1526
Гусары денег не берут
— Казна и Политика
Продвинутые экономисты с опытом работы в Нацбанке и претендующие на главную должность страны с прицелом на вторую-третью уверены, что при слабой экономике не бывает сильной гривни. Аргументы плоские, в стиле поручика Ржевского: "Низко пошел - видать к дождю". Зато легко воспринимаемые на веру неподготовленной публикой.
Просто удивительно, как при слабом юане Китай бодренько отбирает очки у недавних экономически развитых фаворитов, а депрессивные страны Балтии со свойственной им медлительностью погружены в глубокие раздумья о необходимости девальвации до сих пор не дрогнувших национальных валют на 15%.
Другой пример - Россия. При ожидаемом падении ВВП на 10% (в Украине - 14%) наши северные соседи умудрились сократить девальвацию рубля до 16–18% с прежних 30%. И теперь граждане РФ стараются как можно быстрее отделаться от валютных сбережений.
Но если в России при слабой экономике возможен сильный рубль, то гривне вполне по силам сохранить хотя бы видимость стабильной валюты. Все очень просто: нужно только сократить количество денег. Собственно, благодаря этому приему осенью 2008-го удалось удержать курс в рамках однозначных чисел, а весной 2009-го прижать доллар к отметке 7,5 UAH/USD.
Сегодня история повторяется. В начале ноября остатки на корсчетах банков составили минимальные 13,2 млрд грн. Три месяца назад, когда была предпринята очередная попытка вытеснить гривню за пределы 9,0 UAH/USD, в распоряжении банкиров было на 10 млрд грн больше. Одной десятой доли этой суммы было бы вполне достаточно, чтобы межбанк превратил национальную валюту в мифическое средство платежа. Но сейчас денег нет.
Куда же пропали гигантские суммы с банковских счетов? Неужели ушли на кредитование экономики? Разумеется, банкиры не столь наивны, чтобы распоряжаться деньгами так легкомысленно.
Регулятор тоже не стал отбирать у банков лишние деньги. Так, прошелся по мелочи. Некоторые финансовые учреждения, побаиваясь введения временных администраций со стороны НБУ, начали постепенно возвращать кредиты рефинансирования. Только суммы недотягивают до девятизначных чисел.
Всему виной - Минфин. Дабы дотянуть до конца года и накачать деньгами пустующую катастрофическими темпами казну, министерство размещает облигации госзайма с рекордной доходностью под 30%. Чем не альтернатива валютным спекуляциям? Разумеется, банки с легкостью согласились вложиться в бумаги, прекрасно понимая, что продолжение "праздника жизни" чревато большими проблемами в следующем году. И тот, кто хорошо представляет себе дальнейшее развитие событий, очень быстро вернется на валютный рынок где-то в феврале 2010-го. Год тренировки на валютных качелях не проходит даром.
Зато регулятор может расслабиться. Редкий случай, когда Нацбанку следовало бы сказать спасибо своему визави - Минфину, незаметно сплюнув в сторону. Вся черновая работа проделана министерством с большим усердием. Теперь никто не станет обвинять НБУ в отсутствии поддержки банковской системы. А главное - курс остается стабильным. Все довольны.
Ближайшее будущее тоже интересно. Ну да, президент подписал закон о повышении стандартов. Но ведь МВФ может не согласиться выдать кредит. В результате: все тот же дефицит гривни, даже если придется включить печатный станок для повышения соцгарантий малообеспеченным.
Дело в том, что Нацбанк не может тратить деньги МВФ на поддержку валютного курса. Более того, кредит Фонда пойдет, скорее всего, на финансирование дефицита бюджета. То есть средства будут конвертированы в гривню, минуя межбанк. С учетом запуска печатного станка для финансирования соцвыплат на рынке может оказаться около 40 млрд грн. Достаточно лишь легонечко подуть на курс, чтобы часть этой суммы оказалась в обменных пунктах. Технология отточена неоднократно. Словом, нет Фонда - нет проблемы. И над душой никто не стоит.
Рискнем предположить, что в случае отказа МВФ кредитовать Украину гривня сможет отыграть у доллара еще 10–20 копеек. Отсутствие поддержки Фонда заставит Минфин делать многократные инъекции рынку, в результате которых появятся устойчивые галлюцинации в пределах 50%-ной доходности ОВГЗ. Все свободные деньги будут брошены исключительно на скупку сверхприбыльных бумаг. Не исключено, что в увлекательную игру рискнут сыграть зарубежные инвесторы. Шутка ли - 50% годовых плюс 5–10% на курсовой разнице! Глядишь, к новому году добежим до 7,0–7,5 UAH/USD.
Ну а дальше… Стыдно, больно и обидно. И только новый президент скажет: "При слабой экономике не бывает сильной гривни". И пригласит миссию МВФ.
Дмитрий Гонгальский
По материалам: Контракти
Поделиться новостью