Давят цены — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Давят цены

2360
Цены на продукты питания не знают обратного хода. "Власть Денег" подводит итоги годового забега и пытается спрогнозировать скорость подорожания в наступающем 2010-м.
Украинцы любят погулять. Желание накрыть пышный стол сидит чуть ли не в каждом из нас. Перед праздниками потребители побегут в магазины за продуктами питания не с одной, а сразу с несколькими сумками. Быть может, увидев новые ценники, многим покупателям придется умерить свои аппетиты.
Сладкий год
Минувший год прошел для потребителей под знаком практически постоянного роста цен. Производители продуктов питания решили не обращать внимания на фактор снижения платежеспособного потребительского спроса. Месяц от месяца они добавляли к ценам на свои товары то процент-другой, то сразу десять. Как говорится, у кого сколько "наглости" хватит. Наиболее "бессовестными" среди производителей основных продуктов питания оказались сахаровары. Еще год назад "Власть Денег" прогнозировала дефицит сахара весной или летом и, как следствие, резкий рост цен на этот продукт. Наши прогнозы подтверждаются данными Госценинспекции: по информации этого ведомства, продукт за январь-ноябрь подорожал в магазинах на 85,5% - до 6,90 грн./кг.
Еще одним "хитом года" оказалось сливочное масло. Для многих украинцев стало откровением, что наши молокоперерабатывающие предприятия не могут обеспечить внутренний спрос на этот продукт. По всей видимости, с Украины необходимо снимать лейбл аграрной страны. Практически за год цены на сливочное масло в рознице возросли на 47,4%, достигнув 37,27 грн./кг. Сопоставимым оказался рост цен на еще один любимый соотечественниками продукт - вареную колбасу I сорта. За 11 месяцев 2009 г. продукт стал недоступнее на 44,4%. Чиновники подсчитали, что в конце ноября в отечественной рознице колбаса стоила в среднем 27,23 грн./кг.
Приятными исключениями для украинцев стали овощи и яйца. По данным Госкомстата, за январь-ноябрь первые стали дешевле на 11%, а вторые - на 10,5%. Однако "приятности" закончились уже в ноябре: овощи в этом месяце успели подорожать на 1,7%, а яйца - на 7,8%.
Подводя итоги года, можно заметить, что основных причин для подорожания раз-два и обчелся. Самой главной остается зависимость Украины от импорта. Примечательно, что еще год назад мы как раз на это и обращали внимание наших чиновников. При этом, как нам кажется, такая зависимость только усугубляется. Ведь только за год Украина сдала сразу два своих рынка - молочный и сахарный - "на откуп" иностранцам. В свою очередь в условиях падения гривни по отношению к иностранным валютам импортозависимость будет и дальше сказываться на динамике изменения цен в рознице.
Не ждите
Не стоит ожидать перелома тенденции подорожания в начале следующего года (подробнее - см. стр. 26-27). По словам Алексея Блинова, экономиста инвесткомпании Astrum Investment Management, осень и зима характеризуются повышенными темпами роста цен. Помимо вышеуказанной нестабильности валютных курсов, предпосылок для такого повышения несколько. Во-первых, понемногу заканчивается предложение отечественных фруктов и овощей. Из-за отсутствия достаточного количества хранилищ в Украине часть урожая банально пропадает. В результате наша страна постепенно увеличивает импорт таких товаров, которые, как правило, дороже отечественных. Одновременно с тем вступает в силу другой сезонный фактор - молока зимой сдают меньше, а осень и особенно зима являются пиковыми по потреблению этой продукции. Как следствие - повышение цен.
Помимо сезонных причин, в декабре-январе оказывает свое влияние на рост цен еще один фактор - предпраздничная потребительская активность. Зная о такой тенденции, производители и импортеры продуктов питания смелее повышают отпускные цены. Не стоит сбрасывать со счетов и предчувствия потребителей. Согласно совместному исследованию компании GfK Ukraine и Международного центра перспективных исследований, в октябре индекс инфляционных ожиданий украинцев вновь повысился - на 0,6 пункта (подробнее - см. блиц-интервью, стр. 28). Кроме этого, на руку росту цен играет политическая нестабильность. Так что на удешевление основных продуктов питания зимой 2010-го украинцам надеяться не стоит. Небольшое снижение цен произойдет разве что весной, когда начнется сезонная тенденция удешевления молочных продуктов. Однако наиболее популярны в сезон нехватки витаминов будут свежие фрукты и овощи, цены на которые как раз тогда достигнут своего пика.
Не мы одни такие
По всей видимости, человечество вновь стоит перед новой долгосрочной тенденцией подорожания продуктов питания. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), мировые цены на продовольствие снова растут. Подорожание основных продуктов питания, в том числе муки, сахара и молока, наблюдается на протяжении четырех месяцев подряд.
В новом докладе "Обзор продовольственной ситуации" говорится, что в ноябре продовольственный индекс цен ФАО равнялся 168 пунктам. Это самый высокий показатель, начиная с сентября 2008 г. Правда, он все еще на 21% ниже пиковых показателей июня прошлого года. Однако настораживает другое. До ценового взлета 2007-2008 гг. индекс никогда не превышал 120 пунктов и практически всегда был менее 100 пунктов.
К ноябрю цены на молочные продукты возросли, по сравнению с самой низкой отметкой в феврале, на 80%. Будущие цены будут зависеть от того, выставит ли Евросоюз свои запасы масла и молока на международный рынок. Кроме того, в конце сезона, возможно, снизятся цены на мучные изделия из-за ожидаемых богатых урожаев в Южной Америке, однако рынку будет не хватать масел. Мировые цены на сахар, вероятно, останутся стабильными. Правда, ожидается, что они будут ниже текущего уровня. Мировые цены на мясо первые десять месяцев 2009 г. были на 8% ниже, чем за тот же период в прошлом году. Но в 2010 г. ожидается их небольшой рост.
Фрукты
Снижение покупательной способности населения - достаточно сильный фактор, сдерживающий рост цен. Но основания для роста цен есть: к началу весны из-за нехватки хранилищ запасы недорогих отечественных фруктов сойдут на нет. Придется есть привозное, подороже. Цена на импортные фрукты формируется, исходя из желания производителей компенсировать свои потери в летнее время плюс стоимость транспортировки. Это означает, что подорожают экзотические и "праздничные" фрукты - манго, ананасы, виноград и т. д.
По прогнозу Натальи Клюевой, руководителя коммерческого отдела ЧП "Аркадия", к началу марта на рынке практически не останется дешевых украинских яблок красных сортов. Оставшиеся же яблоки сортов "Голден делишес" и "Ренет Симиренко" поднимутся в цене до 7-8 грн./кг (сейчас красные яблоки стоят 3,5-5 грн./кг, другие - 5-7 грн./ кг в зависимости от размера). В то же время сегмент так называемых дорогих яблок будет стабильным - цены на такой продукт останутся на уровне 14-16 грн./кг. В то же время к концу зимы украинские груши, как обычно, уже закончатся, а оставшиеся будут в основном плохого качества. Поэтому специалисты берутся прогнозировать цены на полюбившиеся украинцам голландские груши сорта "Конференция" - они подорожают с 17-18 грн./кг до 20-21 грн./кг.
В то же время более стабильной окажется ситуация в сегменте цитрусовых. По прогнозу Кристины Капельницкой, руководителя направления цитрус ЧП "Аркадия", по итогам трех месяцев средняя цена на мандарины останется стабильной - на уровне 13-14 грн./кг. Правда, уже к концу зимы на рынке не будет дешевых грузинских мандаринов по 10 грн./кг. Ожидается небольшое повышение цен на лимоны - с 11-12 грн./кг до 13-14 грн./кг. Однако "сладкой" новостью станет удешевление апельсинов - с 11 грн./ кг до 9,5-10 грн./кг. Что связано с началом сезона массовых поставок этого фрукта из Египта.
Овощи
Украина вновь столкнется с проблемой нехватки отечественных овощей в январе-июне 2010 г. Как следствие - рост цен. К извечному недостатку хранилищ украинским фермерам в этом году прибавилось проблем. "Засушливое лето привело к уменьшению урожая овощей. Дожди во время сбора урожая снизили сроки их хранения, - говорит Ольга Рубан, специалист по украинской продукции ЧП "Аркадия". - Поэтому уже сейчас на рынке присутствуют импортные овощи, цена на которые выше, чем на украинские аналоги, и их процент будет только увеличиваться". По прогнозу Ольги Рубан, средняя розничная цена на картофель в Украине возрастет до 4 грн./кг (на 1 декабря - 3 грн./кг), морковь - до 5-6 (4 грн./кг), лук - до 4,5-5 грн./кг (3,5 грн./ кг), свеклу - до 5 грн./кг (3 грн./кг).
Рыба
Поскольку украинский рынок рыбы на 80% представлен импортной продукцией, то в случае нестабильности валютных курсов, по мнению Валерия Калустова, аналитика рыбного рынка компании "Скандинавия", стоит ожидать ее удорожания. Сейчас при курсе 8 грн./$ средняя цена 1 кг рыбы составляет 16 грн., а при курсе 10 грн./$ повысится до 20 грн./кг. К этому фактору добавится сезонное удорожание транспортной составляющей (зимой фрахт рефрижераторных судов из Норвегии, Исландии, Шетландских и Фарерских островов, контейнеров из Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, Новой Зеландии дорожает в связи со снижением спроса на обратную загрузку).
Стоимость хранения сезонных запасов рыбы и рыбной продукции на холодильных складах увеличивает цену рыбы в среднем на 15 коп./кг в месяц. Кроме того, увеличивает цену в среднем на 20 коп./кг в месяц стоимость финансирования сезонных запасов (уплата процентов по кредиту на закупки рыбы для создания сезонных запасов).
Крупы, макароны и хлеб
Н е стоит надеяться украинцам и на дешевые крупы. По прогнозам экспертов, в следующие месяцы еще больше подорожает популярная в Украине гречневая крупа. Директор группы компаний "Крупяной холдинг" Алексей Шкабура ожидает, что к концу зимы средняя розничная цена на этот продукт достигнет 6,50 грн./кг. Поскольку урожай гречихи упал с 241 до 205 тыс. т, по данным "Украгроконсалта", Алексей Шкабура не исключает, что цены на нее могут сравняться с ценами на рис: до 9,15 грн./кг. Кроме того, по прогнозу эксперта, зимой и весной существенно подорожает горох.
Подорожают и макароны, несмотря на отличный урожай зерна, собранный нашими селянами в этом году. Причина банальна - стабильно высокий спрос на продовольственное зерно на мировых рынках обуславливает удорожание украинской пшеницы. По этой же причине будет дорожать и хлеб. По информации Госценинспекции, в течение ноября хлеб из муки высшего и первого сорта, а также ржано-пшеничный прибавили в цене по одной копейке. По всей видимости, до конца зимы эти сорта хлеба подорожают на несколько копеек.
Сахар
В конце февраля цена на сахар повысится до 9,50 грн./кг, считает Тамара Левченко, старший аналитик инвестиционной компании "Драгон Капитал". Это связано с дефицитом продукта, который будет отмечаться в Украине в текущем сезоне. Такой факт стал следствием низкого производства сахара отечественными сахарными заводами, который не сможет покрыть спрос.
Нужно отметить, что Украине не стоит надеяться на дешевый импортный сахар, например, из Беларуси. Эта страна сейчас более ориентирована на рынок России, нежели Украины. По данным Тамары Левченко, в РФ сахар сейчас торгуется на оптовом рынке в районе $830/т, а в Украине - $664/т. Таким образом, если Украина захочет покрыть дефицит сахара за счет импорта, то стоит готовиться к еще одному скачку цен.
Молоко и молочные продукты
Дефицит молочного сырья, рост цен на мировом рынке, а также сезонные факторы приведут к тому, что зимой наиболее подорожают продукты, в которых молочное сырье составляет львиную долю себестоимости: фасованное молоко, сметана и кефир, считает Иван Саломатин, коммерческий директор молочной компании "Галичина". "Мы прогнозируем, что зимой стоимость молока в магазине может достигнуть 8 грн. за пакет", - добавляет он. Соответственно рост цен в йогуртно-десертной группе составит около 14-15%.
"Сливочное масло, наоборот, в декабре и январе, по нашим прогнозам, расти в цене не будет", - говорит Иван Саломатин. По его словам, на декабрь-январь Украине хватит собственных запасов масла, заложенных на предприятиях в пик молочного сезона. Цены на февраль-март во многом зависят от цены, по которой производители смогут покупать масло в Беларуси. "Если исходить из нынешней стоимости белорусского импортного масла, стоимость пачки на полке должна составлять 13-15 грн.", - говорит коммерческий директор "Галичини".
Неоднозначной остается ситуация на рынке твердых сыров. Существенного роста цен на эту продукцию в течение ноября - начала декабря не отмечалось. Оптово-отпускные цены производителей повысились в декабре по сравнению с ноябрем лишь на 5%. Инна Ильенко, эксперт "Украинского клуба аграрного бизнеса", объясняет такую тенденцию достаточными запасами готовой продукции на складах производителей, но и ограниченная покупательная способность населения не позволяет существенно повышать цену, несмотря на значительное повышение закупочных цен на молочное сырье. Правда, запасы уже на исходе. "Твердые сыры только начинают свой рост, - говорит Иван Саломатин. - На их цену напрямую влияет спрос на российском рынке. Однако в свете последних тенденций доступ украинских сыров на этот рынок будет, скорее всего, ограничен. Соответственно, к концу зимы можно ожидать, что в рознице твердые сыры подорожают до 50-60 грн./кг".
Мясо и мясные изделия
По мнению Елизаветы Святкивской, эксперта "Украинского клуба аграрного бизнеса", после 15 декабря, в преддверии праздников, а также в течение января возможен рост цен на 10-15% на охлажденное мясо. Вырастут цены на говядину - до 45- 46 грн./кг (сейчас 35-43 грн./кг), свинину - до 60 грн./кг (50-55 грн./кг) и мясо птицы (тушка) - до 15 грн./кг (от 13,50 грн./кг).
В то же время цены на колбасные изделия останутся на прежнем уровне, поскольку большинство мясоперерабатывающих предприятий заявляли, что они не планируют пересматривать цены перед зимними праздниками.
Прогнозировать ситуацию с ценами с февраля специалисты не берутся. "Если не будет дотаций и роста спроса при отмечающемся увеличении поголовья, то сельхозпроизводители попросту будут вырезать скот. Как следствие - на рынке увеличится предложение мяса, и цены пойдут вниз", - говорит Елизавета Святкивская. Однако такая однобокая политика государства может вновь привести в недалеком будущем к резкому росту цен на мясо.
Подсолнечное масло
Рост цен на мировых рынках и отсутствие ограничений на экспорт данного товара в Украине - причина, по которой зимой-весной следующего года подорожает подсолнечное масло. Правда, рост цен здесь не будет таким существенным, как, например, на сахарном рынке. Тамара Левченко ожидает, что до конца зимы розничные цены на бутилированное подсолнечное масло в Украине возрастут на 2%. По данным Госценинспекции, на конец ноября средняя розничная цена на бутилированное подсолнечное масло в магазинах составляла 10,27 грн./л. В случае оправдания прогноза Тамары Левченко к концу зимы масло будет стоить 10,48 грн./л.
Марина Забарило: "Кризисный" рацион украинцев не стал более скудным"
Прошедший год прошел для потребителей под знаком экономического кризиса и вызванного этим снижения доходов. О том, удалось ли украинцам стать более экономными при покупке продуктов питания, "ВД" беседовала с руководителем департамента "Панель домохозяйств" исследовательской компании GfK Ukraine.
Изменилось ли за последний год отношение украинцев к тому, как они тратят свои средства? Особенно в том, что касается продуктов питания и товаров первой необходимости.
- Никаких кардинальных изменений в структуре затрат потребителей не произошло. Несмотря на значительный рост цен, потребление продуктов питания и товаров первой необходимости практически не сократилось в физическом выражении, а в денежном - выросло. Если за январь-сентябрь 2008 года доля затрат на продукты питания и товары первой необходимости составляла 40% от всех расходов семьи, то за такой же период этого года она выросла несущественно - только на 2%.
"Кризисный" рацион украинцев не стал более скудным по сравнению с докризисным 2008 годом. Разве что выросла доля традиционных, простых продуктов, и упала доля категорий "второго плана", полуфабрикатов.
Насколько выросла в цене потребительская корзина средней украинской семьи?
- За девять месяцев этого года она увеличилась, по сравнению с таким же периодом прошлого года, на 13,9% - до 824,8 грн. Если отбросить официальную инфляцию, то мы отмечаем даже рост - на 4,3%.
Но, возможно, в условиях кризиса мы стали больше потреблять более дешевых продуктов питания?
- Нет, структура потребительской корзины практически не изменилась. Буквально на 1% упала доля мясопродуктов и на 2% - доля фруктов и овощей.
Как менялись цены на основные продукты питания по данным компании GfK?
- За девять месяцев этого года цены на все продукты питания выросли по сравнению с таким же периодом 2008 года. Наиболее существенную динамику показали десерты и йогурты, подорожавшие соответственно на 99% и 83% (основной скачок цен на эти продукты пришелся на третий квартал этого года). Существенный рост цен мы также отмечаем по чаю (+48%), кофе (+36%), томатной пасте (+54%), специям (+48%), сливочному маслу (+39%). Подорожало и сало - сразу на 40%.
Единственным исключением стало растительное масло, подешевевшее на 17% по сравнению с прошлым годом. Это произошло потому, что часть покупателей переключилась на более дешевое разливное масло, а часть - стала приобретать более дешевые марки бутилированного масла или частные торговые марки розницы.
Сократились ли расходы украинцев на премиум-продукты в условиях экономического кризиса?
- Нет, украинцы не стали меньше покупать дорогих продуктов питания. Как за девять месяцев 2009 года, так и за такой же период прошлого года доля премиум-продуктов на всем рынке продуктов питания осталась на уровне 2%.
Изменилась ли структура потребления по отдельным категориям, например в молочном сегменте?
- В целом за девять месяцев этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, затраты на молокопродукты выросли на 15% в денежном выражении, но в натуральном измерении наша "молочная корзинка" практически не изменились (-0,6%). Хотелось бы отметить интересную деталь. В "молочной корзинке" увеличилась как доля затрат на сливки - с 1 до 2%, так и их потребление в натуральном выражении. Это связано с тем, что мы меньше стали ходить по ресторанам и кафе и чаще пить кофе дома.
Наиболее затратной частью в потребительской корзине являются мясопродукты. Пытались ли украинцы каким-либо образом сэкономить на этих продуктах?
- Украинцы существенно увеличили долю курятины в затратах на покупку мясопродуктов - с 20 до 22%. На столько же увеличилась доля другого свежего мяса, а также полуфабрикатов, например фарша. В то же время "пострадавшими" стали деликатесы, колбасы, сосиски и т. д., то есть готовые мясные изделия. В целом затраты на мясопродукты увеличились на 18% в гривнях, но немного снизились - на 0,4% - в килограммах.
Увеличатся ли затраты украинцев перед зимними праздниками?
- Одно из существенных отличий "кризисного" периода заключается в том, что во время праздников мы стараемся забыть о всем негативном и устроить себе настоящий пир. Поэтому наши затраты в праздники по сравнению с буднями резко возрастают. Это мы видели по нашим данным в 2009 Новом году и в Рождество. Поэтому, если не произойдет никаких резких изменений, которые ухудшат наше праздничное настроение (скачок курсов, эпидемия и пр.), наш праздничный стол будет не хуже, чем в 2009 г. А потратим мы на него из-за роста цен больше на 30-35%.
В структуре праздничных затрат возрастет доля жиров (масла сливочного, растительного, майонеза, маргарина), поскольку мы больше готовим. Станет больше готовых мясных изделий, сладостей, а именно шоколада и т. д. Естественно, увеличится доля алкоголя и премиум-продуктов. Однако в этом году украинцы могут столкнуться с тем, что ассортимент традиционно покупаемых к новогоднему столу премиум-продуктов будет весьма и весьма скудным.
Логично предположить, что в период кризиса необходимо экономить…
- А мы и будем экономить, например, на дорогих подарках, но не на праздничном столе. Надо же чем-то себя побаловать. Этим мы отличаемся от наших европейских соседей. Например, у немцев покупки премиум-сладостей приходятся на конец месяца: сэкономив часть месячного бюджета, немецкие фрау могут вознаградить себя и своих домочадцев перед очередной зарплатой. А вот в Украине рост покупок шоколадок возрастает каждое воскресенье, и кризис на эту привычку не повлиял.
Какими способами украинцы пытались сэкономить на продуктах питания?
- Кто-то сменил место покупок с супермаркетов на гипермаркеты, аргументируя это тем, что в последних ассортимент шире и цены ниже. Кто-то же, напротив, стал покупать продукты в маленьких магазинчиках, объясняя свое решение тем, что в таких магазинах сложно потратить деньги на ненужные, так называемые импульсные покупки. Часть покупателей переориентировалась на рынки, считая, что там цены ниже, чем в магазинах. Кроме того, украинцы стали реже ходить по магазинам, но при этом покупать большими объемами, обращая внимание на акции. Это тоже способ сэкономить.
Дмитрий Уляницкий
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас