Таможенный союз: За и против вступления — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Таможенный союз: За и против вступления

3239
25 февраля Украина получила нового президента и старые страхи-надежды, связанные с его личностью. Один из них - присоединение нашей страны к Таможенному союзу (ТС) с тремя постсоветскими соседями - Беларусью, Казахстаном и Россией. Повод для разговоров возник по обе стороны границы: президент России Дмитрий Медведев в начале января дал поручение рассмотреть вопрос присоединения к таможенному союзу Украины. Янукович, казалось бы, дал на это свое согласие.
Но это еще ничего не значит. Его слова - лишь демонстрация лояльности к Москве. Украине никогда не стать членом Таможенного союза. Хотя это не означает, что Киеву нужно философски наблюдать, как Беларусь, Казахстан и Россия мастерят на ее границах мощную торговую стену.
Большой, единый и грозный
То, что после избрания Виктора Януковича стало горячей темой, изначально подразумевалось как Единое экономическое пространство (ЕЭП), входить в которое должна была и Украина. Договор об этом подписали еще в 2003 году. А к 2012-му все должно было заработать. Но в самый ответственный момент Украина не захотела поставить последнюю подпись. Киев выступал за создание в рамках ЕЭП зоны свободной торговли (ЗСТ), но отказался входить в Таможенный союз (ТС - следующий после ЗСТ уровень экономической интеграции) и создавать наднациональные органы этой организации.
Украинскую столицу смутило то, что, становясь членом ТС, она принимает единый с другими его членами импортный тариф. Тогда как в рамках зоны свободной торговли, каждая страна сама устанавливает ставки импортных пошлин по отношению к третьим странам. С приходом к власти Виктора Ющенко переговоры по ЕЭП и вовсе были приостановлены.
Тем не менее идея таможенного союза не умерла и до прошлого года достаточно вяло развивалась в рамках ЕврАзЭс. В 2009-м руководство главного идеолога этого союза - России - вновь активизировало свои попытки создать его. На встрече в Алма-Ате президенты Беларуси, Казахстана и России договорились к 1 января 2012 года создать, наконец, в рамках организации ЕврАзЭс Единое экономическое пространство, а к 1 июля 2010-го - запустить режим единой таможенной территории. На деле же уже с 1 января нынешнего года Таможенный союз трех стран - России, Беларуси и Казахстана (РБК)- заработал.
Другими словами, с нового года восточнее и севернее Украины начала действительно формироваться огромная (с населением 170 млн. человек) единая территория, которая во внешней торговле будет одним целым. Три государства введут единый импортный тариф по отношению к третьим странам и обещают проводить единую внешнеторговую политику. А в перспективе (в рамках ЕЭП) - согласовывать свою налоговую, валютную и фискальную политику.
Это объединение может нести немало неприятных сюрпризов для торговых партнеров союза. Во-первых, Москва, Минск и Астана не стали ломать голову над выработкой единой политики нетарифной защиты рынков, а просто объединили существующие в них меры по такой защите, отмечает замдиректора департамента Минюста по вопросам адаптации законодательства Украины Тарас Качка, отслеживающий ситуацию на восточных границах нашей страны. А потому если раньше требования по лицензированию вина, скажем, применялись только в Беларуси, то уже с 1 января они распространились на импортеров вина двух других государств. Единый тариф по отношению к третьим странам также будет в среднем выше того, который раньше имели участники союза, говорит он. Ориентироваться он будет главным образом на российский таможенный режим, а он куда менее либерален, чем в соседних государствах, в том числе в Казахстане и Беларуси.
Вот к этому объединению и предложили присоединиться Украине.
Шансы на выживание
В действительности Таможенный союз может и не заработать в полную силу. Пока политическая воля бежит далеко впереди реальных экономических возможностей. Союз-то создали, но все возможные проблемы и пути их решения не учли.
Подписанты, к примеру, не успели (или забыли?) разработать многие законодательные моменты. Не договорились, как они будут делить таможенные пошлины. Россия и Казахстан предлагают следующую пропорцию: 86,5% России, 8,5% Казахстану и 5% Беларуси. Белорусы не согласны и претендуют на дополнительные 0,3%. Резкий рывок в экономической интеграции привел также к замораживанию ряда импортных потоков. Создание Таможенного союза повлекло за собой введение лицензирования для импорта не только вина, но и ряда других наименований продукции. Но к моменту ввода лицензирования (начало 2010 года) даже порядок выдачи бланков для получения лицензий еще не был разработан. В результате 1 января 2010 года ввезти продукцию на территорию России, к примеру, не смогли импортеры вина, витаминов, поставщики технологий 3G и другие.
При этом уже сейчас понятно, что ряд аспектов работы ТС сильно противоречит конкретным интересам стран, в него вошедших. По данным российских "Ведомостей", Федеральная таможенная служба России бьет тревогу, по поводу того, что таможенное законодательство в Казахстане более либерально и это снизит поступления в российский бюджет, поскольку экономические агенты начнут оформляться там.
А в начале января Минск и Москва перессорились из-за вопроса введения пошлин на поставки в Беларусь российской нефти. Уже во время существования Таможенного союза Россия ввела квотирование беспошлинных поставок нефти этому государству. "Это нонсенс, что в рамках Таможенного союза мы квотируем (беспошлинные поставки), - возмущался в беседе с информагентствами первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко. - И самой пошлины быть не должно".
Из-за спешки или невнимательности три государства проглядели даже очевидные системные риски. Полная сумятица творится, к примеру, в вопросе инструментов торговой защиты "союзных" рынков. Для единой таможенной территории важно, чтобы эти полномочия отошли к единому наднациональному органу, но ТС БКР пока оставляет решения о применении инструментов торговой защиты за странами-участницами, удивляется Тарас Качка. "Получается, что если, скажем, против украинских труб будут действовать антидемпинговые меры в России, а в Беларуси - не будут, то украинские производители смогут поставлять их на российский рынок, просто завозя через Беларусь", - говорит он.
Чтобы решить все эти проблемы, у инициаторов Таможенного союза еще есть время. Таможенный кодекс - и единый тариф союза - вступают в силу только с 1 июля 2010 года, а на формирование единого экономического пространства отводится два года. Значит, у стран - членов ТС еще есть возможность закрыть все возможные логические и законодательные дыры.
Если этого не будет сделано, Таможенный союз может оказаться фикцией. Президент Беларуси не скрывает своего недовольства тем, что ТС не так уж и выгоден его государству. "Сможем ли мы компенсировать упущенные выгоды от сотрудничества с третьими странами, участвуя в Таможенном союзе, сформированном преимущественно на российских условиях?" - заявил он с легким намеком накануне создания ТС. Если волнующие Минск вопросы нефти не будут решены, не исключено, что он решит распрощаться с организацией.
Вопрос лишь в том, не является ли союз фикцией уже по своей идее. Даже в самой России говорить о Таможенном союзе как о новой реальности пока не берутся. "Я сторонник свободной торговли, и если три стороны договорились о создании единого таможенного пространства - очень хорошо. Но пока я не понимаю, какие могут быть дальнейшие шаги руководства наших стран и как этот Таможенный союз будет работать, - говорит Евгений Гавриленков, управляющий директор российской инвесткомпании "Тройка Диалог". - Все зависит от того, насколько сильны будут интеграционные связи между Россией, Казахстаном и Беларусью. Если слабы - идея таможенного союза может умереть сама собой".
Поговаривают, что ТС может создаваться лишь для решения ситуативных задач. Скажем, ускорить процесс принятия всех этих стран во Всемирную торговую организацию. Не исключено, что Россия в переговорах по ВТО решила стать в позу: либо пускаете нас на наших условиях, либо мы создадим громадный торговый блок, считаться с которым так или иначе придется.
Узнать ответ на этот вопрос мы сможем довольно скоро. Если ТС БКР - это не фикция, то следующие месяцы будут периодом стремительного реформирования законодательства стран Таможенного союза, считает Тарас Качка. И Украине нужно будет очень пристально за ними следить.
Если это - реальность, Украине образца 2010 года выгодно идти на сближение с ТС. Несмотря на всю грозность создаваемого объединения, оно не несет угрозу ухудшения торгового режима существующего между Украиной и странами ТС. У нашей страны уже есть соглашения о зоне свободной торговли со всеми тремя государствами. Согласно статье 7.2 Решения "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза" (от 27 ноября 2009 года) существующие договоренности "перекочевали" и в этот торговый блок.
Но Киеву выгодно и дальше либерализировать экономические отношения, и не с отдельными странами, а теперь с единым уже блоком. Только в соглашении о ЗСТ с Российской Федерацией сегодня существует около пятидесяти исключений. К тому же нефть и газ, которые занимают добрую половину товарооборота наших стран, в соглашение о ЗСТ не включены. Добиться отказа от этих исключений - задача-минимум, стоящая перед руководством нашей страны.
Кирилл Дмитриев, управляющий партнер и президент фонда прямого инвестирования Icon Private Equity, уверен, что программа-максимум для Украины - полноценное участие в Таможенном союзе. В своем выступлении на общественных дебатах "Украина не преодолеет кризис без России", организованных на прошлой неделе Фондом "Эффективное управление", он озвучил интересные данные о возможной выгоде от членства в Таможенном союзе для украинской экономики. "По подсчетам российских экономистов, в результате присоединения к Таможенному союзу ВВП Украины получит стимул для роста на дополнительные 3-5% в год, - говорит он. - А синергетический эффект от вхождения Украины в Единое экономическое пространство с Россией для каждой украинской семьи составит $400-500 в год уже в следующем году и около $4 тыс. в год - к 2016-му". Такие цифры, по его словам, объясняются снижением существующих таможенных пошлин, совместным замещением импорта, снижением издержек на неэффективные налоги, а также инвестициями в совместные проекты (и в результате увеличением новых рабочих мест).
Но у Дмитриева много оппонентов. Главный вопрос, который они задают, - как близко нам можно подойти к Таможенному союзу. И сами же на него отвечают: ни на шаг ближе того уровня, на который соглашался предыдущий президент - создания ЗСТ с Россией, Беларусью и Казахстаном.
Чтобы не обжечься
Те, кто в Украине хорошо знаком с темой, уверены: ничего нового участие в Таможенном союзе Киеву не несет. Вхождение Украины в ТС вряд ли поспособствует увеличению объемов торговли с другими странами-участницами союза, сомневается Виталий Ваврищук, аналитик инвестиционной компании BG Capital. Украина и сейчас торгует со всеми государствами союза в беспошлинном режиме. А ограничения на импорт украинской продукции, которые были введены странами - членами ТС по результатам антидемпинговых или специальных расследований, будут сохранены и дальше.
Зато потери от слишком тесной экономической интеграции - очевидны.
Самые большие сомнения у Киева, как и раньше, вызывает главная особенность ТС - единый таможенный тариф. Это противоречит уже принятым нашей страной обязательствам и ее интересам.
Прежде всего, введение единого таможенного тарифа сделает невозможным для Украины ее участие в других экономических объединениях, прежде всего - в любых зонах свободной торговли. То есть с идеей создания "ЗСТ+" с ЕС Киеву также придется распрощаться, напоминает Ильдар Газизуллин, экономист Международного центра перспективных исследований.
Не менее важно и то, что в основе тарифной сетки ТС лежат импортные тарифные пошлины, применяемые Россией. А они, обращает внимание Виталий Ваврищук, значительно превышают украинский средневзвешенный импортный тариф.
В результате пострадает бизнес. Если Киев решит стать членом ТС, нашей стране придется существенно повысить импортные пошлины на многие виды сырья и комплектующих не из стран РБК, используемых украинскими производителями. Это существенно снизит конкурентоспособность отечественных компаний по сравнению с российскими производителями, уверен Ваврищук. Из-за этого уже сейчас, к примеру, болит голова у Александра Лукашенко. Российские пошлины на авто на 20-30% выше, чем белорусские. И если Минск не сможет добиться компромисса в установлении таможенных пошлин, белорусских автоимпортеров ожидает медленная смерть.
Но еще больше проблем это принесет в отношениях с ВТО. У Украины уже есть обязательства по максимально возможному тарифу в рамках этой торговой организации: Киев принял широкие обязательства по уменьшению уровня тарифной защиты внутреннего рынка и неплохо продвинулся в их выполнении. "Выходит, в случае вступления Украины в Таможенный союз нужно будет заново проводить двусторонние переговоры со всеми заинтересованными странами ВТО и согласовывать новый тарифные ставки", - говорит Виталий Ваврищук.
"Рвать" с ВТО в Украине никто не намерен. "Мы будем развивать интеграцию с государствами постсоветского пространства, прежде всего с Беларусью, Казахстаном и Россией, но только на основе принципов ВТО", - говорит Леонид Кожара, замглавы Комитета Верховной Рады по иностранным делам от Партии Регионов. Впрочем, дело - не в одних обязательствах. Украинский бизнес также далеко не всегда в восторге от идеи вступления в Таможенный союз. "Более тесная интеграция с Россией выгодна, скажем, украинским химикам, которые поставляют из России сырье. Но для металлургов гораздо важнее рынки Запада и ЕС, - однозначен Алексей Кузнецов, исполнительный директор "Смарт-холдинга". - Именно поэтому мы так рвались в ВТО".
Вообще-то, обойти "проблему ВТО" и согласиться на единый тариф по отношению к третьим странам Украина могла бы. Но - при одном условии. Правила этой торговой организации требуют, чтобы уровень защиты рынков в Таможенном союзе не превышал уровень защиты рынков до создания этого союза. То есть единый тариф в ТС РБК должен быть не выше того обязательства, которое взяла на себя Украина при вступлении в ВТО. И вот вероятность этого очень низка.
В Киеве это очень хорошо понимают. Не случайно Леонид Кожара, занимавший пост министра иностранных дел в теневом правительстве Виктора Януковича, говорит, что Украина может войти в ТС на принципах разноскоростной интеграции. "Украина может интегрироваться в Таможенный союз с другой скоростью и на других принципах, чем Казахстан и Беларусь", - говорит депутат.
Так красиво и дипломатично Кожара, по сути, повторил то, чего так упорно не хотели слышать российские президент и премьер последние пять лет: Украина может участвовать в Таможенном союзе лишь в формате зоны свободной торговли. Ведь если исходить из формулировки ГАТТ, Таможенный союз от ЗСТ отличает лишь одно - наличие единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. "Отказываясь от единого тарифа, мы тем самым соглашаемся участвовать лишь в создании ЗСТ", - говорит Тарас Качка. А "многоэтажные" формулировки представителей теперь уже президентской партии могут быть ни чем иным, как проявлением лояльности и такта к инициативам Кремля (это, кстати, вполне в духе прагматичных заявлений ПР о том, что в двусторонних отношениях с Россией Украине нужно уходить от конфронтационной риторики).
"Мы считаем, что вступление России в ВТО сыграло бы очень большую положительную роль для развития двустороннего сотрудничества между Украиной и Россией", - дает надежду на счастливое для России разрешение вопроса Кожара. Но даже это - неосуществимый сценарий. "Украина уже взяла на себя по многим товарным группам такие обязательства относительно предельных ставок импортных пошлин, которые ниже тех, что отстаивает на переговорах по ВТО Россия, - говорит Алексей Блинов, экономист Astrum Investment Management. - Беларусь и Казахстан в своих переговорах по вступлению в ВТО в большинстве своем будут равняться на российские позиции по ставкам пошлин". Выходит, даже присоединение этих трех стран к торговому клубу не станет ключом к тому, чтобы интеграция с участием Украины на постсоветском пространстве двинулась дальше ЗСТ. Поезд для этого уже просто ушел.
Дария Рябкова
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас