689
Мнение: Закон о борьбе с отмыванием денег нарушает права граждан и противоречит действующему законодательству
— Казна и Политика
Раскрытие конфиденциальной информации о лице без его согласия, профессиональной тайны адвоката и нотариуса, первичных документов, на основании которых осуществлялись финансовые операции, субъектам государственного финансового мониторинга противоречит Конституции Украины и законам "Об адвокатуре" и "О нотариате", считает адвокат Всеукраинского адвокатского объединения "Альянс" Юрий Бауман.
Так он прокомментировал агентству "Интерфакс-Украина" принятые парламентом законодательные изменения в закон "О противодействии и предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем", расширяющие перечень субъектов первичного финансового мониторинга за счет нотариусов, адвокатов, субъектов предпринимательской деятельности, предоставляющих юридические услуги, торговцев недвижимостью (риелторов), операторов почтовой связи (в части осуществления ими денежных переводов), торговцев драгоценными металлами и драгоценными камнями, аудиторов, аудиторских фирм, юридических лиц, проводящих любые лотереи, субъектов предпринимательской деятельности, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету, и некоторых других представителей нефинансовых профессий.
"Обязательство субъектов первичного финансового мониторинга раскрывать информацию и предоставлять первичные документы приведет к фактическому раскрытию профессиональной тайны, которая, в свою очередь, нарушит как права клиентов, так и права адвокатов, нотариусов и других лиц", - сказал Бауман.
Как пояснил адвокат, положение ст.6 нового законодательного акта противоречит законам "Об адвокатуре" и "О нотариате", которые относят вопросы о сути консультаций, советов, разъяснений и других сведений, полученных адвокатами или нотариусами при обращении к ним физических и юридических лиц, к вопросам их профессиональной тайны. В частности, эта статья предусматривает обязанность субъектов первичного финансового мониторинга подавать на запрос соответствующего субъекта государственного финансового мониторинга первичных документов, на основании которых были проведены финансовые операции, а также любую информацию для проверки фактов нарушения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
Помимо того, адвокат прокомментировал норму закона, обязывающую субъектов предпринимательской деятельности и юрлиц сообщать субъектам госфинмониторинга о финансовых операциях с товарами за наличные при условии, что сумма такой финансовой операции равняется или превышает сумму 100 тыс. грн.
"Впрочем, как свидетельствует практика, субъекты первичного финансового мониторинга (субъекты хоздеятельности) и их клиенты путем специфического применения подобных норм действующего законодательства успешно минимизируют свое общение с субъектами госфинмониторинга", - отметил Бауман.
Он пояснил, что в таких случаях во избежание дополнительного государственного контроля сумма одной финансовой операции уменьшается или разбивается на несколько финансовых операций, не превышающих контрольный уровень.
Помимо того, эксперт отмечает нарушение прав граждан упомянутыми законодательными изменениями. Он, в частности, пояснил, что ч.2 ст.32 Конституции запрещает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме определенных законом случаев, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.
В свою очередь, новопринятый закон устанавливает обязанность субъектов первичного финмониторинга осуществлять ряд действий на постоянной основе, направленных на противодействие отмыванию денег (идентификация и изучение клиента, содействие уполномоченным органам в анализе финансовых операций клиента, хранение информации о клиенте и пр.).
Как сообщалось, Верховная Рада 6 ноября внесла изменения в закон о противодействии и предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, соответствующие требованиям международных стандартов в сфере борьбы с преступными доходами, существенно расширяющий перечень субъектов первичного финансового мониторинга.
Закон устанавливает обязанность таких субъектов принимать усиленные предупредительные меры в отношении клиентов, деятельность которых свидетельствует о повышенном риске проведения ими операций по легализации доходов и финансировании терроризма, в частности в случае установления и осуществления деловых отношений с иностранными политическими деятелями и иностранными финансовыми учреждениями.
Кроме того, закон расширяет перечень субъектов госфинмониторинга, который осуществляет функции регулирования и надзора. Это Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство транспорта и связи, а также Министерство экономики.
Закон также предусматривает осуществлять распределение конфискованных активов, полученных в результате легализации доходов или финансирования терроризма, в соответствии с которым средства, полученные Украиной согласно соглашению о распределении конфискованных активов, засчитываются в государственный бюджет Украины.
По материалам: Інтерфакс-Україна
Поделиться новостью