Деньги, унесенные "транзитным ветром" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Деньги, унесенные "транзитным ветром"

3660
Сегодня, 23 ноября, Родовид Банк должен начать выплаты вкладчикам Укрпромбанка. О таких планах банкиров на днях на пресс-конференции сообщил временный администратор Укрпромбанка Константин Раевский. По его словам, до конца дня прошлой среды должна была закончиться передача бумажных реестров договоров вкладчиков из одного банка в другой. По состоянию на 18 ноября, как сообщил Раевский, в электронной очереди на получение вкладов было зарегистрировано 8 тысяч человек. Напомним, что в целом в банке 461 тысяча вкладчиков-физлиц.
С активами же банка, которого ожидает ликвидация, решили не спешить. Как отметил временный администратор Укрпромбанка, вопрос передачи активов будет решен после соответствующего аудита и их рыночной оценки. "Согласно постановлению Кабмина и НБУ, а также договору, Родовид получает возможность ознакомиться с активами Укрпромбанка и отобрать те активы, которые являются "рабочими", с его точки зрения", - сказал Раевский.
От того, какие активы выберет себе Родовид Банк и как он справится с "первоочередной задачей" - расчетом с вкладчиками-физлицами, зависит и судьба расчетов с юридическими лицами - вкладчиков Укрпромбанка, утверждает его временный администратор.
Впрочем, без "подводных камней" в выплатах вкладов физическим лицам не обходится. Как уже сообщалось, тех вкладчиков Укромбанка, которые предъявили иски в суд с требованием возвращения их денег, в Родовид Банк не переводят... То есть оставляют разбираться с банком, который, напомним, со временем должны ликвидировать.
Ситуация двойственная, отмечают эксперты... С одной стороны, Родовид Банк не является правопреемником Укрпромбанка, поэтому не обязан за него отвечать перед судом. "С точки зрения юридической логики, это абсолютно умный подход", - комментирует "Дню" ситуацию с проблемными вкладчиками экономист, экс-председатель Группы советников главы НБУ Виктор Лисицкий.
Но, с другой - за невыполнение судебных решений в Украине предусматривается уголовная ответственность. Те вкладчики, которые только подали в суд, еще могут отозвать иск и попасть в Родовид Банк. Это советует сделать и Лисицкий. Но те, кто имеет на руках судебные решения, оказались в юридической ловушке. Юристы в таких случаях рекомендуют заключать мировые соглашения с банком.
Но что делать вкладчикам, деньги которых просто... исчезли при переводе на счет? Ответа на такой вопрос вкладчик Укрпромбанка Галина Луций не может получить уже почти год.
Женщина положила деньги на депозитный счет Укрпромбанка на два месяца. По окончании срока незначительную часть денег Луций смогла забрать наличными, а остальной вклад, более 68 тысяч долларов США, оставила в банке - ведь получить наличными основную часть вклада было невозможно. Луций решила перечислить средства в безналичной форме в другой банк на погашение валютного кредита за квартиру ее сына. Укрпромбанк требовал открыть расчетный счет и перевести средства сначала туда. Женщина прислушалась и выписала платежное поручение перечислить деньги с ее депозитного счета, срок действия которого закончился, на ее собственный расчетный счет в Укрпромбанке. Деньги с депозитного пошли, а вот к расчетному так и не дошли. Они, как говорят специалисты банковского дела, "зависли в транзите".
Согласно Закону Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине" межбанковский перевод выполняется в срок до трех операционных дней. "В случае отказа по любым причинам в принятии расчетного документа банк должен возвратить его инициатору не позже следующего операционного дня банка с указанием причины возврата", - говорится в статье 22 этого нормативно-правового акта.
Луций после того как поняла, что ее "обманули", обратилась в суд. Тот через полгода вынес решение, согласно которому Укрпромбанк обязан возвратить "исчезнувшие" средства. Но для Луций оно оказалось недейственным. "Месяц назад мне в Укрпромбанке предложили отказаться от судебного решения. Мол, тогда мой депозит возвратит Родовид Банк, - рассказывает Луций. - Но ведь у меня уже нет средств на депозитном счете в Укрпромбанке. Там баланс - ноль". Поэтому, посоветовавшись со своим юристом, женщина отказалась прекращать судебное производство. Ее судебное решение касается не возвращения депозитного вклада, а выполнения Укрпромбанком нарушенных норм платежа. Перспектива отказа, показалось Луций, предвещает неутешительные последствия.
Временный администратор Укрпромбанка Константин Раевский, комментируя ситуацию клиента Луций на пресс-конференции, сказал, что при передаче активов и пассивов его банка в Родовид Банк, интересы вкладчиков "на первом месте". Данную же ситуацию он идентифицировал как такую, которая относится к делам по возвращению просроченных депозитных вкладов, по которым открыто судебное производство. Поэтому алгоритм действий для Луций Раевский предложил стандартный: до 1 декабря отказаться от судебного решения, зарегистрироваться в электронной очереди и ожидать возвращения своего вклада от Родовид Банка. Временный администратор, по-видимому, не расслышал, что на депозитном счете Луций по вине Укрпромбанка сейчас ноль.
Унесенные "транзитным ветром" средства Луций блуждают по финансовым коридорам "Укрпромбанка" уже почти год. Как возвратить их законному владельцу? Ответ на этот вопрос нелегко дать даже юристам.
"В случае, если Укрпромбанк ликвидируют, клиент, имея судебное решение, которое удостоверяет обязательства банка, автоматически попадает в очередь кредиторов. И во время процедуры банкротства именно клиенты этого списка имеют право первыми получить возмещение. Поэтому я бы советовал ни в коем случае не отказываться от судебного решения и не останавливать исполнительное производство по данному делу. А обращаться в Государственную исполнительную службу и Генеральную прокуратуру Украины. Пусть они выясняют, действительно ли банк не имел возможности выполнить обязательств и почему он нарушил правовую норму", - говорит юрист международной юридической компании Chalas i Wspolnicy Вадим Ставинский.
Процедура банкротства - вещь длительная. А время работает не в пользу Луций. Действие расчетного счета, на который были переведены ее депозитные средства, заканчивается 5 января 2010 года. "По депозиту я уже не являюсь клиентом банка, - говорит женщина. - И по расчетному счету скоро не буду также. Такого клиента, как Луций, для банка не будет существовать. Меня просто списали. Когда я в очередной раз позвонила по телефону в банк с просьбой договориться и возвратить мои деньги, мне ответили: "Ваш поезд ушел".
Алла Дубровик, Алексей Савицкий
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас