За место в батарее — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

За место в батарее

Энергетика
1425
Коммунальная теплоэнергетика готовится к смене владельцев. "Власть Денег" выясняла, что привлекает бизнес в одной из самых убыточных сфер украинской экономики.
Приближения отопительного сезона-2009 многие предприятия коммунальной теплоэнергетики ожидали затаив дыхание - долги за газ исчисляются миллионами, а деньги взять на их погашение негде. Пути отступления отрезают инициативы Кабмина лишить местные советы в 2010 г. субвенций на покрытие разницы между тарифами на тепло и себестоимостью его производства. И потому участники рынка вовсю обсуждают, кому достанется коммунальная теплоэнергетика в 2010-м.
Мутная вода
90% участников рынка теплоэнергетики на данный момент - это коммунальные предприятия. На частников приходятся мизерные 10%. В основном, они сконцентрированы в Киевской и Харьковской областях. Как правило, это небольшие компании, которые, по словам участников рынка, находятся под контролем местных чиновников. Впрочем, документально доказать эту связь практически нереально.
Из представителей крупного бизнеса в сфере ТКЭ уже присутствуют Сергей Тарута (корпорация "ИСД"), Константин Григоришин, а также Ринат Ахметов. Из зарубежных игроков стоит отметить американскую компанию Contour Global, арендующую Краматорскую ТЭЦ. Впрочем, ряд обозревателей приписывает контроль над этим активом также главному акционеру СКМ.
Гарантированный спрос на услуги, устойчивые финансовые потоки, монопольное положение и слабый контроль со стороны государства над адекватностью и качеством предоставленных услуг - вот что стимулирует ряд бизнесменов внимательнее присматриваться к сфере ТКЭ; в 2008-м население заплатило за тепло почти 6,5 млрд грн. Объем поступлений за счет повышения тарифа все время растет - по данным Госкомстата Украины, за девять месяцев этого года население за централизованное отопление и горячую воду заплатило предприятиям теплосетей 6,4 млрд грн. По оценкам участников рынка, его объем составляет порядка 50 млрд грн.
"Инвесторы кружатся сейчас над предприятиями ТКЭ как пчелы над гречкой. Эта отрасль имеет большие возможности для эффективного вложения средств, - считает Павел Качур, исполнительный директор Альянса "Новая энергия", экс-министр строительства и ЖКХ. - Но инвестор хочет иметь гарантию влияния на управляемость процессом и прозрачные правила игры относительно тарифной политики. Если мы обеспечим эти две вещи, то инвестор придет".
Однако далеко не все заинтересованы в создании прозрачных условий. На рынке уже достаточно примеров, когда частник приходил не для длительной работы, а для быстрого решения своих интересов.
"Представители компаний, связанные с поставками природного газа, брали в аренду предприятия ТКЭ, имевшие большие долги за газ (в настоящее время долги перед "Газ Украины" составляют около 2,7 млрд грн. - ред.). Они попросту перекачивали деньги из предприятия на покрытие газовых долгов, выжимали все соки, но ничего не вкладывали в развитие системы. Подобное происходило во многих городах и областях", - рассказал представитель частной компании, пожелавший остаться неназванным.
Сегодня сектор ТКЭ старательно завуалирован. Реальная стоимость и себестоимость услуги - это тайна за семью печатями, открывать которую не заинтересованы ни производители, ни поставщики тепла, ни утверждающие тарифы местные органы власти. Квадратный метр в качестве единицы измерения тепла помогает запутать расчеты. Намного проще было бы исчислять потребленную тепловую энергию в гигакалориях, для чего нужно установить счетчики на каждый жилой дом. Но предприятиям ТКЭ это невыгодно, поскольку в тарифах заложены потери тепла в теплотрассах, порой достигающие 50%, списывать которые будет не на кого.
"В этом секторе есть достаточно возможностей для заработка, поскольку точно неизвестно, сколько энергии поступает в теплосети, сколько реально доходит до потребителя, сколько продается. Производители тепла зарабатывают и за счет уменьшения стандартов - никто никогда не проверял калорийность газа, который ТЭЦ подают на предприятия теплосетей. Кроме этого, слишком много списывается на потери в сети, иногда до 60%", - говорит Геннадий Рябцев, заместитель директора НТЦ "Психея".
Некоторые эксперты интерес частников связывают с возможностью доступа к бюджетным средствам. "Частников привлекает большой финансовый поток. Он открывает возможность поиграть деньгами - разместить на депозитах или банально украсть. Если начнется масштабная кампания по заходу частного капитала в отрасль, то велика вероятность того, что туда устремятся десятки неизвестных, созданных специально "под покупку" фирм, аффилированных с местной бюрократией", - считает источник в парламентском комитете по вопросам ТЭК.
Концессионный подход
Для желающих войти в сектор украинское законодательство предлагает не очень большой выбор: концессию, управление или аренду. Приватизация, равно как и банкротство предприятий ТКЭ, в МинЖКХ не приветствуют. В сентябре этого года Кабмин своим распоряжением утвердил Концепцию развития государственно-частного партнерства в ЖКХ, которая должна определить пути развития системы и обеспечить ее адаптацию к рыночным условиям.
"На работу в Украине могут решиться считанные единицы - те, кто имеет прикрытие на государственном уровне для гарантированного получения прибыли. Частный капитал не спешит в ТКЭ, потому что в этой сфере нет прозрачных условий работы, там полностью сохранились "совковые" принципы работы, усугубленные коррумпированностью сферы, - считает Виталий Яковенко, председатель Ассоциации теплотехнических компаний Украины. - За редким исключением случаи участия частного капитала в сфере носят скандальный характер, поэтому бизнес предпочитает оставаться в стороне. Предлагаемая концессия в украинском законодательстве настолько криво выписана, что интереса у цивилизованного бизнеса не вызывает".
В Украине работает только один концессионер в коммунальной теплоэнергетике - литовская компания "Энергия" в г. Артемовске (Донецкая обл.). Городские власти были вынуждены искать инвестора, поскольку на тот момент предприятие тепловых сетей города находилось в налоговом залоге из-за долгов перед "Нафтогазом", а средств на их погашение в горбюджете не было. По результатам международного конкурса, в котором приняли участие две литовские компании, в 2007 г. теплосети взяла в концессию на 40 лет "Энергия".
За два года их работы горожане разительных улучшений качества услуг не ощутили, но городские власти сотрудничеством удовлетворены. Ежегодный концессионный платеж в местный бюджет за использование имущества громады составляет 0,5 млн грн. По условиям договора, тариф остается неизменным, если не меняется его составляющие. Сейчас он экономически обоснован и в нем предусмотрена рентабельность до 10%. Инвесторы проводят замену теплотрасс, модернизацию котельных, установку новых котлов.
"В этом году в модернизацию системы концессионер вложил более 13 млн грн. Для города это сотрудничество выгодно, особенно при отсутствии финансирования ЖКХ из госбюджета, - говорит Сергей Гончаров, первый заместитель мэра г. Артемовска. - Концессия - это интересная форма сотрудничества. Но депутатов непросто убедить в том, что мы не лишаем город собственности и, отдавая предприятие в концессию, не продаем его".
Концессия как вариант сотрудничества заинтересовала многие муниципалитеты, находящиеся в не менее сложных условиях. Первые полгода они буквально осаждали мэрию Артемовска. Однако по прошествии двух лет Артемовск остается единственным городом, в коммунтеплоэнерго которого работает концессионер.
Нынешние руководители предприятий ТКЭ считают, что в концессии и аренде предприятий тепловой энергетики не заинтересованы сами инвесторы. "Я очень сомневаюсь, что кто-то из бизнесменов решится вкладывать в теплосети. Вот, к примеру, наше предприятие покупает воду по 3 грн., а продает по тарифу, в котором цена воды заложена на уровне 1,1 грн.", - рассказывает Александр Семченко, заместитель генерального директора предприятия "Донецкгортеплосеть". - Бизнесмены пришли заработать, но сделать это честно и легально в настоящее время невозможно. Я не вижу коммерческого смысла для юридического лица вкладываться в теплосети".
Участники рынка говорят, что литовцы уже и не рады вхождению на наш рынок. Но насколько это соответствует действительности, узнать непосредственно у директора созданного ООО "Артемовск-Энергия" Альбертоса Валанчиуса "ВД" не удалось - общаться с корреспондентом он отказался и на отправленный запрос не ответил.
"В концессию и в аренду необходимо отдавать те предприятия коммунальной сферы, на которых работает неэффективный менеджмент, не проводится техническое переоснащение, реконструкция, модернизация устаревшего, неэффективного оборудования, которые привели бы к энергосбережению, обеспечили повышение надежности и качества предоставляемых услуг, - считает Оксана Коршак, директор КП "Бровары¬теплоэнергосеть". - Приход концессионера, безусловно, приведет к повышению тарифов до уровня экономически обоснованных, но в то же время если в результате мероприятий по энергосбережению снизятся расходы, то, соответственно, уменьшится сумма, которую оплачивает потребитель".
Скрытый интерес
Большинство частников, работающих в ТКЭ, на данный момент не обладают большим объемом оборотных средств и не способны самостоятельно профинансировать масштабные капиталовложения в реконструкцию или модернизацию систем. Модернизация сетей - удовольствие не из дешевых - 1 м магистральной трубы стоит 6- 7 тыс. грн., а сетей - километры. В местных бюджетах средств на них попросту нет, а государство финансировать развитие теплосетей, находящихся в аренде у частника, отказывается. В Житомире и области был опыт передачи предприятий теплосетей в аренду частным компаниям и расторжение договоров с ними ради получения государственного финансирования.
"При распределении госбюджетных средств на реконструкцию теплокоммунэнерго предприятия, которые находились в аренде или управлении, не по-падали в программы государственного финансирования. Объяснялось такое явление тем, что это уже будет финансирование частной компании, - говорит Владимир Дебой, заместитель губернатора Житомирской области. - Но в сегодняшних условиях арендатор самостоятельно, только за счет своей рентабельности не может финансировать капвложения в развитие сетей. В результате депутаты местных советов были вынуждены принимать решение о расторжении договора аренды, чтобы в предприятие могли быть влиты государственные средства".
Для вхождения капитала в сферу ЖКХ, по мнению участников рынка и экспертов, необходима реформа. "Давно зреет идея создания регулятора по типу НКРЭ, который бы занимался определением тарифов в сфере ЖКХ, - рассказывает Сергей Титенко, член парламентского комитета по вопросам ТЭК.
Интерес к ТКЭ сейчас проявляет как отечественный, так и иностранный бизнес из различных сфер: банки, корпорации, работающие в сфере теплогенерации, производители оборудования и материалов, энергопоставляющие организации. Среди них есть и крупные промпредприятия, планирующие сэкономить собственные затраты и заработать на продаже избыточного тепла населению.
"Я думаю, что придут бизнес-группы, которые имеют опыт работы с ТЭЦ, возможно, облгазами, облэнерго. То есть те, кто имеет опыт работы в смежных сферах по поставкам населению тех или иных энергоносителей или коммунальных услуг", - убежден Роман Сторожев, президент Ассоциации газовых трейдеров Украины.
Как только эта сфера станет интересна тяжеловесным игрокам, условия работы в ней могут быстро измениться. У крупного бизнеса достаточно лоббистов в ВР для введения выгодных им условий работы. В сегодняшней ситуации высока вероятность того, что рынок ТКЭ постигнет участь облэнерго - и их собственники за счет коммунэнерго расширят свои сферы влияния.
А как у них?
Россия. В 2003 году в России была создана управляющая компания "АО "Российские коммунальные системы" (РКС) для работы в секторе ЖКХ. В первоначальный состав инвесторов, планировавших вложить в развитие отрасли около $500 млн, помимо РАО "ЕЭС" и ОАО "Газпром", вошли "Интеррос", "Ренова", "ЕвразХолдинг", "Кузбассразрезуголь", банк "Еврофинанс". В 2005 году крупнейший частный оператор в сфере ЖКХ сработал с прибылью - 54,6 млн руб. по сравнению с убытком в 974,9 млн руб. в 2004-м. Однако в мае 2008 года РАО "ЕЭС России" продало РКС "КЭС-Холдингу" Виктора Вексельберга. В настоящее время оперативное управление осуществляет российская ФПГ "Ренова", подконтрольная бизнесмену.
Литва. Переломным моментом для литовских предприятий теплокоммунэнерго стал 1997 г., когда парламент Литвы принял закон о реорганизации и отделении теплового сектора от "Литовглавэнерго" - и передаче его муниципалитетам. В тот же год был решен и вопрос регулирования цен: все теплоснабжающие предприятия и теплосети должны были утверждать тарифы в созданной в том же 1997 г. Комиссии по регулированию цен. В 2000 г. были подписаны первые договоры аренды объектов ЦТ в малых и средних городах. В 2001 г. в Вильнюсе в конкурсе на сдачу теплосетей в аренду на 15 лет французская компания Dalkia выиграла у шведской компания Sydkraft, пообещав инвестировать в развитие хозяйства более $100 млн. Кроме того, Dalkia обязалась удерживать тарифы на стабильном уровне, изменяя их лишь вследствие инфляции и роста мировых цен на топливо (договор был заключен в 2002 г.). В настоящий момент более 45% рынка ЦТ Литвы принадлежит этой компании.
Польша. Одна из первых стран бывшего соцлагеря, изменившая подход в управлении сферой ЖКХ. Для чего на базе имеющихся активов ТКЭ были созданы акционерные общества, 100% акций которых закреплены за муниципалитетами. Именно они осуществляют оперативное управление.
Отдам в хорошие руки
Долг ТКЭ перед компанией "Газ Украины" за потребленный газ составил более 2,51 млрд грн. Для улучшения ситуации правительство поручило сразу нескольким ведомствам разработать программу кредитования предприятий теплокоммунэнерго для закупки природного газа у НАК "Нафтогаз України".
Согласно проекту постановления, которое в ближайшее время будет рассмотрено на заседании правительства, роль кредитора отведена Ощадбанку под залог имущества предприятий ТКЭ. Таким образом "Нафтогаз", в случае непогашения долга за потребленный газ (а то, что таковой возникнет, у участников рынка сомнений не вызывает, особенно в свете отсутствия субвенций в проекте бюджета на 2010 г.), сможет претендовать на распределительные сети ТКЭ. Кроме того, в начале октября Кабмин начал передачу нескольких ТЭЦ на баланс "Нафтогазу": Лисичанскую, Зуевскую, Донецкую, Криворожскую, а также электростанции, которые находились на балансе ГП "Крымские генерирующие системы". В середине октября также было опубликовано постановление КМУ, в соответствии с которым уставный фонд НАК "Нафтогаз України" пополнялся 100% акций пяти ТЭЦ, ранее входивших в управление НАК "Энергетическая компания Украины": Днепродзержинской, Херсонской, Николаевской, Одесской и Харьковской ТЭЦ-5.
Павел Качур: "49% украинских предприятий ТКЭ надо выставить на аукцион"
Исполнительный директор Альянса "Новая энергия", экс-министр строительства и ЖКХ считает, что коммунальная теплоэнергетика может быть прибыльным бизнесом даже при нынешних тарифах.
Насколько интересна сего¬дня коммунальная теплоэнергетика для частного капитала?
- Войти в монопольный сектор, где каждый потребитель - постоянный, это уже очень привлекательно с экономической точки зрения для инвестора. Другой, не менее важный фактор, заключается в том, что сектор коммунальной теплоэнергетики в техническом плане настолько запущенный, что даже минимальные вложения могут дать хороший экономический эффект. Вкладывая деньги в модернизацию, бизнес может работать и получать прибыль даже при нынешних тарифных расценках. Поскольку в Украине тарифы формулируются по принципу "затраты +", частный капитал, работающий с более низкими затратами, может получить конкурентное преимущество перед теми же КП: сниженные тарифы. Могу из опыта сказать, что в большинстве случаев период окупаемости проектов ТКЭ не превышает пяти лет. Рост цен на энергоносители приводит к тому, что проекты в ТКЭ очень быстро окупаются.
Уже сейчас к ТКЭ интерес проявляют международные компании. В частности, через наш Альянс делала запрос достаточно известная на рынке теплоснабжения французская фирма DALCI, которая работает в нескольких странах и хочет войти на наш рынок.
На каких условиях они хотят работать в Украине?
- Они хотят войти на рынок в качестве собственников котельного хозяйства и арендаторов теплосетей в одном из микрорайонов города с центральным отоплением, чтобы в будущем можно было оценить качество их услуг в сравнении с традиционной, коммунальной системой. Важно, что французы согласны работать при нынешних тарифах и при этом обязуются провести модернизацию теплосетей, усовершенствовать или построить новые котельные. Как правило, инвесторы готовы предоставлять полный комплекс услуг, даже сбор платежей готовы взять на себя.
Не будут ли местные власти препятствовать приходу инвесторов?
- Мэры в большинстве случаев заинтересованы разрешить проблему, тем более - не вкладывая средств из горбюджета. А на более низком уровне реакция неоднозначная В первую очередь это профильные управления исполнительных комитетов, которые, по идее, должны отстаивать интересы территориальной общины, - а на самом деле превратились в лоббистов ТКЭ в местных органах власти. Во-вторых, это сами предприятия ТКЭ, которые имеют монопольное право на выдачу технических условий для возможных конкурентов. Открыто никто не высказывается против прихода потенциальных конкурентов, но скрытое нежелание видно невооруженным глазом. Приход частного собственника невыгоден в первую очередь тем, кто считает КП своим собственным бизнесом. Такие люди руководствуются собственной выгодой, и ничем более.
Как можно было бы, с вашей точки зрения, "развести" интересы коммунальщиков и бизнеса?
- Я бы предлагал оставить сети в коммунальной собственности, а генерацию тепла - отдать частникам. Думаю, это значительно ускорит модернизацию котельных и приход к рыночным ценам в этом секторе. Нужно также законодательно дать право бизнесу входить в структуру КП. В Польше много примеров, когда сначала инвесторам отдали 49% рынка теплоэнергетики, а 51% оставили в коммунальной собственности города. Но через пять лет продали и их, увидев эффективность работы. Я предлагаю 49% украинских предприятий ТКЭ выставить на аукцион и ввести бизнес в структуру предприятия, чтобы он, таким образом, смог контролировать свои деньги.
Что мешает частному капиталу войти в теплоэнергетику?
- Если кратко, то три вещи: монополия на услугу, коммунальная форма собственности предприятий ТКЭ и заполитизированная система утверждения тарифов. Прежде чем войти в сектор теплоэнергетики, частный капитал должен иметь ответы на ключевые вопросы: чья это будет собственность, каковы принципы тарифной политики, каковы сроки работ? То есть частному капиталу нужны четкие и прозрачные правила игры на рынке.
Алексей Кучеренко: "В ТКЭ сейчас происходит то же, что происходило с облэнерго"
Министр по вопросам ЖКХ считает, что для неэффективных предприятий ТКЭ спасением станет приход частного капитала, который в будущем и станет движущей силой реформ в отрасли.
Разговоры об убыточности предприятий ТКЭ и их близости к банкротству заметно участились. Не готовится ли кто-то приобрести эти предприятия по бросовым ценам?
- В ТКЭ сейчас происходит то же, что происходило с облэнерго в 1997-98 гг., когда под лозунгом псевдо¬убыточности началась массовая приватизация - и две трети пакетов этих компаний были раскуплены за бесценок. Зато позже сложились правила игры, и облэнерго сейчас рассчитываются с энергорынком как часы.
Для неэффективно работающих предприятий ТКЭ приход частного капитала - это выход. И чем скорее придет сюда бизнес - я бы не назвал их инвесторами, скорее представителями частных управляющих компаний, - тем лучше.
Как коммунальную теплоэнергетику сделать более привлекательной для инвесторов?
- Если мы хотим в сфере теплоэнергетики создать рыночные отношения, то нам необходим государственный регулятор, который будет максимально деполитизирован и будет определять правила игры. А кроме того, систему тарифообразования необходимо сделать прозрачной и понятной. Ведь тариф должен по¬крывать себестоимость и иметь инвестиционную составляющую.
Какие шаги предпринимает министерство, чтобы решить эти вопросы?
- Мы сейчас работаем над внедрением повсеместного учета тепловой энергии. Также министерство подготовило проекты нормативно-правовых актов, которыми мы предлагаем защитить третьего участника рынка - поставщика газа. Ведь нынешние неплатежи вредят и экономике страны, и "Нафтогазу України". Осталось только, чтобы депутаты эти нормы приняли.
Многие бизнесмены готовы инвестировать в ТКЭ, если теплосети будут находиться в их собственности. Вы - сторонник того, чтобы теплосети оставались в коммунальной собственности?
- Теплосети можно отдавать в концессию, но так как они являются субъектами естественных монополий, то должны оставаться в муниципальной собственности. А вот котельные можно передавать в частную собственность. Чем больше будет поставщиков тепла, тем лучше для отрасли. Наша задача - создать среди них конкуренцию, и тогда потребитель сам будет выбирать себе поставщика тепла в соответствии с качеством предоставляемых услуг.
Кто тормозит приход частников в ТКЭ?
- Основной тормоз - муниципалитеты, которые пытаются сохранить статус эффективного собственника. Работающие сегодня частные котельные уже показали, что в ТКЭ можно вести выгодный бизнес. Они по эффективности работы намного опережают муниципальные котельные.
А у МинЖКХ есть механизмы влияния на местные власти?
- Законодательная база не дает возможности центральной власти влиять на местную. Я считаю, что это неправильно, так как только за этот год из казны направили порядка 30 млрд грн. муниципалитетам на финансирование ЖКХ: для обеспечения низкой цены на газ более 10 млрд грн. выделили дотаций "Нафтогазу", 2 млрд грн. - на компенсацию разницы в тарифах; кроме этого, из госбюджета оплачиваются субсидии, старые долги. Государство выделяет миллиарды, но не имеет права влиять на отрасль.
Для кого из инвесторов сектор ТКЭ может быть интересен?
- Сейчас, на волне финансового кризиса и политических скандалов, никто из западных инвесторов не захочет прийти в украинскую теплоэнергетику. Они предлагают технические решения, но не инвестиции. Теплоэнергетикой может заинтересоваться украинский капитал, представители которого, возможно, и не работали ранее в коммунальном секторе. ЖКХ привлекает тем, что, независимо от кризиса, люди все равно будут платить за услуги - это гарантированный устойчивый поток денег.
Роман Сторожев: "Инвестиции в ТКЭ могут быть интересны бизнес-группам, имеющим опыт работы с ТЭЦ, облгазами и облэнерго"
Президент Ассоциации газотрейдеров Украины считает: для того чтобы привлечь инвесторов в ТКЭ, правительству необходимо коренным образом менять существующую систему отношений в отрасли и подход к определению тарифов.
У местных властей в 2010-м не будет средств для покрытия разницы в тарифах на тепло. Не считаете ли вы, что правительство решило снять с себя ответственность?
- Вопрос тарифов и деятельности ТКЭ является приоритетом и прямой задачей местных властей. Это нормальная практика в Европе. У нас же этот вопрос централизован, что, как я считаю, неправильно.
Перекрестное субсидирование и возмещение разницы в тарифах из бюджета среди всего прочего привело к тенизации этого вида бизнеса. А ведь во всем мире поставка коммунальных услуг населению является прибыльным, престижным бизнесом.
Насколько эта сфера интересна для частников и как ситуация с инициативой правительства по привлечению в отрасль частного капитала будет развиваться?
- На примере ТЭЦ, большинство из которых находятся в частных руках или сданы в аренду: они стали работать от этого не хуже, а лучше. Если найдутся бизнесмены, которые готовы вложить деньги в ТКЭ, в эти изношенные сети, то это можно считать хорошим сигналом. После прихода частников вряд ли ситуация изменится кардинально и быстро. В любом случае на изменения понадобится не менее года.
Я думаю, что к концу отопительного сезона у ТКЭ опять будут перетекающие задолженности за потребленный газ, как это происходит уже десять лет. Те предприятия, которые контролируются НАК "Нафтогаз України", будут иметь лучшие результаты, поскольку и счета у них контролируются одним субъектом. У тех, кто находится в управлении местных властей, уровень расчетов будет хуже. В то же время никто не пойдет на отключение ТКЭ от поставок природного газа для производства тепла для населения.
Насколько привлекательными для инвесторов останутся ТКЭ, если не будут дотироваться из госбюджета?
- На самом деле деньги "напрямую" не выделяются из госбюджета. Происходят взаимозачеты между госпредприятиями. Поэтому говорить о том, что можно добраться к бюджетным деньгам через систему зачетов, нет смысла.
А смысл в том, что поставка энергоносителей, коммунальных услуг огромному количеству потребителей - перспективный бизнес. Это готовые сети продажи этих услуг, и, если рассматривать этот бизнес относительно городов, фактически монопольное положение в том или ином населенном пункте. Поэтому, с точки зрения бизнеса, такие проекты очень интересны. Вот только нужно изменить структуру работы этих предприятий.
Кто может быть больше заинтересован в сохранении действующей системы тарифообразования - власти на местах или игроки рынка? Или же непрозрачность установления себестоимости услуг на самом деле устраивает и тех, и других?
- Я думаю, что ситуация по тарифообразованию, сложившаяся сейчас, не устраивает уже никого. Мы из года в год видим повторение одной и той же ситуации. Возможно, есть какие-то теневые схемы, возможно, частично деньги разворовываются. Но уже есть понимание того, что вся система работает неправильно.
Кому, на ваш взгляд, из отечественных бизнесменов могут быть интересны предприятия ТКЭ?
- Я думаю, что это будут бизнес-группы, имеющие опыт работы с ТЭЦ, возможно, облгазами, облэнерго (в настоящее время бизнес в этих сферах имеют Ринат Ахметов, Константин Григоришин, Дмитрий Фирташ, Григорий Суркис, Игорь Коломойский). То есть те, кто имеет опыт работы в смежных сферах по поставкам населению тех или иных энергоносителей или коммунальных услуг. Будут ли эти группы приближены к местным советам - в каждом отдельном случае нужно смотреть конкретно.
Наталья Ковалевская, Севгиль Мусаева
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас