Оборонное неведомство — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Оборонное неведомство

Казна и Политика
833
На прошлой неделе Президент Украины Виктор Ющенко своим Указом №1000 от 03.12.09 г. ввел в действие решения Совета национальной безопасности Украины (СНБО) "О мерах по неотложному улучшению финансирования Вооруженных Сил для преодоления кризисного состояния их боеспособности". В частности, Президент и СНБО обязали Кабмин до конца 2009 г. выделить на нужды Минобороны 1,34 млрд грн.
Съедим всё
Похоже, что в Украине появилась новая традиция. Раз в год армейские чиновники просят правительство выделить дополнительные средства для нужд армии. В 2008 г. тогдашний министр обороны Юрий Ехануров призывал Кабмин увеличить финансирование ведомства, поскольку армии угрожает голод. В этом году роль просителя досталась Геннадию Воробьеву, командующему Сухопутными войсками Вооруженных Сил (ВС) Украины. "Вооруженные Силы Украины не могут содержать излишнее имущество, в условиях хронического недофинансирования войск это для нас роскошь", - поясняет командующий.
БИЗНЕС неоднократно писал о проблемах финансирования украинской армии. И сейчас опрошенные эксперты в одни голос заявляют, что государство выделяет недостаточно средств для нужд ВС. Мол, денег Минобороны хватает только на первоочередные статьи расходов: зарплаты, питание, обмундирование, оплату коммунальных услуг. "Если правительство не пересмотрит принципы финансирования Минобороны, в армии могут начаться необратимые процессы распада", - говорит Георгий Манчуленко, бывший секретарь Комитета ВР по вопросам обороны и национальной безопасности. В текущем году Кабмин выделил на нужды армии 11,65 млрд грн., хотя при составлении проекта Госбюджета-2009 Юрий Ехануров настаивал на 32 млрд грн.
Хотя бюджет ВС увеличился по сравнению с прошлогодним на 2 млрд грн., руководству оборонного ведомства пришлось сократить ряд значимых для армии статей финансирования. Минобороны решило "сэкономить" на защите важных государственных объектов, капитальном ремонте военных объектов, оборонительных сооружений, охране военных баз, арсеналов и складов с боеприпасами, отказалось от проведения учений и урезало расходы на ремонт военной техники.
Кроме того, было решено "заморозить" проекты модернизации боевых вертолетов и самолетов, работы по созданию нового зенитно-ракетного комплекса. Из-за нехватки денег в оборонном ведомстве были вынуждены перенести сроки реализации проекта строительства военного корабля класса "корвет".
По мнению кандидата военных наук Александра Маначинского, отсутствие денег на поддержание боевой готовности войск и переоснащение военной техники негативно отражается не только на боеспособности ВС, но и на состоянии оборонно-промышленного комплекса Украины. "Абсурдна ситуация, когда страна - лидер на рынке вооружений не может провести модернизацию собственной армии", - возмущается г-н Маначинский.
Вследствие ограниченности в средствах не решается проблема утилизации боеприпасов. Дело в том, что на военных складах Минобороны хранятся 1,4 млн т боеприпасов, тогда как ВС необходимо всего 650 тыс.т. Для охраны ненужных 750 тыс.т боеприпасов Минобороны вынуждено дополнительно привлекать 18,5 тыс. военнослужащих. "Своевременно выполняя программу утилизации боеприпасов, страна может экономить сотни миллионов гривень", - говорит командующий Сухопутными войсками ВС.
Хозрасчет
Причины недофинансирования ВС, по мнению экспертов, нужно искать в механизмах наполнения доходной части бюджета. В 2008 г. доходы Специального фонда составили всего 0,66 млрд грн., или 7% бюджета ведомства, Общего фонда - 8,84 млрд грн. В 2009 г. Спецфонд увеличили до 4,22 млрд грн., или до 35% доходов бюджета Минобороны, выплаты из госбюджета уменьшили до 7,43 млрд грн.
Сергей Згурец, эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения, говорит, что представителям Минобороны еще ни разу не удавалось продать военное имущество более чем на 200 млн грн. Причин тому несколько. Так, порядок продажи военного имущества слишком сложен. Поэтому принимать участие в торгах соглашаются единицы. Следует принимать во внимание и тот факт, что предложение на рынке избыточного военного имущества существенно превышает спрос. "Поэтому при всем желании представители Минобороны не смогут выполнить контрольные показатели наполнения Спецфонда", - поясняет г-н Згурец.
По состоянию на 01.11.09 г. Минобороны удалось наполнить Спецфонд только на 20%. Если до конца года этот показатель не изменится, то в бюджете Минобороны образуется дыра в размере 3,38 млрд грн.
Примечательно, что деньги от реализации избыточного имущества, которое числится на балансе Минобороны, сейчас поступают на счета Госказначейства, которое, в свою очередь, перечисляет их в Спецфонд госбюджета. Но это не означает, что в дальнейшем деньги будут переданы Минобороны. Минфин может использовать средства Спецфонда в соответствии с бюджетной росписью, а поскольку расходы Минобороны, которые должны быть профинансированы за счет средств из Спецфонда, не относятся к так называемым защищенным статьям бюджета, зачастую на их реализацию средства не перечисляются. "Правительство еще ни разу не профинансировало расходы Минобороны из Спецфонда в объеме, который был предусмотрен в Законе о Госбюджете", - сказал Сергей Згурец.
Об этом говорит и Петр Неботов, директор департамента избыточного имущества и земель Минобороны: "С будущего года средства от реализации какого-либо движимого или недвижимого избыточного военного имущества будут поступать в специальный фонд бюджета Минобороны". Сергей Згурец скептически оценивает оптимистический настрой чиновников: "Заявления о том, что в 2010 г. оборонному ведомству удастся продать избыточное имущество более чем на 4,3 млрд грн., мягко говоря, не соответствуют действительности".
С Новым годом
Проект бюджета оборонного ведомства предусматривает выделение в 2010 г. на нужды армии 13,14 млрд грн. Примечательно, что треть доходов генералы опять-таки должны заработать самостоятельно, продавая избыточное имущество.
По мнению г-на Маначинского, Кабмин избрал неверный метод формирования бюджета Минобороны, поэтому в 2010 г. у оборонного ведомства могут возникнуть финансовые проблемы. "Нет 100%-ной гарантии, что Минобороны выполнит план поступлений в Спецфонд. Мы наступаем на те же грабли. Генералам опять придется идти на поклон к правительству. В 2010 г. ВС необходимо выделить не менее 20 млрд грн.", - констатирует эксперт. В Кабмине существует свой взгляд на происходящее. Мол, денег выделяют предостаточно, но военные их неэффективно используют. Проще говоря - воруют.
Георгий Манчуленко говорит, что в любой государственной структуре периодически случаются хищения бюджетных средств, но это не повод для того, чтобы полностью лишать ведомство финансирования: "Если армейские чиновники допустили подобную ситуацию, соответствующим образом должны отреагировать правоохранительные органы. Для этого и существуют МВД, СБУ, ГлавКРУ и Счетная палата. Расхитителей следует привлекать к ответственности, а не сокращать финансирование Минобороны".
Игорь Лянной
По материалам:
bfm.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас