Возвращение золотого стандарта — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Возвращение золотого стандарта

3162
Золотой стандарт - денежная система, открытая человечеством в ходе своего развития. В последние сто лет усилиями государств она была демонтирована и заменена на систему неразменных бумажных денег, эмитируемых центробанками. И это имело не лучшие последствия.
Ценность
Каждый человек стремится улучшить свое состояние. Это улучшение - субъективно, в его основе нет никаких "объективных" факторов. Потребности в еде, размножении и даже сама жизнь не являются "объективными факторами", то есть такими, которые бы всегда не зависели от нашего выбора. Человек может отказаться от этих потребностей, если делает выбор в пользу других, более ценных для него. Жертвуя жизнью, люди, как это ни жутко звучит, тоже улучшают свое состояние - в определенных условиях они предпочитают смерть жизни.
"Объективность" некоторым нашим действиям придает статистика. Мы потребляем пищу гораздо чаще, чем объявляем голодовки, поэтому "пища" кажется нам объективной потребностью. Кроме того, общество ради самосохранения стремится максимально уменьшить необходимость в принятии таких жестких решений. Тем не менее все это не отменяет факта, что ценность имеет исключительно субъективную природу.
Обмен
Именно разница в субъективной оценке ценности благ делает возможным их обмен друг на друга. Если у меня есть шило, а у вас - мыло и вам позарез нужно шило, а мне - помыться, то обмен принесет пользу нам обоим. Весьма распространенная ошибка состоит в том, что многие, включая очень уважаемых людей, считают, что в этом случае "ценность шила равна ценности мыла". Это не так. Обмен состоится только потому, что каждый из нас оценивает одно благо выше, чем другое, и готов отказаться от своего блага в пользу другого, оцениваемого выше.
Обмен увеличивает наше богатство - субъективную оценку своего состояния. Это ключевая формула для понимания экономики.
Время
Значительная часть экономических теорий игнорирует время. Нам в этом смысле особенно тяжело, поскольку наш язык упорно не замечает наличие времени. Тем не менее нетрудно понять, что человек действует из прошлого в будущее. Очень редко, когда он действует "единомоментно", в основном он делает тот или иной выбор в рамках неких планов, которые он строит. Понятно также, что большинство этих планов даже не осознается им в качестве таковых, это некие шаблоны поведения, которые, впрочем, включают в себя разные этапы и локальные цели.
Для нашей темы это означает несколько вещей. Во-первых, ценность тех или иных благ для каждого человека меняется со временем, в зависимости от того, какие планы он реализует в данный момент. После того как я помоюсь, ценность мыла для меня резко упадет, и если опять появится тот тип с мылом, рассчитывая поживиться моим шилом, я выставлю негодяя за дверь. Во-вторых, значимость настоящих благ всегда выше, чем будущих. Если я могу получить что-то сейчас или через некоторое время, естественно, предпочту это в данный момент (это объясняет феномен кредита и ставки процента). И третий вывод: чем дальше расположены во времени наши цели, тем более ценными для нас они являются. То есть если мы реализуем некие планы, конечные цели которых находятся в будущем, это означает, что они ценнее для нас, нежели нечто, расположенное в настоящем. Классический пример - образование.
Поиски денег
Натуральный обмен или бартер - это обмен одних вещей на другие. Он тоже увеличивает богатство, однако подчиняется все тем же законам человеческой деятельности. То есть чем сложнее предметы, тем труднее бартерный обмен. В силу больших издержек на построение бартерных цепочек такой обмен не может быть регулярным и обладает множеством недостатков, на которых мы не будем останавливаться.
В этом месте начинается эволюция. Она состоит в поиске универсального товара, обладающего максимальной обмениваемостью. То есть если мне нужно поменять сапоги на мотыгу, то часто бывает проще обменять их, например, на хлеб, а уже его - на мотыгу. Однако хлеб не может храниться долго и т. д. и т. п. В ходе этой эволюции, в которой, еще раз повторю, люди не были специально заняты поиском универсального средства обмена, а просто занимались своими делами, такой товар с максимальной обмениваемостью был найден - им стало золото.
Нужно специально подчеркнуть, что драгметалл стал деньгами не потому, что имеет какую-то "ценность", а потому, что лучше любого другого товара подходит на роль посредника для выражения разных субъективных ценностей. Можно назвать несколько свойств золота, которые делают его таким: измеряется на вес, удобно в хранении, трудно в добыче и производстве, для проведения большинства обменов необходимо малое его количество, однако это все будет неправильно, так как мы имеем дело с результатами эволюции. У эволюции бесконечное количество критериев, так что о большинстве из них мы, скорее всего, просто не догадываемся.
Денежный расчет
Приняв некий вес золота или серебра за единицу (талер, динар, фунт, драхму и т. п.), мы получаем феномен цены и денежного расчета. Это дает нам возможность сравнивать несравнимые вещи и, главное, четче планировать свою деятельность, делать ее долгосрочной, а значит, как мы помним - более ценной. Появление денежного расчета и цен, как основного места его "применения", радикально расширило возможности людей выбирать и способствовало возникновению все новых и новых видов деятельности.
Экономический рост
Ну и, наконец, мы подошли к месту, в котором в большинстве случаев царит полное непонимание. Если мы согласны с тем, что люди действуют ради улучшения своего состояния (уменьшения беспокойства, как это называют экономисты), и с тем, что ценность имеет субъективную природу, связанную со способностью того или иного блага уменьшать беспокойство, а также с тем, что люди действуют во времени, то следующее не будет для нас открытием. Оно состоит в том, что экономический рост или рост национального богатства связан, прежде всего, с количеством и доступностью благ.
Общество тем более богато, чем больше благ в нем существует, чем больше благ в нем доступно и чем больше новых благ появляется. Думаю, не нужно объяснять, что благами являются не просто "товары и услуги", но и, к примеру, хорошее настроение после программы новостей.
Можно сказать и так: коль скоро деятельность человека почти всегда направлена на экономию времени, экономический рост означает производство времени. Общество тем более богато, чем больше времени в нем накоплено.
Как видим, в этих определениях ничего не говорится о деньгах. Деньги важны потому, что они радикально расширяют возможности обмена благами, то есть роста богатства, и позволяют нам планировать долгосрочные проекты, а значит, получать все более ценные блага.
Важный вывод, который нужно сделать, состоит в том, что количество денег не имеет значения.
Золотой стандарт, государство и регуляторы
Итак, мы говорили о денежной системе, у которой не было "создателя" и "хозяина". Эта система была системой тех людей, которые ею пользовались. Однако разнообразные правители и государства всегда стремились вмешаться в нее для извлечения прибыли сначала непосредственно для себя, а с появлением демократий - для нужд "общего блага". Между тем золотой стандарт, то есть использование определенного веса золота в качестве денежной единицы, очень затруднял это вмешательство.
Мы упоминали о том, что в средние века государство занималось порчей денег - инфляцией, пытаясь обязать граждан принимать меньший вес монеты за номинал. Этот вопрос решался двумя способами: частной чеканкой и менялами. Монеты могли чеканить многие, и прежде всего "иностранные" государства. Поскольку "национальность" золота не имеет значения, а важен его вес, проблему порчи монет успешно решали менялы, которых, как вы помните, всегда изображали с весами. Они попросту обменивали разные монеты на вес, не обращая внимания на то, что на них написано.
Когда распространились банковские расписки, проблемой стало частичное резервирование, то есть ситуация, когда банк хранил меньше золота, чем выдавал расписок. Она решалась банковскими крахами, которые были возможны только потому, что существовали "истинные деньги" - золото, а его, в отличие от расписок, банк не мог производить из воздуха. Кроме того, универсальным регулятором были и экономические кризисы, возникавшие по причине того же частичного резервирования, приводившего к кредитной экспансии, основанной на фидуциарных средствах. Кризисы уничтожали фидуциарные пузыри, наиболее рисковые финучреждения банкротились.
С появлением центральных банков, помимо кризисов, аппетиты правительств ограничивала и международная торговля. Когда центробанк вливал ликвидность (снижая учетную ставку) в банковскую систему, начинался рост цен. Становилось выгодно экспортировать в такую страну. Однако рано или поздно наступал момент погашения требований иностранных держателей "национальной" валюты на золото. Это приводило к оттоку драгметалла из страны и заставляло повышать кредитные ставки с целью уменьшить денежную массу (точнее - массу заменителей денег). Мы описываем этот механизм как самостоятельный, однако чаще всего он был частью общего экономического цикла.
В любом случае, при золотом стандарте правительства были значительно ограничены в своих возможностях служить на благо людям.
Общество и контробщество
Здесь нужно сделать очень важное замечание. Такие вещи, как денежный обмен, денежный расчет, разделение труда и связанный со всем этим экономический рост, существуют практически в любом обществе, даже в тоталитарном, когда оно отказывается от практики регулярного массового насилия. Они порождают то, что можно назвать обществом, когда одни люди зависят от других и процветают тогда, когда облегчают процветание других. Именно в обществе возможны и ценны такие регуляторы, как мораль, ответственность, инновации и т. п. То, что можно назвать национальным богатством, создается обществом.
Присвоение, насилие, произвольное перераспределение создают другие шаблоны поведения, которые можно назвать контробществом. Как правило, эти шаблоны связаны с государством и его деятельностью. Не вдаваясь в подробности происхождения и взаимосвязи одного с другим, отметим, что контробщество не создает, а уничтожает национальное богатство.
Процветание того или иного народа в каждый момент времени зависит от того, какие шаблоны поведения преобладают - общества или контробщества.
Инфляция
Итак, золотой стандарт всячески мешал политикам выигрывать выборы на "количественных" обещаниях, вести продолжительные войны и служить народу другими способами. Поэтому государства стремились постепенно избавиться от него. Разумеется, это не было заговором, а было совпадением интересов, чаще всего неосознанным, что, как известно, хуже любого заговора.
Получив в свои руки денежную систему общества, государства начали заниматься узаконенным фальшивомонетничеством, или инфляцией, то есть постоянно уменьшать покупательную способность денежной единицы. Не будем сейчас останавливаться на том, что ликвидация золотого стандарта уничтожила единые мировые деньги, вместо которых возникли "обменные курсы", устанавливаемые политическим путем. Поговорим лишь немного о "национальной" инфляции, так как этот механизм является основным.
Как уже упоминалось, количество денег в обороте не имеет значения. Но когда их появление никак не связано с благами, ситуация выглядит несколько иначе.
Инфляция не имеет одномоментного и равномерного воздействия. Этот факт - основа данного механизма. Тот, кто первым воспользовался вновь созданными деньгами, получает преимущества, так как может приобрести блага по "старой цене". Тот, кто получает их последним, терпит убыток.
Категорически не понимают одну вещь: увеличение количества денег не означает увеличения благ, существующих в обществе. А ведь только блага и их доступность, а не деньги, имеют значение для людей. Со временем я пришел к выводу, что механика закона "чем больше денег, тем выше цены" достаточно понятна, а вот тот факт, что инфляция является способом перераспределения, понимается с трудом. Люди считают, что при инфляции "перераспределяются" некие новые средства. Однако это не так. Инфляция перераспределяет то, что уже существует. Она забирает блага у одних и отдает их другим.
Таким образом, правительства получили в свое распоряжение удивительный механизм финансирования своей деятельности, удовлетворения групп давления (профсоюзов и пр.) и поощрения сторонников на выборах. Все это происходит за счет остального населения путем инфляции. Власти могут принимать решения, не опираясь на согласие налогоплательщика, поскольку в их руках находится печатный станок (а точнее - шариковая ручка). Теперь правительства могут даже выращивать себе избирателя, раздавая преимущества заинтересованным группам не только в виде открытых льгот, но и за счет инфляции.
Нужно понимать, что инфляцию весьма затруднительно "измерить". То, что нам показывают в виде "индекса" инфляции, на самом деле является отражением изменения цен на этапе конечного потребления. В то же время конечное потребление - это далеко не вся экономика. Индексы инфляции - это некая средняя температура по больнице.
Главная беда инфляции - это последствия, которые не отражаются на ценах и индексах. Мы говорили, что рост национального богатства происходит тогда, когда люди являются взаимозависимыми и свободно обмениваются благами. Цены в этой системе играют роль индикатора. Они показывают, куда человек в поисках прибыли должен направить свои усилия. При этом очевидно, что его старания принесут пользу другим и количество благ в обществе увеличится. Когда цены, попадая под действие хаотических изменений денежной массы, перестают играть эту роль, вся система становится неэффективной. Влияние "контробщества" усиливается, стимулы меняются, мораль и прочие ценности "общества" деградируют.
Тот пластмассовый мир ненужных вещей, в котором мы живем, гонка "новых моделей" товаров, ничем не отличающихся от старых, господство серости и убожества во всех сферах нашей жизни имеют в своей основе простые финансовые причины. "Искажая отчетность и создавая мнимую прибыль, инфляция не дает рынку наказывать неэффективные бизнесы и вознаграждать эффективные. Господство "рынка продавца" приводит к ухудшению качества товаров и услуг, ведь потребителю гораздо легче свыкнуться со скрытым повышением цен, когда они вроде бы остаются старыми, а снижается "только" качество", - пишет либертарианец Мюррей Ротбард.
Проблемы бюджетного дефицита, внешней и внутренней задолженности государств имеют в основе все ту же причину - монополию государства на "производство" денег. И самое страшное, что большинство предложений по решению этой проблемы сводится к созданию новых государств на месте старых. Европейский банк, Евросоюз, создание евро - типичный пример этой деятельности. Вместо старых государств Европы, которые давным-давно являются банкротами, возникают новые государственные институты с "чистой репутацией". Мировое правительство, имеющее монополию на мировую инфляцию, - вот закономерный итог этих устремлений. Однако очевидно, что все это не только не решит проблему, но и усугубит ее последствия. Природу невозможно обмануть, как бы этого ни хотелось политикам.
Два направления
Интересно, что в качестве аргумента в пользу существующей финансовой системы часто демонстрируется ее сложность. Действительно, разобраться во всех тонкостях функционирования многочисленных финансовых институтов и инструментов вряд ли возможно. Когда-то на этот счет я придумал аналогию. Представим себе, что правительственным декретом были введены обязательные квадратные колеса. Можно только догадываться, насколько сложными и многочисленными будут разнообразные механизмы, призванные сделать передвижение на таком агрегате хоть как-то удобным. Переход на круглые колеса, вероятно, и не потребует таких изящных конструкторских решений, зато, как ни крути, будет практичнее. Да и конструкторская мысль может устремиться на решение более насущных проблем.
Возвращение к золотому стандарту не только возможно, но и необходимо. Тем не менее не нужно стремиться к тому, что мы знаем по XIX веку. Тот стандарт действовал в условиях двух искажающих факторов: частичного резервирования и наличия центральных банков. Они приводили к регулярным кризисам, которые, заметим, никуда не исчезли, а только усилились, когда государство окончательно присвоило себе денежную систему. Не останавливаясь на деталях, отмечу, что переход к золотому стандарту должен включать в себя два направления.
1. Полное отстранение государства от какого бы то ни было влияния на финансовую систему общества. Центральный банк, разумеется, должен быть ликвидирован.
2. Распространение наказаний за воровство и на банки, то есть обязательное 100%-ное резервирование по вкладам до востребования.
Золотой стандарт не означает, что мы обязаны таскать с собой мешки золота. Это всего лишь подразумевает то, что банки должны хранить в качестве резерва золото, а эмитируемые ими банкноты должны обмениваться на него по первому требованию. Электронные платежи вообще максимально упрощают техническую сторону дела.
Владимир Золоторев
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас