Золотые мили — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Золотые мили

Энергетика
1114
В начале ноября Швеция официально согласовала с международным консорциумом Nord Stream AG маршрут строительства газопровода Nord Stream по территории ее экономической зоны шельфа Балтийского моря.
"Мы выдвинули ряд очень жестких требований для обеспечения сохранности хрупкой природы Балтики, требований правовых и экологических, но проверка, которая длилась почти два года, показала, что все они выполняются. Поэтому мы согласны на строительство этой магистрали", - сказал шведский министр охраны окружающей среды Андреас Карлгрен.
Незадолго до этого подобное решение утвердили власти Дании, еще одной страны, по территории шельфа которой должен пройти будущий газопровод. Помимо этого участники консорциума Nord Stream AG получили принципиальное согласие Финляндии на реализацию проекта. По словам премьер-министра Финляндии Матти Ванханена, правительство этой страны готово выдать консорциуму разрешение на прокладку труб газопровода в пределах финских территориальных вод, однако только после получения разрешения финских экологов.
В августе финский экологический регулятор - Uusimaa Regional Environment Centre - дал положительное заключение по проекту, однако официальное разрешение на строительство финские экологи пока не выдали. По словам Ванханена, экологи вынесут свое решение до конца года.
В свою очередь, его российский коллега Владимир Путин заявил: Россия и Финляндия договорились, что в обмен на согласие последней относительно маршрута Nord Stream Россия в ближайшие три года не будет повышать экспортную пошлину на вывоз леса-кругляка. Напомним: Nord Stream AG ждал согласования маршрута странами Балтии с 2007 г. Правда, свои разрешения еще не выдали немецкие и российские экологи, однако здесь проблем быть не должно…
Кто платить будет
Владимир Путин уверяет: даже несмотря на то что работы по строительству Nord Stream в течение последних двух лет почти не велись, первая из двух веток газопровода будет введена в эксплуатацию в соответствии с намеченным ранее планом, т.е. к концу 2011 г. "Работы идут в рамках запланированного графика. Нет никакого отставания. Мы уже и у нас, и на территории Германии трубы кладем", - сообщил Путин. Однако, по мнению экспертов, согласование маршрута со скандинавскими странами было отнюдь не главной и не единственной проблемой проекта строительства газопровода по дну Балтийского моря. Много вопросов вызывает смета проекта. Напомним: первоначальная стоимость газопровода составляла EUR5 млрд. В конце 2007 г. ее пересмотрели по причине инфляции. "Строительство Nord Stream может стоить EUR8 млрд", - сказал Герхард Шредер, председатель комитета акционеров консорциума Nord Stream AG. С тех пор оценочная стоимость проекта не пересматривалась. В то же время, по мнению Михаила Гончара, директора энергетических программ Центра "НОМОС", за время строительства газопровода затраты возрастут еще на 20-30%.
"Как показывает практика, в процессе реализации масштабного проекта, особенно в России и особенно "Газпромом", смета расходов увеличивается, как минимум, на треть", - отметил Гончар. В свою очередь, Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, пояснил: "Коррупция в России - не политический лозунг, а серьезный макроэкономический фактор".
Стоит, кстати, отметить, что, согласно проектной документации, консорциум Nord Stream AG берет на себя лишь 30% расходов по строительству газопровода, остальные 70% предполагается покрыть за счет средств инвесторов. Собственно, практика привлечения заемного капитала для реализации масштабных инфраструктурных проектов является общепринятой. Однако необходимо учитывать, что инвестиционные компании, которые согласятся профинансировать проект в условиях экономического кризиса, будут стремиться в кратчайшие сроки вернуть потраченные деньги, что незамедлительно скажется на стоимости транспортировки газа по маршруту Nord Stream.
"Очевидно, что западные инвестиционные банки подпишут окончательное соглашение о финансировании проекта, только когда будет определена четкая транзитная ставка, которая позволит инвесторам за пять-семь лет вернуть вложенные в проект средства", - пояснил Александр Нарбут, независимый эксперт по вопросам добычи углеводородов.
По его мнению, первые пять-семь лет работы газопровода инвестиционная составляющая в ставке транзита может быть заложена на уровне $5 за 1 тыс.куб.м газа на 100 км. Для сравнения: ставка транзита российского газа в ЕС, зафиксированная в российско-украинских газовых договоренностях от 19 января 2009 г., составляет $1,7 за 1 тыс.куб.м на 100 км.
"То, что проект будет реализовываться по большей части за счет заемного капитала, по сути, означает, что Nord Stream AG перекладывает расходы по строительству на европейских потребителей, которые будут покупать газ, поставляемый по этому газопроводу", - отметил Михаил Гончар.
Любопытно, что, по словам Райнира Свитсерлоота, председателя правления немецкой компании Wintershall (подразделение концерна BASF, владеет 21% акций Nord Stream AG), согласно недавно вступившим в силу новым правилам регулирования газовой инфраструктуры Германии, доходность капитала, вложенного в создание новых газопроводов, после уплаты налогов на практике достигает всего лишь 5%. "С учетом объема инвестиций в Nord Stream, а также того факта, что эти вложения долгосрочны и сопряжены с риском, такой уровень доходности неподобающ", - сказал Свитсерлоот.
По мнению Александра Жолудя, эксперта Международного центра перспективных исследований, во время экономического кризиса такие условия выглядят не особо привлекательными для потенциальных инвесторов Nord Stream. "5% дохода - это действительно мало. Для сравнения: у российских нефтегазовых компаний даже сейчас, в период кризиса, доходность по инвестициям, требуемая в проектах, составляет 15-20%", - пояснил Жолудь.
Не исключено, что если в ближайшее время немецкое законодательство относительно строительства газопроводов не будет изменено, у инициаторов строительства Nord Stream будет отнюдь не большой выбор потенциальных инвесторов. Таким образом, вполне вероятно, что как только дело дойдет до решения конкретных финансовых вопросов, процесс строительства Nord Stream вновь застопорится.
Качал, качал и накачал…
Напомним: главной целью создания Nord Stream, по словам инициаторов проекта, было увеличение объемов поставок российского газа в ЕС, прежде всего за счет Штокмановского месторождения, освоение которого затягивается. В то же время, согласно докладу "World Energy Outlook", который ежегодно готовит Международное энергетическое агентство, к 2015 г. предложение природного газа на мировых рынках существенно превысит спрос. Согласно этому документу, избыток предложения газа может существенно увеличиться, если страны-потребители реализуют планы сокращения энергопотребления и создания источников возобновляемой энергии. В частности, страны ЕС уже задекларировали намерение до 2020 г. снизить объем ежегодного потребления газа на 20%.
Стоит отметить, что уже в текущем году европейские потребители газа ведут переговоры с "Газпромом" о сокращении объемов поставок законтрактованных как на 2009 г., так и на 2010 г. По мнению Владимира Сапрыкина, директора энергетических программ центра им.А.Разумкова, из-за экономического кризиса ЕС сможет достичь уровня потребления газа 2008 г. не ранее, чем через три-четыре года.
В этой связи идея строительства нового газопровода, который к тому же первые пять-семь лет будет поставлять газ, в стоимости которого будет учитываться инвестиционная составляющая, выглядит не особо привлекательно. Однако ключевой тут отнюдь не фактор экономической эффективности. С одной стороны, нельзя исключать стремление создать маршрут, который не проходит по территории стран Балтии, Польши и Украины, и избавиться от зависимости от них. Но, с другой стороны, тут же возникает зависимость от Швеции, Финляндии и Дании, и никто не знает, как поведут себя скандинавские экологи, когда строители Nord Stream начнут класть трубы по шведским рыбным местам.
Кроме того, как отмечает Михаил Корчемкин, генеральный директор консалтинговой компании East European Gas Analysis, существует проблема наличия необходимых объемов газа.
"Газпром" форсирует строительство газопровода, который останется пустым. Если верить описанию проекта, то на первую нитку газопровода газ должен поступать из газопровода Грязовец - Выборг, а на вторую уже со Штокмана. А где сейчас Штокман? Где газ?" - поинтересовался Корчемкин.
По его словам, действующие мощности и строящийся газопровод Грязовец - Выборг смогут загрузить лишь чуть более половины Nord Stream, проектная пропускная способность которого составляет 55 млрд куб.м в год. Это означает, что Nord Stream-2 стоимостью $6 млрд останется пустым на неопределенный срок. Впрочем, как отмечает Михаил Гончар, здесь возможны варианты.
"В ходе реализации проекта постепенно произошла переориентация источников его наполнения со Штокмановского месторождения на стареющие месторождения Западной Сибири. Это свидетельствует в первую очередь о том, что Россия стремится создать систему диверсифицированных маршрутов поставок газа в ЕС. Это позволит в дальнейшем манипулировать направлениями, объемами и, самое главное, ценами экспортируемого газа", - пояснил Гончар.
Нынешнее оживление, по крайней мере, разговоров о создании газопровода, который будет поставлять российский газ в ЕС в обход Украины, - очередной сигнал Киеву о необходимости перемен в газовой отрасли. По мнению г-на Гончара, в такой ситуации Украине нет смысла искать компромисс с Россией, поскольку это не изменит планов последней относительно постройки газопроводов в обход Украины. В то же время в преддверии поиска Nord Stream AG потенциальных инвесторов для постройки газопровода украинскому правительству необходимо попытаться убедить ЕС, что намного выгоднее вложить деньги в модернизацию украинской ГТС, чем финансировать прокладку труб по дну Балтики. Оптимальный способ заинтересовать европейцев - допустить их к управлению украинской ГТС. Но для этого необходимо изменить законодательство в части запрета на приватизацию и провести предприватизационную подготовку этой компании.
Александр Нарбут, независимый эксперт:
- По опыту строительства газопровода Ананьев - Измаил (газопровод, по которому Россия поставляет газ на Балканы) можно говорить о прецеденте установления согласованной транзитной ставки с учетом инвестиционной составляющей. В том случае тариф составлял до $5 за транспортировку 1 тыс.куб.м газа на 100 км. Поэтому я не исключаю, что стоимость транспортировки газа по такому длинному маршруту, как Nord Stream, в первые 10 лет его работы может составить около $7 за 1 тыс.куб.м на 100 км.
Максим Каменев
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас