - почти 22 млрд. грн. По данным "ЗН", согласно предварительным прикидкам Минфина, в поте лица готовящего новый бюджетный законопроект, разница между запланированными расходами и потенциальными доходами (без учета заимствований) на нынешний год оценивается в 176 млрд. грн., или около 17% ВВП при его номинальном значении 1060 млрд. грн.

Какими могут быть источники покрытия этого дефицита? Их на поверхности всего три: 1) увеличение налоговых поступлений; 2) снижение расходов; 3) привлечение заимствований плюс эмиссия.

Попробуем разобраться, насколько реализуемы в нынешних условиях эти подходы.

Рост налоговых поступлений

Очевидно, что пока всерьез рассчитывать на увеличение доходов из этого источника не приходится. В прошлом году налоговые поступления в госбюджет сократились на 19 млрд. грн. (до 148,9 млрд. против 167,9 - в 2008-м). И это несмотря на остающийся достаточно внушительный инфляционный фактор, обычно способствующий надуванию номинальных доходов казны. Потребительская инфляция по итогам 2009 года составила, напомним, 12,3% (декабрь 2009-го к декабрю 2008-го), в то время как менее популярный показатель - среднегодовой прирост потребительских цен - был еще хуже (15,9%).

Стоит напомнить, что падение зафиксировано, несмотря на более чем трехкратный прирост налоговых переплат за последние два года. Их "валовый" уровень к началу 2010-го достиг 12,7 млрд. грн. (в 2008-м - 9 млрд., в 2007-м - 3,9 млрд., в 2006-м - 3,5 млрд. грн.).

Объем невозмещенного из бюджета НДС дорос в прошлом году до 21,8 млрд. грн. (в 2008-м - 8,6 млрд., в 2007-м - 6,8 млрд., в 2006-м - 4,1 млрд. грн.). Таким образом, "невозмещенка" увеличилась в 2,5 раза за последние два года, а с 2006-го - более чем в пять раз!

По оценкам секретариата бывшего президента, только за счет этих двух факторов показатели доходной части госбюджета были искусственно завышены на 22,7 млрд. грн. Поэтому если обещание нынешнего президента решить проблему налоговых переплат и задержек с компенсацией НДС касается всей предпринимательской среды, а не только отдельных, наиболее достойных предпринимателей, то лишь выравнивание возникших диспропорций к докризисному уровню практически съест потенциальный прирост налоговых поступлений в нынешнем году за счет роста экономики и инфляции (25-30 млрд. грн.).

Понятный и уже давно опробованный инструмент частичного решения этой проблемы - переоформление существующей задолженности по возмещению НДС в долговые гособязательства. Но такое решение даст только частичный эффект, а по большому счету не обойтись без качественного улучшения и более прозрачного администрирования налогов и сборов (главным образом НДС). Но что-то подсказывает, что отцы-создатели системы НДС-облигаций - Николай Азаров и Федор Ярошенко - могут и не снискать серьезных успехов на этом поприще…

Пока же плачевное состояние экономики, умноженное на рост административного давления на бизнес, приводит к печальным последствиям. Прошлый год украинские предприятия официального сектора закрыли, как известно, с огромным убытком - 31,6 млрд. грн. (для сравнения, в 2008-м прибыль составила 8,9 млрд., в 2007-м - 13,6 млрд. грн.).

В борьбе за выживание значимая часть предпринимательской активности переместилась в тень. По данным платежного баланса НБУ, прирост наличной валюты за пределами банковского сектора за последние два года составил 22,6 млрд. долл. (или около 180 млрд. в нынешнем гривневом эквиваленте). Очевидно, что далеко не вся эта валюта была спрятана под матрасы населения. Значительная ее часть просто перешла на обслуживание теневых нужд малого и среднего бизнеса. Крупный бизнес, понятное дело, "оптимизирует" свои финансовые потоки и налоговые платежи другими методами.

Согласно последним оценкам, сейчас в теневом обороте находится около 50% экономики Украины. Поэтому сложно не согласиться с теми авторитетными экспертами, которые видят огромный резерв увеличения бюджетных доходов в мерах по "осветлению" экономики. Какие колоссальные резервы могли бы открыться перед бюджетом, например, решись новое правительство "пересмотреть гонорары" "контрабасистов", обеспечивающих "аранжировку" теневых импортных потоков в Одесском и Ильичевском портах, а также на других таможенных пунктах! Но подлинные "дирижеры" таможенных партий настолько могущественны и сидят в таких высоких киевских кабинетах, что решиться на ущемление их интересов не сподобилось еще ни одно, даже самое радикально настроенное правительство…

Что же касается остальных мероприятий по выведению экономики из тени и снижению фискально-административного бремени на предпринимательский сектор, то их проводить, конечно же, обязательно надо и даже жизненно важно! Вот только эффект от этого вряд ли окажется скорым и быстрым - он начнет ощущаться не раньше 2011-2012 годов. Между тем сегодняшняя дыра в бюджете огромна, и затыкать ее надо было "вчера".

Сокращение расходов

По мнению экс-министра финансов Виктора Пинзеника, которое разделяют и в НБУ, и в международных финансовых организациях (МФО), наибольшие резервы балансирования бюджета скрыты в пересмотре структуры бюджетных расходов. И качественный аудит госфинансов с участием не только Счетной палаты, но и МФО, если это больше, чем PR-акция нового президента, мог бы действительно стать серьезнейшим подспорьем в этом направлении.

Действительно нуждаются в детальнейшей ревизии система социальных льгот и соответствующие статьи бюджетных расходов. Тысячу раз правы Пинзеник, Савченко и многие другие отечественные и иностранные эксперты: не может такое бедное государство, как наше, быть настолько щедрым, чтобы гарантировать невиданные социальные льготы практически всем без разбору. Причем в основном богатым, в ущерб неимущим.

Помнится, в свое время были попытки запустить замечательный по своей идеологии проект - создания в национальных масштабах единой компьютеризированной системы "Карта учета социальных льгот". Ее разработка началась полным ходом еще в 2007 году.

Помнится, были даже созданы рабочие группы, разработан график мероприятий, назначены ответственные структуры… С приходом последнего правительства Тимошенко инициатива успешно заглохла. То ли политической воли не хватило, то ли чиновники, являющиеся основным реципиентом нынешней гнилой и рутинной системы льгот, спустили это дело на тормозах, защищая свои меркантильные интересы.

В любом случае, ревизия бюджетных расходов предполагает реализацию очень непопулярных мер. Причем ущемляются при этом далеко не в первую очередь интересы малоимущих - внедрение системы адресной помощи могло бы как раз очень даже помочь им сводить концы с концами. Но реальное могущество серой массы чиновничьего госаппарата уже давно стало притчей во языцех в нашей стране…

Кабмин уже объявил об увеличении минимальной зарплаты до 888 грн. (с нынешних 744 грн.). Пока вопрос, коснется ли это увеличение минималки только бюджетников и приравненных к ним категорий с наименьшими окладами, или пойдет по всей тарифной сетке (со всеми надбавками, доплатами и премиальными выплатами)?

Также вопрос, будет ли все-таки выполняться проголосованный по инициативе регионалов закон о повышении социальных стандартов (№1646-IV от 20 октября 2009 года)? Как бы то ни было, от качественной ревизии расходов Пенсионного фонда никуда не деться, иначе сбалансировать его гигантский растущий дефицит нереально.

Похоже, не избежать и увеличения цен на газ для населения и коммунальной сферы, на котором настаивают не только зарубежные, но и отечественные эксперты. Но только последует ли за ним качественное реформирование ЖКХ, повышение прозрачности госмонополий и в первую очередь - "Нафтогаза"? Очень даже сомнительно, что какие-то реформы в этой сфере нужны Юрию Бойко, чувствующему себя, как щука в воде, в мутных денежных потоках нефтегазовой отрасли.

Десятки миллиардов гривен экономии расходов бюджета и госмонополий (по тарифам последних платит тоже все общество) кроются в сфере госзакупок. Действующие здесь гигантские откатные схемы дают порой до 200-300% накрутки к реальной цене поставляемых товаров и услуг. Но как тогда быть с интересами осваивающих этот денежный Клондайк старателей-чиновников и их могущественных покровителей из тендерного ПРиБЮТа?

Заимствования плюс эмиссионное покрытие дефицита бюджета

Фактически, новому правительству никуда не деться - придется заимствовать. Где и у кого? Один источник уже назван - международные финансовые организации, причем главные надежды возлагаются, естественно, на МВФ.

Как известно, техническая миссия фонда, предваряющая приезд основной делегации, уже работает в Киеве. По словам замминистра финансов Кравца, "есть все основания говорить, что работа с технической миссией фонда продвигается успешно, и основная миссия прибудет в Украину в ближайшее время, если считать ближайшим временем несколько недель".

Позволим заметить, что, несмотря на бодрый тон наших чиновников, переговоры с гостями из Вашингтона вряд ли окажутся безоблачными для Киева. И первым же камнем преткновения может оказаться все тот же планируемый бюджетный дефицит. Согласно выдвинутым ранее фондом условиям, дефицит госбюджета в 2010 году не должен превысить 3%, а дефицит "Нафтогаза Украины" - 1%.

Как заявила в среду первый замглавы президентской администрации Ирина Акимова, "после того, как в 2009 году (с учетом капитализации "Нафтогаза") дефицит бюджета превысил 12% (ВВП), в таких условиях достичь сбалансированности или целевого показателя 4%, который был бы желаем для МВФ, невозможно". Поэтому "сегодня правительство должно обеспечить уровень бюджетного дефицита не более 6-7%. Задание сложное, но оно нам под силу. Позиция, которую заняло правительство, не отличается от моей", - подчеркнула Акимова.

Скорее всего, дело не в размерах дефицита как таковых - здесь миссионеры фонда могут и быть достаточно сговорчивыми. Серьезная проблема может заключаться в способности Киева не только демонстрировать готовность, но и предпринимать реальные шаги по сбалансированию своих государственных финансов. Увы, в этом приходится усомниться, если вспомнить, что пока от выполнения социальных обязательств никто не отказывался.

Что будет собой представлять в интерпретации команды Виктора Януковича пенсионная реформа, на проведении которой настаивают МФО, еще предстоит посмотреть. Здесь следует обратить внимание на главный приоритет, который определил Виктор Федорович, объявляя о намерении уже на следующей неделе вплотную заняться этой темой. "В самые оптимальные сроки будем пытаться, как минимум, сравнять украинские пенсии с российскими", - заявил президент, попутно отметив, что "уровень пенсий в Украине приблизительно на 40% ниже, чем в России".

Конечно, глава государства заверил, что "выступает за справедливый подход в назначении пенсий, в частности, с обязательным учетом стажа и условий труда", а также пообещал, что "во время подготовки и проведения пенсионной реформы будет изучать мировой опыт, а также учитывать последствия кризиса". Но что конкретно стоит за этими словами?

К примеру, и Янукович, и вице-премьер Тигипко уже заявили, что пока не планируется увеличение пенсионного возраста. Хотя по рекомендациям того же Всемирного банка, решение о постепенном, на шесть месяцев каждый год, увеличении пенсионного возраста для женщин надо принять уже в нынешнем году. По мнению экспертов ВБ, "это единственная важнейшая мера, которая может сделать систему жизнеспособной в средне- и долгосрочной перспективе".

Конечно, можно пытаться действовать по принципу экс-премьера Тимошенко, задабривая кредиторов обещаниями "все сделать, но потом". Но многократно обжегшись, функционеры МВФ вряд ли будут столь же "доверчивы", как раньше.

Между тем не растерять их благосклонность для Киева сейчас очень важно, поскольку эта благосклонность может дать Украине шанс перескочить бюджетную пропасть без массированной эмиссии, которая в противном случае неизбежна. Тот факт, что сразу два рейтинговых агентства улучшили свои оценки суверенного рейтинга Украины, несомненно, играет на руку правительству в нынешней ситуации.

Активность нерезидентов на рынке гособлигаций уже превзошла самые смелые прогнозы и ожидания. Участники рынка в один голос твердят, что ситуация сильно напоминает массовые покупки ОВГЗ нерезидентами в первой половине 2005 года, сразу после оранжевой революции. Объем заявок на покупку размещавшихся на аукционе 16 марта облигаций превысил 9 млрд. грн., тогда как Минфину понадобилось в 13,5 раза меньше. Доходность годичных бумаг упала за месяц на треть - с 24% до 16% годовых, причем именно нерезиденты размещали наиболее агрессивные заявки.

Доходность на вторичном внутреннем рынке снизилась до 15-16% годовых, а еврооблигаций - до 7,5-9% годовых (минимум с докризисного сентября 2008 года).

Спрэд индекса EMBI+Украина в нынешнем году сузился уже на 30% (с 1000 до 701 пункта), а по сравнению со значением годичной давности, когда он достигал 3500 пунктов, оценка украинского риска улучшилась практически в пять раз. Существующий ажиотажный спрос позволяет надеяться, что Минфин без проблем справится с обслуживанием пиковых апрельских выплат (около 4 млрд. грн.). Если такая тенденция станет устойчивой, это позволит правительству, при грамотной рыночной политике, не только значительно облегчить нагрузку на бюджет по обслуживанию долга, но и привлечь на рынке дополнительные ресурсы для финансирования не покрытых налоговыми поступлениями бюджетных расходов. Минфин пока осторожно, но уже объявил о возможности выхода на внешний рынок уже в первом полугодии текущего года.

Приятно ощущать себя в роли покупателя валюты Нацбанку. По оценкам экспертов "Райффайзен Банка Аваль", с начала марта регулятор приобрел в резервы уже более 500 млн. долл.

Однако не стоит питать иллюзий по поводу характера прибежавших в Украину денег. Позволим себе предположить, что нынешние покупатели облигаций - либо спекулянты, либо фавориты новой власти, возвращающие сейчас в Украину валюту из заграничных загашников. Поэтому иначе, как шальными или горячими, эти капиталы пока не назовешь.

Для этой категории, кстати, вовсе не помеха все еще остающиеся в силе очевидные непродуктивные ограничения иностранного инвестирования в нашей стране. Целый ряд норм закона №1533-IV ("О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса"), актуальных в условиях начала кризиса в конце 2008 года, будучи принятыми через год - в ноябре 2009-го, оказались попросту недоразумениями. Но исправить допущенные очевидные оплошности законодатели так до сих пор и не сподобились.

Ну а более серьезные инвесторы вернутся в Украину только после возобновления Киевом сотрудничества с МВФ. Которое будет зависеть от того, насколько обязательными мы окажемся в намерении, простите за банальность, проводить "непопулярные структурные реформы".

Знаменательный вроде бы факт: при президенте специальным указом создан Комитет по экономическим реформам. В перечне его задач, среди прочего, значатся "определение направлений, приоритетов и механизмов осуществления необходимых экономических реформ и подготовка соответствующих законопроектов". Однако не очень хорошие ощущения возникают при ознакомлении с персональным составом комитета.

В списке участников - премьер и вице-премьеры, министры и председатель Нацбанка, глава президентской администрации и его заместители. Но что интересно, к экономическим реформам не допущены ни министр экономики, ни министр финансов, самым непосредственным образом за состояние экономики отвечающие.

В списке приглашенных по согласию можно увидеть несколько фамилий хорошо и не очень известных отечественных экспертов от экономики. Однако их слишком мало, чтобы комитет стал генератором прорывных экономических стратегий и новшеств.

Вероятно, инициаторы создания новой структуры не слишком заботились о привлечении к ее работе максимально возможного интеллектуального ресурса. Скорее, речь идет лишь об очередной демонстрации, что именно на ул. Банковой, а не в каком-то там здании Кабмина на Грушевского, находится резиденция главного в Украине хозяина.

Хозяина, который, помимо всего прочего, прибрал к рукам и Национальный банк, оставив на неопределенный срок на посту председателя его правления 71-летнего Владимира Стельмаха, у которого уже три месяца назад истек пятилетний срок полномочий. В результате глава НБУ фактически оказался в полной зависимости от главы государства, который имеет сейчас все основания его уволить, даже не согласовывая такой шаг с парламентом.

И уже этого обстоятельства может быть достаточно, чтобы объяснить нежелание нового президента инициировать смену руководителя Нацбанка. Несмотря на то, что Партия регионов зимой 2008-2009 годов трижды голосовала за его отставку.

Впрочем, как "ЗН" уже отмечало ранее, реальных серьезных конфликтов между регионалами и первыми лицами НБУ никогда не возникало. Наоборот, последние всегда оказывались достаточно отзывчивыми к важным просьбам и пожеланиям. Среди которых было, конечно, и предоставление миллиардов на рефинансирование банковских структур, контролируемых однопартийцами и единомышленниками Виктора Януковича. Сейчас в этих кругах никто не заинтересован, чтобы наружу просачивались некоторые щепетильные обстоятельства предоставления таких ссуд.

А вот среди сменщиков Стельмаха, способных претендовать на статус "политически независимых профессионалов", как о том хлопотали Международный валютный фонд и Всемирный банк в своем письме к президенту, могло и не оказаться достаточно сговорчивых и надежно контролируемых ближайшим окружением Януковича кандидатур.

Тем временем Стельмах уже объявил о готовности НБУ рефинансировать коммерческие банки, участвующие в финансировании государственных жилищных программ.

В зависимости от процедур, такая затея может даже оказаться полезной. Тем более, что без эмиссии НБУ справиться с финансированием всех государственных и бюджетных программ сегодня практически нереально. Вопрос только в том, какие масштабы может приобрести такая эмиссия. И не исчезло ли из лексикона Стельмаха главное банкирское слово "нет" по отношению к новому главе государства и его окружению.

Договариваться с МВФ и проводить реформы тяжело, а печатать гривни - очень даже просто. Какой дорогой пойдете, товарищи?

Юрий Сколотяный

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:НБУ
Рейтинг популярности материала «Как перескочить бюджетную пропасть, или Зачем Януковичу Стельмах во главе Национального банка» на Finance.ua - 2.0
В Контексте Finance.ua