Магазины "для бедных" ушли в регионы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Магазины "для бедных" ушли в регионы

3494
Местные власти озаботились развитием социальных магазинов - в Днепропетровске открылись социальные мини-маркеты "Авоська", в Мариуполе появился "Славутич", в Кременчуге - "Оптовичок". Реальную конкуренцию существующим сетям они не создают - поставщики к таким торговым точкам только присматриваются, а эксперты считают их лишь средством пиара для чиновников.
По словам начальника управления торговли, пищевой промышленности и сферы услуг Днепропетровского городского совета Елены Бочарниковой, в январе 2010 года в спальных районах города было открыто около 40 торговых павильонов, организованных по принципу мини-маркетов.
Социальные магазины в Днепропетровске должны были открыться гораздо раньше в виде муниципальной торговой сети (решение о ее создании принято на сессии горсовета еще 10 июня 2009 года). Однако впоследствии к реализации данного проекта городские власти привлекли инвесторов (благотворительный фонд Приднепровского продовольственного банка). Как сообщила Елена Бочарникова, изначально предполагалось, что инвестиции в один магазин составят около 80–90 тыс. грн., но в итоге оказалось, что в каждый из павильонов пришлось вложить почти 300 тыс. грн.
"В среднем инвестиции только в оборудование для одного магазина площадью 45 м2 составляют $10–15 тыс.", - отмечает управляющий партнер GT Partners Ukraine Александр Тимофеев.
Это "магазины у дома" шаговой доступности, в которых представлены продукты питания первой необходимости (молочные и хлебобулочные изделия, крупы, мясо) по ценам на 7–10% ниже по сравнению с супермаркетами. Всего в рамках реализации городскими властями проекта по созданию сети социальных магазинов в Днепропетровске планируется создать 150–160 таких торговых точек. Подобные соцмагазины появились также в Мариуполе, Ивано-Франковске, Кременчуге.
Производители сейчас оценивают плюсы и минусы от возможного сотрудничества с соцмагами. В частности, к их работе присматриваются в компании "Родной продукт" (производитель круп, Днепропетровск). При этом ее генеральный директор Андрей Руденко считает, что такие проекты должны реализовываться усилиями не только бизнес-структур, но и с активным участием государства. Он аргументирует свою позицию тем, что продукция, представленная в социальных торговых сетях, как правило, очень дешевая, а в некоторых случаях ее цена даже ниже, чем себестоимость у производителя.
"Чтобы предприятие могло предлагать более низкую цену, не ухудшая при этом качество, государство должно обеспечить ему серьезную поддержку (льготы в налогообложении или какие-то другие уступки). Иначе это будут только временные единоразовые проекты", - уточняет Руденко. Александр Тимофеев уверяет: работать в ноль по собственной инициативе никому из поставщиков не хочется, поэтому стимулировать производителей поставлять продукцию в социальные магазины будет сложно.
"Используя админресурс, можно влиять на поставщиков, требуя от них максимального снижения цен на некоторые позиции. Но каким будет качество поставляемого товара - большой вопрос. Любые ограничения по социальным продуктам приводят лишь к ухудшению рецептуры и уменьшению их массы (если речь идет о фасованном товаре)", - добавляет управляющий партнер и креативный директор компании ADviral Антон Белецкий. По его наблюдениям, продукты, которые торговые сети реализуют в рамках собственных социальных программ, как правило, уступают по качеству брендовым товарам.
В то же время председатель Ассоциации производителей и поставщиков Украины (АППУ) Владимир Яворский уверен, что отечественному рынку ретейла альтернатива супермаркетам в виде социальных магазинов все-таки нужна.
"Создание сетей, реализующих продукцию с минимальной наценкой, в ближайшие год-два будет актуально. Главное, чтобы такие торговые точки смогли привлечь к себе потребителей и обеспечить реализацию товара, тогда компании охотно будут поставлять туда свою продукцию", - убежден он.
Производителям регионального масштаба все труднее добиться присутствия на полках крупных региональных игроков. Национальные сети серьезно ужесточили условия для поставщиков (относительно отсрочки платежей за поставленный товар, бонусных систем), из-за чего некоторые из поставщиков вынуждены были покинуть крупные сети. Те же, кто остались, переложили всю дополнительную денежную нагрузку на цену товара. В настоящее время наценка на продукты питания в обычных торговых сетях составляет от 20 до 50%, чаще всего ее размер колеблется в пределах 30–40% (информация АППУ).
Хотя компании могут понизить отпускные цены на величину так называемых рекламных и маркетинговых бюджетов при условии отсутствия поборов со стороны розницы. Антон Белецкий отмечает, что большинство производителей не имеют собственной системы дистрибьюции и собственной логистики, соответственно, им экономически невыгодно поставлять продукцию в соцмагазины самостоятельно.
В то же время наценка в современных социальных магазинах 10–15% вызывает улыбку у экспертов, поскольку это понятие подразумевает реализацию товаров без какой-либо надбавки вообще. Как объясняет гендиректор консалтинговой компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля, социальные магазины реализуют быстро оборачиваемый товар, а значит в состоянии обеспечивать производителям непрерывный денежный поток, что в нынешних условиях для поставщиков чрезвычайно важно.
По мнению генерального директора сети "Наш Край" Виктора Мольченко, чтобы социальные сети в Украине стали действительно аналогом европейских дискаунтеров (прототипов наших соцсетей), им не следует ограничиваться продажей только социальной группы товаров, поскольку эта продукция присутствует сегодня во многих супермаркетах, которые продают ее с минимальной наценкой либо по специальным акциям.
В долгосрочности и эффективности социальных магазинов в регионах отраслевые эксперты сомневаются. Директор исследовательской компании RetailStudio Михаил Грищенко уверен, что такие торговые точки нежизнеспособны и продержатся до тех пор, пока у местной власти или отдельного политика-содержателя есть к ним интерес и средства для вложений. По его мнению, социальный магазин - это скорее пиар-ход, позволяющий местным органам власти или отдельным политикам формировать положительный имидж, нежели эффективная розничная технология. Подтверждение тому - провал реализации плана по созданию крупной сети социальных магазинов в столице. В 2006–2007 годах в центральных районах города были установлены деревянные избушки, которые должны были предлагать киевлянам социальные группы товаров по низкой цене.
Но на практике цены в них оказались даже выше, чем в обычных супермаркетах, неудивительно, что через некоторое время эти избушки канули в Лету. А ровно год назад (в январе 2009 года) мэр Киева Леонид Черновецкий подписал распоряжение о создании коммунального предприятия "Домашний магазин" и заявил об открытии 1500 новых торговых точек. Однако по состоянию на сегодняшний день по всему Киеву их функционирует не больше десятка.
Эксперты убеждены: чтобы социальные торговые точки были эффективны и рентабельны, нужно построить большую торговую сеть национального масштаба. Михаил Грищенко уверен: эффективная розничная торговля - это технология. Причем технология работы не торговой точки (поставка - расположение в торговом зале - выкладка - собственно продажа), но и всей цепочки поставок - от производства до потребления. Современные торговые сети обеспечивают эффективное функционирование цепочки поставок. Местные власти вряд ли могут это сделать из-за отсутствия как минимум соответствующих ресурсов: знаний, опыта, организационных возможностей, финансов и многого другого.
"В локальном масштабе, например на уровне города, ждать каких-то результатов, которые будут говорить о том, что подобные магазины составят реальную конкуренцию профессиональным сетевым операторам, не приходится", - резюмирует Игорь Гугля.
Светлана Попель
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас