Птица у дачи — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Птица у дачи

Казна и Политика
3524
Пока пристальное внимание общества было приковано к выборам Президента Украины, парламентарии решились на изменение правил регистрации вещных прав украинцев. Оформление изменений прошло, как по нотам. 11 февраля народные депутаты в первом чтении приняли законопроект №866 "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений". Затем, 26 февраля, Верховная Рада окончательно утвердила документ и направила его на подпись главе государства. И 12 марта Виктор Янукович подписал документ, который получил №1878.
Замкнутый цикл
Закон ждал своего часа более трех лет - впервые в канцелярию Верховной Рады его подали 24 ноября 2006 г. Подготовкой документа занимались специалисты Министерства юстиции под руководством Александра Лавриновича. Интересно, что в парламент законопроект поступил из Кабинета министров за подписью премьер-министра Виктора Януковича. И вот на прошлой неделе этот же человек, но уже Президент Украины, присваивает своей подписью этому же документу статус закона.
Закон преследует масштабные цели. Ими названы "обобщение и унификация законодательства Украины в сфере регистрации прав и обременений на недвижимое имущество". Проще говоря, создается Единый государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество, к которому будут отнесены не только жилье и прочие строения, но и земельные участки, на которых они расположены.
Напомним: сейчас регистрацией прав собственности на земельные участки, договоров аренды паев и прочих земельных правоотношений занимается Госкомзем. Регистрацию прав на квартиры, дома, сооружения и различные постройки осуществляют БТИ.
Идея создания единого реестра в Минюсте родилась еще в незапамятные времена - в мае 2003 г. БИЗНЕС сообщал, что появилось постановление Кабмина о создании Единого госреестра на землю и недвижимость. К тому времени Минюст уже "набил руку" на создании и ведении реестров.
В 2004 г. ВР приняла действующий ныне Закон №1952 от 01.07.04 г. "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений". Но этот Закон возложил обязанности по созданию и ведению Госреестра вещных прав (в части земельных участков) на Госкомзем. Отложив борьбу за единый реестр на потом, Минюст довел количество подведомственных ему реестров до пяти. Для этого в составе министерства было создано специализированное предприятие. "С учетом опыта разработки и администрирования прочих реестров, вероятнее всего, непосредственным исполнителем будет выступать все то же ГП "Информационный центр" Министерства юстиции Украины", - говорит Марина Ващенко, адвокат Адвокатского объединения "Нечаев и партнеры".
Хорошенькое им дельце
В новой редакции закона реализована идея о том, что земельный участок и расположенный на нем дом рассматриваются как единый объект недвижимости. Таким образом, практика, когда собственник при продаже своего дома был вынужден заключать отдельные договоры купли-продажи на дом и земельный участок, может остаться в прошлом. Также в Законе достаточно четко изложен порядок подачи заявлений граждан. В частности, каждому заявлению в электронном реестре будут присваиваться порядковый номер и дата регистрации. "Подобное нововведение может существенно облегчить процесс регистрации прав и помочь лицу, обратившемуся с заявлением, отследить прохождение имущества", - считает Максим Назаренко, юрист юридической фирмы "Саенко Харенко".
В принятом Законе указаны требования, предъявляемые к чиновникам, которые займутся регистрацией недвижимости. Так, каждый регистратор должен иметь диплом юриста, двухлетний опыт работы по профессии, а также пройти полугодовую стажировку. При этом регистратором не может быть человек, который имеет непогашенную судимость. Устанавливается еще ряд ограничений, которые налагаются и на обычных госслужащих. "Это позитивная норма, она улучшит качество ведения реестра и принятых решений о регистрации прав или об отказе в их регистрации", - говорит Максим Копейчиков, партнер юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры".
До момента внесения в Госреестр покупатель де-юре не является владельцем приобретенной недвижимости, которая может оставаться "бесхозной" на протяжении двух недель.
Замахнемся на БТИ
Предлагаемое в Законе создание Единого госреестра вещных прав на недвижимое имущество повлечет за собой изменение процедуры регистрации таких прав. "К примеру, потребуется передача регистрации прав на недвижимость от бюро технической инвентаризации (БТИ) органам государственной регистрации в составе Минюста", - говорит Максим Назаренко.
Неудивительно, что после появления Закона №1878 среди функционеров БТИ царит тихая паника. В частных беседах сотрудники БТИ называют данный законопроект "рейдерством со стороны государства". Но пока регистрацией прав на недвижимое имущество занимаются БТИ, которые подчиняются органам местного самоуправления. В будущем функции регистраторов будут исполнять региональные управления Минюста. "Во-первых, Минюст пытается лишить органы местного самоуправления части полномочий. Во-вторых, сейчас БТИ, регистрируя право собственности, платят отчисления и в госбюджет, и в местные бюджеты. После вступления Закона в силу местные советы лишатся части источников доходов", - говорит один из функционеров Украинской ассоциации бюро технической инвентаризации.
Две недели на аферу
В новой редакции Закона не регламентированы процедуры выдачи свидетельств (актов) о праве собственности, а также не указан перечень документов, необходимых для регистрации вещных прав на недвижимость. Новая редакция Закона создает дополнительные возможности для квартирных и земельных аферистов. Дело в том, со вступлением в силу положений Закона меняется момент, с которого у гражданина возникает право собственности на объект недвижимости. Сейчас оно возникает с момента заключения договора купли-продажи или другого правоустанавливающего документа (договора дарения и т.п.). Закон определяет, что право собственности возникает в момент регистрации объекта в Госреестре. Далее, на регистрацию собственности предлагается отвести 14 рабочих дней.
До момента внесения в Госреестр покупатель де-юре не является владельцем приобретенной недвижимости, которая может оставаться "бесхозной" на протяжении двух недель. Ситуацией могут воспользоваться аферисты. Например, нечистые на руку продавцы могут в один день заключить два договора купли-продажи на один и тот же объект недвижимости. Если собственником будет признан тот покупатель, который первым подал заявление на регистрацию вещных прав, второй покупатель остается без денег и недвижимости.
"Эти риски должны быть оценены и нейтрализованы. Например, на время оформления прав в Госреестре документы на недвижимость должны храниться у регистратора или у нотариуса", - поясняет Марина Ващенко.
Даешь бесплатно или свободно!
В Законе предусмотрено, что получить информацию об объекте недвижимости смогут только владельцы имущества и их наследники. Кроме того, информация из Госреестра прав доступна судам, органам местного самоуправления, внутренних дел, прокуратуры, налоговой службы, СБУ и иным чиновникам, которым в служебных целях потребовалась информация. Но собственники и их наследники для получения выписки из реестра должны платить, а чиновники будут получать информацию бесплатно.
БИЗНЕС неоднократно писал, что предоставление разных услуг, в том числе выдача справок, лицензий, разрешений и выписок, стало одним из способов заработать для чиновников. К примеру, чтобы получить справку, подтверждающую право собственности на землю, гражданин обязан уплатить около $200, и размер платы зависит от предприимчивости чиновника, выдающего справки. Вырученные деньги поступают на счета госпредприятий, и проконтролировать их дальнейшее использование невозможно.
Ситуация следующая - создание госреестров с ограниченным доступом к ним оплачивается налогоплательщиками, которых ограничивают в доступе к этим реестрам. Получающие же право доступа обязаны платить за предоставление им информации из государственных баз данных. Создание открытых реестров собственности невыгодно депутатам и чиновникам, которые являются крупнейшими собственниками земель и прочей недвижимости. Ведь в таком случае избиратели смогут узнать, чем владеют слуги народа, которые существуют за счет налогоплательщиков. Безусловно, кто-то может упрекнуть нас в том, что создание открытых госреестров нарушает права и свободы граждан, которые гарантированы Конституцией и Гражданским кодексом.
В этой связи показательна практика Великобритании. Каждый желающий может зайти на сайт Государственного земельного кадастра и за сравнительно умеренную плату - 3 фунта стерлингов - получить полную информацию о земельном участке: кто является владельцем земли, сумма сделки последней купли-продажи, географическое положение, плодородность грунта и т.п. Открытые госреестры, по крайней мере, в Великобритании, не рассматриваются как нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Игорь Лянной
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас