Как заработать на детском отдыхе — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как заработать на детском отдыхе

1976
На положительном имидже и доброй славе "Артека" можно поставить точку, заявляли отдельные политики и независимые эксперты после скандала, разгоревшегося в международном детском центре прошлой осенью. Но рынок их не услышал. Спустя несколько месяцев путевки в легендарный "Артек" разлетелись как горячие пирожки.
Популярностью пользуются не только известные приморские лагеря. Сегодня отдельные детские здравницы в Конче-Заспе и Пуще-Водице под Киевом, где предусмотрены зимние смены, заполнены практически на 80-100%. Но это относится больше к лагерям, "шефство" над которыми взяли частные специализированные компании. Государственные и коммунальные лагеря, построенные еще при советской власти, доживают свои последние годы, перед тем как их земля полностью отойдет в собственность коттеджных застройщиков. При этом детские центры нового формата, открытые на деньги частных инвесторов, только начинают развиваться и генерировать доход.
Программные приоритеты
В начале 90-х все профсоюзные объекты культурного и спортивно-оздоровительного назначения, в том числе бывшие пионерские лагеря, перешли в распоряжение Федерации профсоюзов Украины. Санатории и турбазы, построенные за счет государственных капиталовложений и профсоюзных взносов, стали эксплуатироваться акционерными обществами "Укрпрофздравница" и "Укрпрофтур". На сегодняшний день это детские оздоровительные, спортивные и образовательные центры, пребывающие в коммунальной собственности Министерства по делам семьи молодежи и спорта. Они финансируются из государственного бюджета, местных бюджетов и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, который выделяет деньги на оздоровление детей, являющихся членами семей застрахованных лиц. Наиболее масштабное финансирование получают государственные детские центры "Артек" и "Молодая гвардия", в отношении которых в прошлом году Кабинет Министров принял государственную программу развития до 2015 года. Общее финансирование оздоровления и отдыха детей летом 2009 года из этих источников составило 1,2 млрд. грн.
Что касается коммунальных и ведомственных детских лагерей, то, несмотря на специальные льготы, в том числе освобождение от уплаты налога на землю, они находятся в достаточно затруднительном положении. К примеру, в детском центре "Каштан", расположенном в лесу Кончи-Заспы под Киевом, рассказали, что финансирование сюда не доходит. Этот лагерь, работающий при Национальной академии наук Украины, функционирует за счет средств, заработанных на продаже путевок. Если бы большинство из них не реализовывалось по льготным ценам сотрудникам ведомства, "Каштан" мог бы неплохо зарабатывать – более 1 млн. грн. за смену, которая длится 21 день.
Распродажа по требованию
Другие лагеря, расположенные под Киевом, могут только мечтать о таких доходах. Многие из них либо простаивают, либо нарочно банкротятся и переводятся в частную собственность структурами, заинтересованными в использовании привлекательных земельных участков под коттеджную застройку. С конца 1990-х такая судьба постигла многие лагеря Киевской области. К тому же ежегодно появляются сообщения о намерениях приватных структур поменять целевое назначение территорий очередных детских центров в приморских городах. Стоимость земли и недвижимости здесь исчисляется астрономическими суммами, что не может оставить равнодушными предприимчивых спекулянтов.
К примеру, цена одной сотки на территории "Артека" составляет около $40 тыс. Не так давно в крымской прессе активно обсуждалась тема выкупа и перепрофилирования детского лагеря "Горный ручей", расположенного в одном из сел под Севастополем. В 2004 году лагерь уже не принимал детей, за несколько лет его разорили, передали из коммунальной собственности в аренду, реорганизовали в оздоровительное учреждение, а затем приватизировали. Фирма "Грантор", арендующая лагерь, без конкурса выкупила его за 404 тыс. грн. с тем, чтобы застроить полученную приморскую землю коттеджами.
Общественный резонанс вызвал скандал вокруг детского центра "Юна Січ" под Одессой. Его руководство передало землю лагеря в аренду третьим лицам с правом последующего выкупа. Это было сделано без ведома совладельца объекта – местного Фонда госимущества. Подобных примеров на сегодняшний день не счесть как в столице, так и в Крыму и Карпатах.
Недетский подход
Впрочем, есть в Украине и такие частные компании, которые используют детские лагеря по назначению, как дополнительное направление в своем основном бизнесе. При этом они не только эксплуатируют выкупленные центры, ранее находившиеся в государственной или коммунальной собственности, но и строят собственные. Как правило, инвесторами подобных проектов выступают средние туристические компании, специализирующиеся на детском отдыхе, и предприятия, предоставляющие спортивные, развлекательные и образовательные услуги. К примеру, образовательное агентство "ДЕК" и британская компания ЕАС развивают сеть языковых лагерей ABC-camp в Украине и за ее пределами. Активно развивает направление образовательных лагерей и компания Celyn ABC-camp. Частный конноспортивный клуб "Карьер", созданный еще в 1980 году, владеет детскими лагерями "Бинистро", "Тарпан" и "Следопыт". Они объединены в комплекс "Кольцо следопыта", который эксперты называют одним из самых удачных и популярных проектов на украинском рынке детского отдыха. Творческим лагерем "Время индиго", работающим зимой и летом, владеет компания "Альтернатива", основной деятельностью которой изначально являлась организация детских шоу-программ.
В практике открытия собственных детских лагерей туристическими операторами показателен пример компании "Визит Альянс". Она владеет детскими оздоровительными лагерями "Гренада" в Крыму и "Жемчужина" в Очакове. Туристический оператор "Черномор" создал в Крыму лагеря "Мандарин", "Какаду" и Черноморская атланта", которыми сейчас и управляет. И, нужно сказать, неплохо на них зарабатывает. К примеру, одна шестнадцатидневная смена в детском лагере "Мандарин" приносит компании около $620 тыс., в "Какаду" - около $440 тыс. Еще приблизительно $220 тыс. удается заработать на одной смене в "Черноморской атланте". Между тем, по словам директора центра туристической информации Владимира Царука, этот бизнес нельзя назвать высокодоходным. До кризиса его рентабельность составляла 7%. Сейчас, когда многие родители вынуждены экономить на отдыхе своих отпрысков, этот показатель сократился до 4%.
Организация детского лагеря с нуля –удовольствие довольно затратное. Чтобы центр получился качественным и заслужил внимание клиентов, в него нужно вложить от $500 тыс. до $1 млн. Сюда входит стоимость земли, строительства, наем квалифицированного персонала. Менеджер компании "Черномор" Максим Прокопенко отмечает, что одной из главных статей расходов в современных частных лагерях является безопасность детей. Здесь нет строгого контроля, как в детских центрах устарелого советского формата. У детей свободный режим отдыха, с ними работают психологи, воспитатели, диетологи.
Перекрестные направления
Несмотря на низкую рентабельность, туристическим компаниям все же выгодно иметь собственные детские центры. Они самостоятельно занимаются продвижением продукта, являются единственными и эксклюзивными продавцами путевок. Это дает им преимущество по стоимости путевок над конкурентами, которые сотрудничают с детскими лагерями такого же уровня. Как правило, наценка туристических компаний составляет 15-40%; если речь идет об образовательном лагере с языковым уклоном, этот показатель может достигать 60-70%. По словам Владимира Царука, туроператорам детский отдых приносит незначительную прибыль по сравнению со взрослым туризмом. Большинство из них предпочитает сотрудничать с зарубежными детскими центрами. Принцип сотрудничества такой же – компания выкупает часть путевок в лагерь и продает их с наценкой до 40%, но при этом наценка насчитывается в евро или долларах, а не в гривнях. Кроме того, зарубежные направления с каждым годом пользуются все большей популярностью среди украинских потребителей. Это связано с тем, что отдых в отечественных лагерях с каждым годом дорожает на 15-20%. Если в прошлом году цена путевки в "Артек" составляла около 12 тыс. грн., то сейчас речь идет уже о 15 тыс. грн. Это в три-четыре раза дороже детского отдыха такого же уровня в Болгарии.
Детский отдых за пределами Украины не менее популярен. Спросом пользуются курорты Чехии, Словакии, Кипра и Мальты. По словам генерального директора компании "Анекс Тур" Мехмета Гюндогду, все более популярным становится детский отдых в Турции благодаря большой территории комплексов и песчаных пляжей. Организация такого отдыха происходит по принципу организации отечественных лагерей, но качество проживания, питания и программы на несколько порядков выше, говорит эксперт.
Таким образом, будущее рынка детского отдыха в Украине – за частными лагерями, способными предложить услуги, не уступающие по качеству, но уступающие по цене зарубежным аналогам. Что же касается государственных и коммунальных лагерей "старого режима", то очень скоро рынок скажет им "Отбой!". Исключение составит разве что легендарный "Артек", и то – исключительно благодаря своей непоколебимой репутации.
Дария Исакова
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас