Чёрный фарц


Чёрный фарц

Удешевление нефти в конце прошлого года до $33 за 1 баррель было не более чем рыночным аффектом, и сразу же после новогодних праздников нефтецены полетели вверх. Уже к лету на мировых фьючерсных рынках 1 баррель черного золота подорожал более чем вдвое - до $65-70. Почти все лето и первый месяц осени нефтецены были стабильными и держались в диапазоне $65-73 за 1 баррель.

В октябре опять начался рост. Если 01.10.09 г. нефть торговалась по $68-70, то уже 20 октября цены на нее преодолели психологическую отметку в $80 за 1 баррель. И на этом уровне с небольшими колебаниями они держались до середины ноября. Максимального же значения мировые цены на черное золото достигли 23 октября, когда на Нью-Йоркской товарной бирже NYMEX за 1 баррель американской нефти марки WTI давали $81,78.

Факторы влияния

Октябрьское повышение нефтецен эксперты связывают прежде всего с одним уже подзабытым фактором, а именно - с ослаблением курса доллара по отношению к евро: 1 октября за EUR1 давали $1,456, а 15 октября - уже $1,486. "Ситуацию с долларом нельзя назвать хорошей. Слабость американской валюты - основная причина того, что стоимость нефти не может опуститься ниже $67-68 за 1 баррель. Фундаментальные факторы указывают на снижение цены, однако динамика курса доллара двигает рынок вверх", - говорит Эдисон Армстронг, директор по рыночным исследованиям Tradition Energy.

Самое интересное, что другие эксперты падение доллара объясняют влиянием на американскую валюту мирового рынка нефти. Как раз в октябре активно муссировались слухи о возможном отказе ряда арабских стран от расчетов в долларах за поставляемую нефть. Не менее интересно и то, что поддерживали их представители других нефтедобывающих стран, например России, а также многих крупнейших нефтепотребляющих держав, в частности Китая, Японии и Франции.

Для стимулирования роста нефтецен используется еще один спекулятивный фактор - перманентный мониторинг состояния экономики Соединенных Штатов (крупнейшего в мире потребителя нефти и нефтепродуктов). Стоит нефти чуть-чуть подешеветь, как в эфир вываливается с полдюжины мнений различных экспертов о перспективах скорого экономического выздоровления США и нарастающем спросе там на основные энергоносители. После этого цена на нефть моментально повышается на $2-3 за 1 баррель.

Грешат спекуляциями и крупнейшие мировые банки, считает Геннадий Рябцев, заместитель директора НТЦ "Психея": "Многие банки, такие как Goldman Sachs, Morgan Stanley, Citigroup, UBS, сейчас прогнозируют повышение мировых нефтецен до $100-110 за 1 баррель до конца года. Естественно, это им будет выгодно, ведь чем выше цены на нефть, тем выше и банковская активность, т.е. объемы "проворачивания" средств через банки увеличатся".

Впрочем, иногда рынок ведет себя вопреки всем прогнозам и спекулятивным факторам. 12 ноября за EUR1 давали $1,5007, а нефть в этот день торговалась по $78-79 за 1 баррель. И что самое странное - на нефтецены при удешевлении доллара пока существенно не повлиял вяло текущий в Мексиканском заливе (где добывают более четверти всей американской нефти) ураган "Ида". Да и сами главные "спекуляторы" действуют на нефтерынке явно не сообща. Например, президент Венесуэлы Уго Чавес недавно заявил: "Лично я считаю, что $60 за 1 баррель - это правильная цена, учитывая нынешнюю ситуацию в мире".

Кстати, аналитики Deutsche Bank 12 ноября обнародовали результаты исследования, согласно которым цена нефти WTI в 2010 г. может снизиться до $60 за 1 баррель, поскольку в крупнейших странах - потребителях черного золота сохраняются рекордно высокие запасы. Так что при всех положительных сигналах о возрождении мировой экономики, при всех ураганах и террористах к концу нынешнего - началу следующего года мировой нефтерынок может "просесть" на 25-30%.

Украина

Но пока мировой нефтерынок на подъеме, на него более чем адекватно реагируют и рынки смежные. Если в начале октября 1 т нефти стоила в Европе в среднем около $490, то уже 22 октября - $569. Подорожало на европейском рынке и топливо. С конца сентября цены на 95-й бензин в опте там увеличились в среднем более чем на $100 за 1 т.

А так как украинский рынок светлых нефтепродуктов подвержен влиянию европейского рынка (по крайней мере, так утверждает основная масса игроков рынка), здешние цены поползли вверх синхронно с европейскими. И в понедельник, 19 октября, розничные цены на А-95 в Украине подскочили сразу на 4-6 коп. по сравнению с ценами в пятницу, 16 октября, - до 7,4 грн./л. А к 12 ноября 95-й бензин подорожал уже до 7,62 грн./л.

По мнению экспертов, дальнейшее поведение топливных цен зависит во многом от курса национальной валюты по отношению к доллару, потребительской активности (которая традиционно снижается к началу зимы) и поведения игроков на рынке. "Большинство компаний будут опасаться повышать цены во время сезонного снижения спроса, это может вызвать отток потребителей на АЗС, которые предлагают меньшие цены", - говорит Геннадий Рябцев.

Не способствует росту цен, по словам Сергея Куюна, директора ООО "Консалтинговая группа А-95", и позиция автозаправок, подконтрольных ПриватБанку (чья доля на розничном топливном рынке составляет 25-35%), которые держат на цены на 15-30 коп./л ниже, чем другие крупные игроки.

Эксперт - о ценах

Геннадий Рябцев, заместитель директора НТЦ "Психея"

- Сейчас нельзя говорить о повальных спекуляциях на украинском рынке нефтепродуктов. Есть спекуляции на некоторых региональных рынках, но говорить о том, что компании получают сверхприбыли, не стоит. Повышать цены трейдеры будут вряд ли, это может привести к оттоку потребителей к другим игрокам рынка. Это грозит нефтяникам снижением прибыли, а следовательно, уменьшением объемов закупок нефтепродуктов и, как следствие, возможным ситуативным дефицитом: какая-то крупная компания не сможет закупить нефтепродукты в том объеме, в котором хотела бы, и на нескольких заправках может просто не быть топлива. Но и снижать цены операторы тоже будут вряд ли. Если в предыдущих сезонах у нас наблюдалось падение цен зимой в связи с сезонным снижением спроса на топливо, то сейчас компании будут стараться этого не делать.

Олесь Пограничный, пресс-секретарь ПАО "Концерн "Галнефтегаз"

- В октябре на европейских торговых площадках светлые нефтепродукты подорожали в среднем на $100 за 1 т, что должно было бы спровоцировать повышение цен в украинской рознице на 70-75 коп./л. Но, как видим, нефтепродукты в Украине подорожали только на 30 коп. Амортизирующим фактором оказалось укрепление гривни. Сегодня на ситуацию на внутреннем рынке влияет зависимость не столько от европейского рынка нефтепродуктов, сколько от нашего внутреннего "недоразвитого" рынка. Украинские нефтеперерабатывающие мощности не в состоянии обеспечить рынок топливом необходимого качества и в необходимых количествах. Что касается цен на бензин в обозримом будущем, сегодня спрогнозировать их невозможно - все зависит от цен на нефть и курса доллара.

Нефтепром

Впервые за последние несколько лет в Украине отмечен рост производства бензинов и дизельного топлива. Пять отечественных НПЗ (Лисичанский, Одесский, Кременчугский, Дрогобычский, Надворнянский) и Шебелинский ГПЗ смогли произвести за январь - октябрь 2009 г. 2,71 млн т бензинов, что на 1,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и 2,74 млн т солярки (на 6,1% больше, чем за январь - октябрь 2008 г.). Напомним: в 2008 г. сокращение производства нефтепродуктов, по сравнению с 2007 г., составило около 24%.

Заметно увеличили переработку нефтяного сырья Лисичанский НПЗ - почти на 11%, Одесский НПЗ - на 3,4% и Кременчугский НПЗ - почти на 3%. В результате увеличения переработки и общего снижения потребления нефтепродуктов в стране доля отечественного горючего на местном рынке достигла 70% (тогда как еще год назад составляла 30-40%). В ближайшем будущем доля отечественного топлива на украинском рынке может увеличиться до 80%, утверждает Куюн.

Интересно, что Одесскому НПЗ удалось увеличить объемы переработки, несмотря на то что в октябре завод практически не работал. 2 октября руководство НК "ЛУКОЙЛ" приняло решение остановить производство на Одесском НПЗ в связи с тем, что на предприятие не поступает нефть. "Укртранснафта" с 1 октября 2009 г. перестала прокачивать нефть по маршруту Лисичанск - Кременчуг - Одесский НПЗ в связи с запуском этого нефтепровода в реверсном режиме для прокачки каспийской нефти на Кременчугский НПЗ. А другие предложенные маршруты поставки нефти на Одесский НПЗ не удовлетворили его российских акционеров.

Конфликт был урегулирован аж в начале ноября, когда было принято решение поставлять нефть на Одесский НПЗ по маршруту Броды - Одесса. Впрочем, благодаря сезонному и "кризисному" снижению спроса на нефтепродукты украинский рынок нефтепродуктов почти никак не отреагировал на остановку предприятия. "Рынок находится в фазе снижения потребления", - отмечает Сергей Куюн.

Владимир Велигорский

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «Чёрный фарц» на Finance.ua - 2.0
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua