"Ъ": Гарантия без качества — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Ъ": Гарантия без качества

Энергетика
496
В прошлом году правительство приняло беспрецедентные меры по поддержке государственных угольных шахт. Им был предоставлен не только гарантированный рынок сбыта, но также налоговые и тарифные льготы. Однако все эти меры не смогли привести к значительному улучшению результатов работы предприятий госсектора, а даже наоборот - ухудшили их показатели и снизили инвестпривлекательность.
Такая политика ставит под сомнение выполнение планов по приватизации шахт в ближайшее время - инвесторы привыкли работать в равных рыночных условиях, отмечают эксперты.
Аукцион невиданной щедрости
В рамках борьбы с кризисом в прошлом году Кабинет министров принял ряд решений, которые должны были обеспечить спрос на продукцию государственных шахт. В начале года был создан госрезерв энергетического угля. В апреле НАК "Энергетическая компания Украины" (управляет большинством генерирующих компаний страны) было поручено покупать уголь исключительно у государственных шахт, входящих в ГП "Уголь Украины". В конце мая правительство, несмотря на прямой законодательный запрет, поручило ГП "Энергорынок" вернуть экспортный НДС лишь энергогенерирующим компаниям, закупающим уголь у государства. Наконец, Кабмин выпустил распоряжение, которым обязал "Уголь Украины" перечислять средства за перевозку своей продукции на железнодорожном транспорте не шахтам, а энергогенерирующим компаниям. В свою очередь генерации на эту сумму должны были поставлять "Укрзализныце" электроэнергию. Таким образом фактически была возобновлена практика взаимозачетов в энергетике.
В январе 2009 года распоряжением правительства был утвержден перечень 27 государственных угледобывающих предприятий, для которых Кабмин рекомендовал устанавливать тарифы на электроэнергию как для потребителей первого класса. В результате государственные шахты, вопреки закону Украины "Об электроэнергетике", стали платить за электроэнергию на 26% меньше (52 коп. вместо 70 коп. за КВт•ч), чем частные. Все это, по оценкам Минтопэнерго, снизило себестоимость продукции государственных шахт. Если бы тарифы были одинаково снижены для шахт всех форм собственности, затраты частных шахт были бы на 80-90 млн грн меньше, чем они составили по результатам года. Кроме того, согласно распоряжению Кабмина №281 от 18 марта 2009 года, государственные шахты весь прошлый год имели возможность не осуществлять отчислений в Пенсионный фонд и фонд социального страхования, а также не платить налоги на зарплаты.
Руководитель пресс-службы Минуглепрома Александр Горобец утверждает, что преференции в угольной промышленности - мировая практика. "Во всем мире государственные предприятия поддерживаются государством в период кризиса. Если бы мы их не поддерживали, они давно бы уже закрылись. Что касается частных шахт - правительство Юлии Тимошенко еще год назад предложило тем из них, кто хотел получить льготы, отдать свои активы государству",- сказал Горобец.
Начальник аналитического отдела ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин, напротив, отмечает, что все страны Евросоюза, США, а вслед за ними и Россия отказались от дотирования и предоставления льгот государственным шахтам. "В Польше частные и государственные шахты были уравнены в правах, а нерентабельные шахты закрыты еще в 2001 году. В России отказались от льгот в 2005 году, с тех пор было закрыто 75 государственных шахт из 1220, а остальные просто научились работать рентабельно",- напомнил эксперт.
Результат отрицательный
Однако предоставленные правительством льготы не привели к значительным улучшениям в работе государственных шахт. Как рассказал глава Луганской облгосадминистрации Александр Антипов, Кабмин требовал от госшахт направлять средства главным образом на выплату заработной платы, в результате чего увеличился износ основных фондов предприятий. "Из 1,6 млрд грн, полученных в целом областью в качестве господдержки угольной отрасли, на приобретение нового оборудования направлено всего лишь 290 млн грн. А ассигнования на охрану труда в текущем году вообще сокращены более чем в 10 раз и не превысили 25 млн грн",- сказал он. По словам господина Антипова, на большинстве угольных госпредприятий Луганской области износ оборудования сейчас составляет 60-98%. А это, по его мнению, влечет за собой снижение объемов добычи. Так, государственные шахты области снизили добычу угля в прошлом году на треть (на 3,5 млн т). По данным Донецкой областной госадминистрации, сокращение добычи на госшахтах этой области составило 25%.
Александр Антипов констатирует, что политика государства создает дополнительные проблемы финансирования социальной сферы в шахтерских регионах. В прошлом году в Луганской области государственные шахты не доплатили в Пенсионный фонд 490 млн грн, в фонд соцстрахования шахтеров от несчастных случаев - 170 млн грн, в фонд занятости - 22 млн грн, в местный бюджет - 60 млн грн. В Донецкой области объем недоплаты в Пенсионный фонд составил 520 млн грн, в фонд соцстрахования шахтеров от несчастных случаев - 200 млн грн. "Сегодня у нас нет ни одной государственной шахты, которая не имела бы перед нами задолженности",- сказал глава Пенсионного фонда Свердловска Павел Воротников. А глава Пенсионного фонда города Ровеньки Дмитрий Филин заявил, что фонд подал на госшахты в суд с требованием начать платить налоги.
Введение льгот также оказало негативное влияние на работу частных шахт. По данным Минтопэнерго, их доля на рынке энергетических углей в 2009 году снизилась с 17% до 12%, а на рынке коксующихся углей - с 25% до 21%. "Причина этого падения - создание искусственных льготных условий для государственных шахт",- считают в пресс-службе арендного предприятия "Шахта им. Засядько". Там утверждают, что такие действия Кабмина нарушают антимонопольное законодательство, и заявляют, что неоднократно обращались к правительству с требованием создать равные правила игры, но не добились результата. "Закон Украины 'О защите экономической конкуренции' прямо говорит, что государственные предприятия не имеют преимуществ перед частными. Создание преференций для них прямо нарушает этот закон",- соглашается управляющий партнер Astapov Lawyers Андрей Астапов. Впрочем, в пресс-службе Антимонопольного комитета со ссылкой на его главу Александра Мельниченко заявили: "Вопросы государственной поддержки угольной отрасли не входят в компетенцию комитета, и по данной проблеме в ведомство не поступали обращения от представителей частных шахт".
Приватизация под вопросом
Представители частных шахт отмечают, что политика предоставления госпредприятиям льгот сказывается на инвестпривлекательности их бизнеса. В прошлом году объем капитальных затрат в отрасли снизился на 30%. "Средства для инвестиций у частных шахт были, и большинство предприятий планировало вложить их как раз в 2009-2010 годах. Но инвестировать какие-то деньги, когда условия работы на рынке неравные - нецелесообразно",- заявил собеседник на арендном предприятии "Шахта им. Засядько". Максим Шеин напоминает, что аналогичная ситуация была и в России. "Когда государство увеличивало дотации своим шахтам, частные предприятия начинали терпеть убытки, и, естественно, их инвестиционная активность приостанавливалась",- рассказал эксперт.
Директор компании Coalimpex Василий Кононов (экспортно-импортные операции с углем) уверен, что в сложившейся ситуации не приходится надеяться на проведение удачной приватизации предприятий угольной промышленности. "Условия добычи угля в Украине существенно сложнее условий в других странах, например в России, Польше, США и Канаде. Поддержание существующих выработок и разработка новых направлений требует существенно больших вложений, чем сейчас",- говорит аналитик ИК Alfa Capital Олег Юзефович. По его мнению, в нынешних условиях в приватизации точно не будут участвовать западные компании, которым система преференций для госшахт вообще не знакома. "В странах Евросоюза дают льготы либо всем, либо никому",- сказал он.
"Украина не первый год страдает от дефицита коксующегося угля на внутреннем рынке. Проблема с производством и обеспечением страны углем может быть решена только через механизм приватизации угольных активов. А неравные конкурентные условия снижают инвестиционную привлекательность",- соглашается аналитик ИК Dragon Capital Сергей Гайда.
"Это политика Минуглепрома, направленная на выдавливание с рынка частных шахт"
Сергей Халаджи, заместитель директора по экономике ОАО "Шахта 'Белореченская'"
- Существуют ли сегодня кардинальные отличия в деятельности частных и государственных шахт?
- До 2009 года частные шахты работали лучше государственных несмотря на то, что не получали дотаций из госбюджета. Это связано прежде всего с тем, что их владельцы инвестировали в оборудование, основные фонды и технологии. Предпринимались меры по совершенствованию структуры снижению затрат на производство. Но за последний год ситуация изменилась. На это повлиял правительственный запрет на покупку угля у негосударственных шахт генерациями НАК "Энергетическая компания Украины".
- Как отразился запрет на работе вашей шахты?
- Летом у нас на четверть упал объем продаж.
- Как вы расцениваете льготы по уплате налогов и цене на электроэнергию для госшахт?
- Очевидно, это политика Минуглепрома, направленная на выдавливание с рынка частных шахт. Сейчас мы покупаем электроэнергию по ценам на 30% выше, чем государственные шахты. Для нашего предприятия - это 6 млн грн дополнительных затрат в год. В целом по отрасли речь идет о сотнях миллионов гривен. Конечно, такая мера делает нашу продукцию менее конкурентоспособной по сравнению с государственной.
- С какими проблемами вы еще столкнулись?
- У нас есть проблема с получением кредитов. На сегодняшний день ставки банков - до 30% годовых, а для угольных предприятий приемлемы максимум 4-5%. Не имея кредитов, мы лишаемся возможности проводить дальнейшее техническое перевооружение. Такая политика приводит к тому, что объем производства частных шахт повсеместно падает, и часть мощностей через год-два может быть утеряна безвозвратно. Конечно, в этих условиях не приходится говорить о какой-то инвестиционной привлекательности отрасли. Компаниям проще купить шахту в России, чем в Украине.
- Что мешает приходу инвесторов в отрасль?
- Серьезной проблемой является государственное регулирование цен на уголь. По-сути, закупочные цены определяет Минтопэнерго и Минуглепром. Такая система непрозрачна и неприемлема прежде всего для зарубежных инвесторов.
- Как можно изменить эту ситуацию?
- Я вижу в существующей ценовой политике Минуглепрома нарушение принципов экономической конкуренции. Ведь большинство частных шахт добывает уголь с лучшими характеристиками, и они готовы продавать его по более низким ценам. В период, когда потребление электроэнергии в стране падает, снижается и потребность в угле. При этом в условиях сужения рынка к нам применяют антиконкурентные действия. В тот момент, когда, наоборот, нужно создавать для всех равные условия, чтобы все предприятия могли выжить. Мы надеемся, что в ситуацию вмешается Антимонопольный комитет и даст оценку действий Минуглепрома.
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас