Служили два товарища — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Служили два товарища

Казна и Политика
2921
После продажи корпорации ИСД на руках у Виталия Гайдука и Сергея Таруты осталось несколько десятков непрофильных бизнесов с общей капитализацией около $500 млн. Какое будущее ждет эти активы, если ключевой центр доходности - металлургия - продан
Сергей Тарута всегда подчеркивал глубокое уважение к своему партнеру по бизнесу Виталию Гайдуку. "Мой духовный партнер", "высокий специалист макроуровня" - далеко не все лестные эпитеты, произнесенные им публично. В дуумвирате, управляющем одной из самых крупных украинских бизнес-групп - "Индустриальный Союз Донбасса" (ИСД), никогда не было замечено ссор и разногласий. Роли были четко распределены: если Тарута решал тактические вопросы и общался с Виктором Ющенко, то Гайдук занимался стратегическими задачами и налаживал доверительные отношения с Юлией Тимошенко.
Теперь многолетней дружбе двух миллиардеров предстоит выдержать новое, более сложное испытание на прочность. В их бизнесе появился "третий лишний" - консорциум российских инвесторов, выкупивший контрольный пакет акций металлургических предприятий группы. Если Виталий Гайдук полностью вышел из корпорации, и влияние новых собственников на него не распространяется, то Сергей Тарута остался и стал более зависим. Не исключено, что это может посеять зерно будущего конфликта между партнерами, в чьей общей собственности все еще сосредоточен ряд крупных, но разрозненных активов - Гданьская судоверфь, отель "Хаят", авикомпания "ИСД-авиа" и пр. Понимая, что поддерживать такой бизнес без профит-центра (которым до продажи была металлургия), а также без прежнего неограниченного доверия друг к другу рискованно, партнеры начали переговоры, которые могут закончиться перераспределением оставшегося имущества и продажей отдельных активов.
ИСДелия из металла
Новость о покупке консорциумом российских инвесторов во главе с Carbofer и Внешэкономбанком корпорации ИСД вызвала интерес общественности не столько в Украине, сколько в Польше. О продаже россиянам "колыбели польской демократии" - Гданьской судоверфи (контролируется ИСД) - запестрели заголовки крупнейших газет, а собственники предприятия моментально получили коллективные обращения от профсоюзов, в которых выражалась глубокая обеспокоенность данной сделкой.
Тушить пламя в срочном порядке принялся пресс-секретарь ISD Polska Яцек Ленски. Он заявил, что сделка с россиянами к Гданьской судоверфи никакого отношения не имеет и предприятие остается в собственности украинских инвесторов. Также стало известно, что судоверфь была выведена из состава корпорации еще год назад по требованию банков-кредиторов, поэтому ее собственниками остаются исключительно украинские акционеры ИСД. В комментарии "Инвестгазете" Яцек Ленски рассказал, что сейчас 75% предприятия контролируются кипрской компанией, управляемой Сергеем Тарутой, Виталием Гайдуком и Олегом Мкртчаном.
Кроме Гданьской судоверфи в собственности бывших совладельцев корпорации ИСД осталось еще несколько десятков активов, не перешедших под контроль россиян. Большинство из них управляются консорциумом "Индустриальная группа", который по итогам 2008 года показал убыток в полтора миллиона гривен. Россияне купили только металлургические - наиболее прибыльные - предприятия. Таким образом, Виталий Гайдук и Сергей Тарута, продав свой профильный бизнес, остались со множеством разрозненных по своей географии и специализации активов.
От некоторых из них бывшим собственникам ИСД придется избавляться. Без генерирующего прибыль профит-центра в виде металлургических комбинатов долго поддерживать непрофильные активы бизнесмены не смогут. Наиболее вероятны два сценария развития ситуации. При первом варианте Виталий Гайдук выходит из всех непрофильных компаний, продавая свою долю партнерам, и уже Сергей Тарута занимается их переформатированием, оптимизацией и перепродажей. При втором бывшие партнеры сами определяют сферы своего влияния, проводят трансакции, и когда-то общие активы получают единоличного собственника.
При этом сейчас еще трудно определить, что может оставить за собой Виталий Гайдук. Возможно, он попытается закрепиться в наиболее перспективных компаниях, работающих на гостиничном рынке, в АПК ("Бахмутский аграрный союз"), а также в авиации ("ИСД-авиа"). Сергей Тарута, за которым осталась доля в корпорации ИСД, может быть заинтересован в сохранении контроля над активами, обладающими синергией с металлургическим производством (металлотрейдер УГМК, "Укрстальконструкция" и др.), а также над строительными компаниями ("Азовинтэкс"). Если же часть этих активов будет выставлена на продажу, то, как считает аналитик ИК Foyil Securities Исмаель Сафаралиев, покупателей следует искать среди крупных региональных ФПГ, включая, например, "Метинвест" и "Евраз". "Международные игроки на небольшие активы вроде Днепропетровского трубного завода заходить не станут", - отметил эксперт.
На то, что раздел имущества уже начался, намекнул сам Виталий Гайдук. "Я продал свою долю в корпорации ИСД. Но есть еще ряд активов, которые не входят в корпорацию, хотя и связаны с ней тем или иным образом. Владение этими активами тремя акционерами может создать конфликт интересов, так как у корпорации ИСД другой состав собственников. По ним мы находимся в нормальном переговорном процессе, и если конфликт интересов будет, я думаю, что мы его решим", - рассказал он в интервью одной из украинских газет. Андрей Герус из ИК "Конкорд Капитал" подтверждает, что сейчас идет переговорный процесс о разделе бизнеса, не входящего официально в ИСД (например, УГМК). При этом эксперт уверен в том, что партнеры договорятся и громких "бракоразводных" процессов мы не увидим. Фактически бывшим партнерам остается только формализовать раздел зоны интересов. Аналитик ИК BG Capital Евгений Дубогрыз отметил, что Виталий Гайдук и Сергей Тарута не ведут совместного бизнеса уже около полутора лет. Исключением была лишь корпорация ИСД, которая, впрочем, находилась под операционным контролем менеджмента, более близкого к Таруте.
Между тем Виталию Гайдуку и Сергею Таруте необходимо договариваться быстро, поскольку компании уже начали ощущать прессинг со стороны поставщиков сырья и госфондов. Наиболее тревожный звонок прозвенел из Сербии. Через несколько дней после того, как стало известно о переходе контрольного пакета акций ИСД в руки россиян, сербское агентство по приватизации госимущества разорвало контракт о продаже вагоностроительного холдинга "Завод вагонов Кралево" связанной с Тарутой фирме "Азовимпекс". Формальной причиной послужило несоблюдение инвестором условий договора с профсоюзами. Тогда же "Метинвест Холдинг" Рината Ахметова отсудил у предприятий, входящих в ИСД, 132,6 млн. грн. из-за невыполнения ими контрактов на поставку железной руды.
Нелегко украинским бизнесменам может даться сохранение контроля и над Гданьской судоверфью. Предприятие убыточно, а у них (особенно у Виталия Гайдука) сейчас нет контроля над активами, генерирующими достаточный доход для поддержания верфи на плаву. В лучшем случае удастся продержать колыбель "Солидарности" до ближайшего роста ее капитализации с тем, чтобы продать предприятие. Для этого собственникам придется использовать часть денег, вырученных от продажи металлургических активов. Местный профсоюз уже готов к такому сценарию. Его председатель Роман Галензевский заявил польским СМИ, что нынешние акционеры так и не смогли заверить его в том, что через год или два судоверфь не попадет в руки россиян, китайцев или американцев. "Впрочем, для нас самое главное, чтобы мы имели заказы, а люди - работу", - подчеркнул лидер профсоюза, тем самым намекнув, что препятствовать смене собственника предприятия рабочие не будут.
Среди украинских активов, имеющих синергию с металлургическим производством, бывшим партнерам предстоит поделить между собой Днепропетровский трубный завод (ДТЗ), металлотрейдера "Украинская горно-металлургическая компания", а также "Феркон-холдинг". Последний является мажоритарным акционером ряда предприятий, занимающихся производством и монтажом металлоконструкций.
Почему российские инвесторы не захотели покупать эти активы? Исмаель Сафаралиев считает, что "придатки" вроде труб и кокса показались новым акционерам непривлекательными, поскольку трубный завод переживает не лучшие времена, а Алчевский коксохим давно страдает от нехватки сырья. Впрочем, возможно, такая специфика сделки была связана с особенностями внутренней структуры распределения активов среди бывших совладельцев корпорации. Андрей Герус высказал мнение, что покупатели контрольного пакета ИСД попросту являются профильными инвесторами исключительно под металлургию, и другие активы не пребывают в сфере их интересов.
Основа нового бизнеса
Сергей Тарута вправе называть себя не только металлургом, но и градостроителем. В его послужном списке значится реконструкция Батурина и модернизация Львова. Но если в случае с гетманской столицей это было затратное меценатство, то в крупнейшем городе Западной Украины бизнесмен неплохо зарабатывает. Его компания "Азовинтэкс" строит там стадион под Евро-2012, а также реконструирует местный аэропорт. Если не учитывать 24%-ный пакет акций корпорации ИСД, то именно эта компания сегодня приносит предпринимателю наибольший доход.
Кроме "Азовинтэкса" Сергей Тарута без партнерства Виталия Гайдука контролирует компанию "Азовимпекс", а также холдинг "Медиаинвест групп" (газета "Экономические известия", журнал "Эксперт Украина" и др.). При этом Гайдук также изначально самостоятельно развивал свой медийный пул - холдинг "Эволюшен медиа", контролирующий proUA, "Комментарии", Weekly.ua, PHL, газету "День". Эксперты рынка, отмечая возобновление роста рекламы, считают, что бывшие собственники ИСД продавать эти активы не станут, тем более что делить им здесь нечего.
Для Виталия Гайдука основой его новой бизнес-группы может стать, кроме СМИ, обладающая глубокой вертикальной интеграцией аграрная часть "Индустриальной группы", а также гостиничный бизнес. Консорциум "Индустриальная группа" контролирует гостинично-развлекательный комплекс "Виктория" (Донецк), пансионат "Донбасс", оздоровительный центр "Айвазовский", а также ЗАО "Новые инжиниринговые технологии" - владельца отеля "Хаят" в Киеве. По данным СМИ, в мае прошлого года 33,34%-ная доля в капитале консорциума принадлежала связанному с Виталием Гайдуком ЗАО "Визави", по 33,33% владели причастное к Сергею Таруте ЗАО "Вега" и кипрская компания Uniglow Limited. По неподтвержденной информации, тогда же Виталий Гайдук выкупил доли своих партнеров, однако статус-кво сохранился, поскольку деньги выплачены не были.
Если это соответствует действительности, то для возобновления трансакции Виталий Гайдук может использовать полученный от россиян кеш. Продажа бывшими партнерами отеля "Хаят" третьим лицам маловероятна. "Скорее всего, в структуре его собственников либо сохранится паритет, либо кто-то из них выкупит долю другого", - считает Андрей Герус. С ним соглашается аналитик инвестиционно-банковского департамента Astrum Investment Management Кирилл Зуйков. "Украина испытывает дефицит качественных ресурсов в сегменте отелей, тем более такого высокого уровня. Во время чемпионата по футболу 2012 года "Хаят" может принести собственникам хорошую прибыль. Да и после чемпионата такие отели будут очень востребованы", - говорит эксперт.
Перед экс-партнерами по ИСД сейчас стоит сложная задача - определиться, что станет основой их нового бизнеса, а также избавиться от убыточных активов. Только хорошо просчитанная стратегия развития и инвестирования сможет со временем вернуть их на вершину топ-списков самых успешных украинских предпринимателей, где они впервые предстанут уже не в качестве партнеров.
Игорь Гошовский
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас