Индивидуальная нирвана — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Индивидуальная нирвана

814
Перечень лоббистских законопроектов для отдельных отраслей регулярно пополняется. Принятие их поставит под вопрос существование экономики в целом.
"Бизнес" уже писал о благодати, снизошедшей на украинские банки. Напомним: вследствие принятия (сомнительным, кстати, способом) Верховной Радой и подписания главой государства Закона №1533 "О внесении изменений в некоторые законы Украины в целях преодоления негативных последствий финансового кризиса" с позапрошлой недели вся банковская (а отчасти и финансовая) отрасль страны, по сути, на несколько лет оказалась освобождена от уплаты налога на прибыль.
Неудивительно, что создание государством "суперСЭЗ" в отдельно взятой отрасли подвигло поучаствовать в таком аукционе невиданной щедрости и других экономических субъектов.
Навострили лыжи
Первый законопроект касается вопроса узкого, зато его продвижение зашло достаточно далеко. Еще на позапрошлой неделе Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики большинством голосов рекомендовал Верховной Раде принять в первом чтении законопроект №5346 от 13.11.09 г. (автор - народный депутат и глава Комитета Сергей Терехин) "О внесении изменений в Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость (относительно льготного режима налогообложения операций по предоставлению услуг по отдельным видам туризма)".
Оговоримся сразу: под "отдельными видами туризма" подразумевается конкретно зимний отдых. Сие предопределено сущностью предлагаемой г-ном Терехиным льготы. В соответствии с законопроектом на операции по поставке туристических услуг, определенных ст.1 Закона "О туризме" (с местом их предоставления в Украине), предлагается "временно, с 01.12.09 г. (поскольку принять Закон до этого срока уже не удалось, то в случае его принятия - с даты опубликования. - Ред.) по 28.02.10 г., установить нулевую ставку". Внедрение новой льготы автор законопроекта обосновывает невеселыми данными об объемах внутреннего туризма по итогам 9 месяцев текущего года. И указывает, что данная льгота сможет "поддержать конкурентоспособность туристической индустрии в целом и будет способствовать удешевлению туристического продукта для конечных потребителей".
Спорить с тем, что зимний туризм в нынешнем году (как, впрочем, и любой другой) понесет потери, было бы глупо. В то же время в искренность намерений автора законопроекта верится не совсем. Во-первых, почему льгота касается только туризма? Такой выбор выглядит, мягко говоря, странным.
По этому поводу председатель подкомитета Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник заявил: "Я не стал поддерживать этот странный законопроект. Если исходить из обоснования необходимости его принятия, которое дано в Пояснительной записке, то такие же льготы нужно вводить чуть ли не для всех отраслей экономики. И не только на зиму. Где логика? И где гарантия, что на сумму НДС, т.е. на 20%, подешевеют путевки? Вполне возможно, что просто увеличится норма прибыли туркомпаний. Человек, который куда-то едет отдыхать, да еще и зимой (зимний туризм, как правило, дороже летнего), вряд ли тратит на это последние деньги. Однако почему-то предлагается позаботиться именно о его расходах. В случае принятия законопроекта получится, что пенсионер будет покупать продукты и другие товары первой необходимости с НДС, а человек, который может себе позволить зимний отдых, от уплаты НДС будет освобожден".
Во-вторых, если необходимость принятия Закона обосновывается данными за 9 месяцев, которые преимущественно не имеют отношения к зимнему туризму, то непонятно, почему льгота должна действовать только зимой? В-третьих, сомнительным выглядит утверждение об удешевлении продукта - путевки реализуются преимущественно загодя и продаются отдыхающим с учетом НДС. Сложно представить, чтобы кто-то вдруг стал возвращать туристам часть уплаченных за отдых денег. В-четвертых, Сергея Терехина до недавних пор никак нельзя было назвать сторонником НДС-льгот. А тут вдруг такой поворот! Поневоле приходит на ум, что одна известная своей нелюбовью к уплате налогов ФПГ является по совместительству владелицей крупнейшего в стране горнолыжного комплекса...
Без комплексов
Однако, по сравнению с намерениями собственников предприятий базовых отраслей промышленности, все вышеописанное - сущие мелочи. Не приходится сомневаться, что обнародованный Минпромполитики законопроект "О повышении конкурентоспособности предприятий горно-металлургического и химического комплексов" (он пока еще не зарегистрирован в парламенте) появился не без помощи заинтересованных лиц, представляющих эти отрасли. Причем, судя по содержанию документа, интерес их выражается в десятках миллиардов гривень!
Если банкиры сумели обеспечить построение коммунизма в отдельно взятой отрасли, то "товарищи" из ГМК и химической промышленности решили идти гораздо дальше и строить что-то наподобие нирваны с индивидуальным допуском. Размах пожеланий впечатляет как по количеству всевозможных льгот и преференций (основных набралась аккурат чертова дюжина), так и по срокам их действия. Несмотря на бодрые заявления премьера о том, что Украина семимильными шагами выходит из кризиса, одни льготы, согласно законопроекту, должны действовать до 2012 г., а другие - аж до 2015 г.! Одним словом, у любого здравомыслящего человека после ознакомления с аппетитами людей, контролирующих две описанные отрасли, глаза на лоб лезут. А вот министр промполитики Владимир Новицкий в Пояснительной записке к законопроекту скромно указал: "Реализация Закона не требует дополнительных расходов из государственного бюджета". Оно-то, может, примерно так и есть, но вот вопрос: а кто будет обеспечивать бюджет деньгами, чтобы он смог нести расходы? Надо полагать, предприятия всех остальных отраслей, которые ничуть не пострадали от кризиса?
При этом обоснование необходимости принятия Закона просто умиляет: мол, без него никак не провести модернизацию производств и не обеспечить защиту окружающей среды. Но ведь именно для этих двух целей в конце 1990-х годов предприятия ГМК уже получали от государства совершенно беспрецедентные льготы! Позже для этого же всюду плодились технопарки и прочие территории приоритетного развития, тоже стоившие государству немало. Наконец, последние годы конъюнктура мирового рынка и для "химиков", и особенно для металлургов складывалась так, что они могли обеспечить модернизацию и прочее перевооружение без каких-либо льгот.
Однако этого сделано не было. С какой же радости сегодня большинство экономически активного населения и большинство отраслей экономики должны за свой счет снова финансировать владельцев предприятий ГМК и химической промышленности, которые сначала благополучно "освоили" поддержку государства, а потом и собственные сверхприбыли? Наконец, очередная многомиллиардная поддержка "монстров" отечественной промышленности означает окончательную гибель и так толком не развитого у нас малого и среднего бизнеса, ибо расходы в значительной степени лягут именно на него.
Между тем практика деятельности Верховной Рады в последние месяцы оставляет этому законопроекту немалые шансы на прохождение. Хотя бы под очередным лозунгом о поддержке национальных производителей. И от этого становится страшно.
Cергей Саливон
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас