Коэффициент болезного действия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Коэффициент болезного действия

Казна и Политика
2247
Бюджет-2009 ожидаемо оказался невыполненным. Тем не менее в 2010 г. фискальное давление на экономику продолжит увеличиваться, а возмещение НДС будет почти приостановлено.
Как и предполагалось, к середине января страна так и не узнала итогов выполнения Бюджета-2009. Официальные сайты Минфина, Госказначейства, Кабмина и даже Президента хранят гробовое молчание на этот счет (последний, правда, вероятнее всего, ввиду отсутствия какой-либо информации).
Однако даже в столь "секретных" условиях нам удалось разжиться достаточным количеством информации о выполнении доходной части Бюджета-2009.
О прошедшем
По итогам года в Общий фонд госбюджета поступило 172,2 млрд грн. Соответственно, в декабре казна пополнилась 20 млрд грн. Таким образом, по итогам года выполнение бюджета составило 93,3%, а недобор средств превысил 12,4 млрд грн. Это означает, что дефицит Общего фонда госбюджета (запланированный и внеплановый) достиг 21,8 млрд грн., или около 2,4% ВВП. Вроде бы и скромно, но это если не учитывать, что дефицит Специального фонда, даже согласно плану, был предусмотрен в размере 22,2 млрд грн.
Кроме того, не стоит забывать проблем Пенсионного фонда, местных бюджетов и НАК "Нафтогаз України".
Впрочем, декабрьские 20 млрд грн. в любом случае являются очередным "чудом" и явно связаны с тем, что глава Кабмина припрятала-таки в рукаве очередной туз - кстати, этой возможности эксперты не исключали. В результате де-юре недовыполнение доходной части бюджета оказалось гораздо меньшим, чем прогнозировали эксперты в начале осени.
Напомним: предыдущим тузом, изначально не числившимся в колоде, стало ноябрьское зачисление в Общий фонд госбюджета 14 млрд грн. средств МВФ. Тот факт, что без "фокусов" не обошлось и на сей раз, подтверждается простыми расчетами.
В январе-ноябре удельный вес сбора платежей, которые закреплены за ГНАУ, в общей сумме доходов Общего фонда составил почти 50% (без учета возмещения НДС). Но это с учетом ноябрьского "фокуса" со средствами МВФ. А вот без этого доля ГНАУ в 2009 г. была как никогда велика - почти 54%. В декабре ГНАУ собрала в Общий фонд госбюджета 7,6 млрд грн. Разумно предположить, что максимум такую же сумму должны были собрать и все остальные наполнители казны. Если же учесть, что при этом 1,2 млрд грн. из бюджета было возмещено, то выходит, что декабрьские поступления должны были составить около 14 млрд грн., а никак не 20 млрд грн.
Наши предположения о природе этого "чуда" таковы. Во-первых, в состав доходов почти наверняка были зачислены оставшиеся два с небольшим миллиарда гривень из распределенных МВФ средств. Во-вторых, Кабмин, видимо, хорошенько "обул" местные бюджеты - при общем обвале экономики трансферты из местных бюджетов в государственный в 2009 г. даже превысили их объем в 2008 г. и составили 7,6 млрд грн. В-третьих, определенную помощь правительству мог оказать НБУ, который дальше - больше склоняется к этому, чем к следованию пожеланиям Президента. Наконец, в-четвертых, Кабмин разрешил возместить в декабре НДС в объеме лишь 1,2 млрд грн. против 3,2 млрд грн. согласно плану. Соответственно, по итогам года НДС был возмещен в объеме 34,5 млрд грн., что на 2 млрд грн. меньше, чем предусмотрено Бюджетом-2009.
Невозврат предприятиям денег не только привел к рекордному росту остатков невозмещенных сумм (они уже достигли 21,8 млрд грн.) и бюджетной задолженности по возмещению, но и позволил искусственно завысить выполнение доходной части бюджета на соответствующую сумму.
Что касается основных доходных источников, то они повели себя более-менее предсказуемо. Скажем, радикальное сокращение поступлений налога на прибыль в 2009 г. было очевидно для всех, кроме, пожалуй, "рисовавшего" красивый Бюджет правительства. В результате по сравнению с прошлым годом даже в номинальном измерении они сократились почти в 1,5 раза. В реальном же - "налоговая" прибыль предприятий оказалась наименьшей за последние пять лет.
А вот потреблять (хотя бы в денежном выражении) мы меньше, похоже, не стали. Некоторый прирост поступлений "внутреннего" НДС, видимо, свидетельствует именно об этом. Сохранение объема поступлений НДФЛ (который вновь стал вторым по объему доходным источником Сводного бюджета) почти на уровне 2008 г., видимо, должно свидетельствовать о том, что хотя бы номинальные доходы граждан властям удалось сохранить на близком к прежнему уровне. Хотя в обоих перечисленных случаях на величину поступлений отчасти могло повлиять и усиление активности налоговиков.
А вот с резким ростом поступлений акцизов все совершенно ясно. В краткосрочной перспективе значительные и многократные повышения их ставок (прежде всего на табачные изделия) сыграли положительную роль для бюджета. Благодаря этому, в частности, удалось наполовину перекрыть недобор по налогу на прибыль. Правда, о поведении рынка в долгосрочной перспективе пока говорить рано. К примеру, серьезные контрабандные схемы за неделю-другую наладить и запустить вряд ли возможно.
Любопытно также, что кризис серьезно (ровно наполовину) изменил состав десятки крупнейших плательщиков налога на прибыль. В числе таковых и в 2008 г., и в 2009 г. значились НАК "Нафтогаз України", ЗАО "Київстар Дж.Эс.Эм.", ОАО "Ингулецкий ГОК", ОАО "АрселорМиттал Кривой Рог" и ОАО "Северный ГОК". А вот десятка крупнейших плательщиков НДС куда более стабильна. Среди вновь прибывших в значатся только Юго-Западная железная дорога и небезызвестное ЗАО "УкрГазЭнерго", которые потеснили ОАО "Укрнефть" и ГП "Энергорынок".
О грядущем
Хотя Бюджет на 2010 г. (не без стараний правительства, кстати) так и не был принят, понятно, что государство без "кошелька" оставаться не может. В рамках ставшей в одночасье известной даже среди неспециалистов ст.46 Бюджетного кодекса бюджетное финансирование текущего года до принятия соответствующего Закона будет производиться в пределах 1/12 Бюджета-2009 в течение каждого из месяцев. Заметим, что уже эта норма развязывает руки правительству, прежде всего потому, что среднемесячное бюджетное финансирование в 2009 г. - это совсем не то же самое, что финансирование в прошлогодних январе, феврале или, скажем, марте. В пользу расширения возможностей Кабмина в вопросе бюджетных расходов говорит и другое положение той же статьи - в соответствии с ним финансирование должно выделяться только на те цели, которые были предусмотрены одновременно в Бюджете-2009 и одобренном правительством проекте Бюджета-2010.
Еще круче выглядят возможности Кабмина, касающиеся доходных статей бюджета. Дело в том, что на этот счет Бюджетный кодекс содержит лишь невнятное упоминание о том, что, мол, доходы в "безбюджетное" время должны собираться так же, как они собрались в соответствии с прежним Бюджетом и другими нормативно-правовыми актами. Иными словами, полностью оставляет определение размера этих доходов, их распределение по источникам поступлений, регионам и т.д. на откуп правительству.
Наконец, в самый канун Нового года - 29 декабря - премьер-министр Юлия Тимошенко подписала постановление Кабмина №1414 "О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 г.". Таким образом, новый суррогат бюджета, утвержденный этим документом, пришел на смену заранее подготовленному - постановлению Кабмина №1181 от 29.10.09 г. "О мерах по обеспечению выполнения Государственного бюджета Украины и местных бюджетов в 2010 г.". Принципиальным изменениям эта рокировка, кстати, не способствовала. Разве что из постановления исчезло указание об индексации стипендий в 2010 г. в соответствии с Законом "Об индексации денежных доходов граждан".
И вот именно в этом постановлении зафиксирована годовая сумма доходов Сводного бюджета, исходя из которой Минфин планирует поступления первых трех месяцев текущего года. Составляет она 328,3 млрд грн. Это, конечно, существенно меньше того, что содержалось в представленном в парламент проекте Бюджета-2010, в котором фигурировали 359,4 млрд грн. доходов Сводного бюджета. Однако если предположить, что доля перераспределяемого через бюджет ВВП оставлена Кабмином на прежнем уровне (30,5%), то выходит, что Кабмин рассчитывает иметь по итогам 2010 г. ВВП на уровне почти 1,1 трлн грн. Если учесть, что по итогам 2009 г. ВВП составил - в самом лучшем случае - 920 млрд грн. (а вероятнее - не более 910 млрд грн.), получается, что Кабмин рассчитывает, что рост ВВП в номинальном измерении составит почти 20%. При прогнозируемом, опять же Кабмином, росте экономики в реальном измерении на 3,76% (на самом деле он, вероятно, будет меньше) индекс-дефлятор ВВП должен составить около 15,4%. Однако ценовые индексы, о которых говорят в Кабмине, заметно ниже…
"Нестыковочки" в бюджетном планировании Кабмина (если его можно назвать таковым), обнаруженные нами расчетным путем, не менее ярко проявляются и на практике. Заместитель министра финансов Анатолий Мярковский 24 декабря подписал и вместе с письмом №31-12010-105-24/35467 направил в министерства и ведомства Временный план доходов Общего фонда государственного бюджета Украины на I квартал 2010 г. (Бюджетную роспись). В распоряжении БИЗНЕСа оказалась та его часть, которая относится к платежам, контролируемым ГНАУ. И что же мы видим? А то, что заложенный г-ном Мярковским с подачи г-жи Тимошенко рост доходов Общего фонда госбюджета относительно их фактического поступления в аналогичном периоде прошлого года в I квартале составил 41%! А, скажем, в феврале - 70,7%!
Согласно обещаниям премьера, экономика страны выйдет из кризиса вот-вот, буквально через два месяца (ну уж очень сложно убедить людей в том, что это уже случилось). Но ведь к февралю пройдет только один из этих двух, а налог на прибыль и вовсе будет платиться за кризисный IV квартал 2009 г., так откуда же может взяться столь бешеный прирост поступлений?
Крик души
Любопытно, что еще до подписания Анатолием Мярковским временной Бюджетной росписи глава ГНАУ Сергей Буряк попытался сработать на опережение, направив в адрес первого вице-премьера Александра Турчинова письмо №1455/3/99-1 от 18.12.09 г. "О прогнозировании поступлений платежей в бюджет в разрезе регионов". В письме акцентируется внимание на, скажем так, особенностях бюджетного планирования, осуществляемого Минфином в 2009 г. В частности, глава ГНАУ сетует в письме на то, что "завышенные планы бюджета по доходам при их выполнении трансформируются в неоправданное давление на реальный сектор экономики". И приводит показательную ситуацию с планированием поступлений налога на прибыль: при квартальных сроках уплаты этого налога Минфин запланировал его поступление в январе 2009 г. в сумме 1,1 млрд грн., в марте - 1,76 млрд грн., в декабре - 6 млрд грн.
"Подобную несбалансированность заданий налоговые органы вынуждены компенсировать за счет других резервов и дополнительных мероприятий, которые отрицательно влияют на стабильность бюджетного процесса и не способствуют формированию у налогоплательщиков положительного имиджа налоговой службы", - поясняет главный налоговик страны.
Однако только кособокостью планирования проблема не ограничивается. Еще одна ее сторона заключается в том, что сама система планирования доводит ситуацию до маразма - в минфиновской Росписи "только по платежам, которые контролируются ГНАУ, насчитывается 12 тысяч показателей"! Все это приводит к тому, что планы берутся с потолка и являются обыкновенной фикцией. В результате перекосы, например, по выполнению плана поступлений акцизного сбора по разным областям, в 2007 г. составили 41,6-158,6%, в 2008 г. - 54,2-144,5%. По налогу на прибыль аналогичные показатели 2007 г. - 89,1-169,7%, 2008 г. - 91,9-153,7%. По НДС, соответственно, 79,7-107,2% в 2007 г. и 79,7-146,6% - в 2008 г.
Однако изучение Росписи-2010 показывает, что ничегошеньки в бюджетном планировании не изменилось. В некоторых областях Минфин запланировал на I квартал 2010 г. рост поступлений, превышающий 500% (а то и вовсе не поддающийся измерению, как в случае с Николаевской областью, в которой в I квартале 2009 г. возмещение НДС превысило все поступления). В других же либо планируемый рост минимален, либо вовсе запланировано снижение поступлений! Аналогичная ситуация и со сбором налогов (не учитывающим возмещение НДС): одни области должны будут перечислить в казну чуть ли не в 1,8 раза больше, чем в I квартале 2009 г., другие могут перечисления даже сократить.
Наивно, конечно же, думать, что мы имеем дело с самодеятельностью Минфина. На этот вывод наталкивает, в частности, тот факт, что это министерство в точности выполнило предвыборные обещания Юлии Тимошенко, по сути, заблокировать возмещение НДС. Почти половину из запланированного в I квартале прироста контролируемых ГНАУ поступлений (а это +6,2 млрд грн.) предполагается заполучить самым простым способом - путем невозврата НДС. Во всяком случае, план возмещения на I квартал 2010 г. почти на 2,6 млрд грн. меньше, чем сумма, фактически возмещенная плательщикам НДС в I квартале 2009 г. (4,4 млрд грн. против 7,1 млрд грн.).
В результате такого планирования мы имеем следующее. Прежде всего, не коррелирующийся с динамикой номинального ВВП (а он в I квартале хорошо, если вырастет на 7-8%) план увеличения сбора доходов на 15,8% означает дальнейшее усиление фискального давления на экономику. Однако в Кабмине, похоже, догадались, что выбить у предпринимателей существенно больше денег сейчас просто нереально.
Поэтому в дополнение к прямому усилению давления планируется усилить его косвенно - путем невозврата НДС. Как указывалось выше, уже к 1 января общие остатки невозмещенного НДС достигли 21,8 млрд грн., а просроченные - 6,2 млрд грн. Новые заявки за три месяца, по всей видимости, будут поданы на 10,5-11 млрд грн., из которых возмещено будет, согласно Бюджетной росписи, 4,4 млрд грн. Легко подсчитать, что такими темпами к апрелю невозмещенный НДС достигнет уже 28-28,5 млрд грн., а просроченная задолженность государства перед экономикой - около 12,5 млрд грн.
С одной стороны, эти цифры весьма наглядно демонстрируют, что имеет в виду действующий премьер под выходом украинской экономики из кризиса. С другой - порядок цифр вызывает сомнения в том, что эти деньги вообще когда-либо собираются отдавать. Подозрительно в этой связи звучит и очередное обещание Юлии Тимошенко, касающееся НДС. Теперь она обещает, что после избрания ее Президентом "окончательно решит вопрос НДС".
Любой из возможных вариантов его решения (отмена НДС вместе с "прощением" задолженности, суррогатное погашение задолженности или же дикая девальвация гривни) сулит мало приятного кредиторам бюджета. Причем объемы долгов грозят быть такими, что вопрос их неотдачи в какой-либо форме вряд ли будет зависеть от конкретных персоналий в руководстве государства и Кабмина.
Владислав Третьяк
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас