Редкая добыча — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Редкая добыча

Энергетика
1197
Возобновившийся во II полугодии спрос на украинский металл привел к дефициту коксующегося угля. В результате в августе-сентябре металлурги были вынуждены снизить объемы производства стали. Ожидаемый в 2010 году рост объемов ее производства в Украине приведет к тому, что импорт угля придется увеличить на 20% при прогнозируемом росте цен на 25-30%, что вызовет снижение рентабельности комбинатов, не имеющих собственных угольных активов.
Снижение угледобычи в Украине
По данным Министерства угольной промышленности, в январе-сентябре добыча коксующегося угля в Украине снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6% - до 19,323 млн т. Его острый дефицит в стране начал ощущаться в начале II полугодия текущего года. Это произошло из-за возобновления спроса на украинский металл в мире, рассказал заместитель председателя правления Мариупольского меткомбината им. Ильича Сергей Матвиенков. "В августе-сентябре наши украинские поставщики не обеспечили нас необходимым объемом угля, в результате чего мы недозагрузили производство",- добавил гендиректор ОАО "АрселорМиттал-Кривой Рог" Жан Жуэ.
Уголь нарасхват
Причины возникшей этим летом проблемы следует искать в ценовой политике добытчиков угля, говорит аналитик ИК Phoenix Capital Александр Макаров. К октябрю 2008 года, когда объемы производства чугуна и цены на прокат упали в два раза, шахты продолжали требовать рекордных летних цен на уголь и не сокращали объемы производства. К этому времени начала образовываться задолженность коксохимических предприятий перед шахтами и резко сократились объемы закупок угля, что при сохранении высоких уровней добычи привело к работе шахт на склад. К декабрю коксующийся уголь некуда было девать: склады шахт и обогатительных фабрик были затоварены. Бывали случаи, когда уголь складировали под открытым небом на любой доступной площадке.
Перепроизводство истощило финансовые ресурсы шахт и вызвало стремительный обвал цен. К концу прошлого года объем добычи упал ниже реального уровня потребления угля. Для нормальной работы шахт необходимы инвестиции в проходку и зарядку лавы, которая будет обеспечивать добычу угля в следующие 8-16 месяцев. Для поддержания уровня производства процесс добычи в действующих лавах и подготовки новых должен быть непрерывным. В случае несовпадения сроков ввода новых лав и завершения работы в действующих возникает падение добычи. А для возврата к прежним объемам добычи требуется от трех до восьми месяцев.
Дефицит угля обусловлен и резким снижением объема импорта - на 55% (до 3,5 млн т), отмечает аналитик KBC Securities Ukraine Константин Головко. Ранее дефицит коксующегося угля на рынке Украины покрывался в основном за счет импорта из России, а также дальнего зарубежья, говорит вице-президент "Индустриальной группы" Александр Пилипенко. "В последние годы на долю импортного коксующегося угля, в основном из России, приходилось свыше трети всего объема его потребления украинскими метпредприятиями",- отмечает директор дивизиона угля и кокса группы "Метинвест" Владимир Гусак. "Но добыча коксующегося угля сократилась и в России,- говорит Александр Пилипенко.- А в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС все тепловые энергомощности этой страны начали загружать всеми видами угля, чтобы сохранить баланс электроэнергетики". В России также увеличился спрос на кокс: там производство стали восстанавливается более быстрыми темпами, чем в Украине. У российских поставщиков появилась возможность поставлять уголь на азиатский рынок по более высоким по сравнению с украинскими ценам, отмечает Головко.
На фоне снижения предложения вырос спрос на кокс. Повышение цен на газ в этом году заставило все украинские меткомбинаты отказаться от использования газа в доменном производстве и перейти на кокс. "В 2008 году удельный расход кокса при производстве чугуна составлял 530 кг/т, сейчас - 588-590 кг/т. То есть в процентном отношении произошел рост на 5,6%",- отмечает аналитик ИК Foyil Securities Исмаил Сафаралиев.
Спрос будет расти
Каждый производитель пытается решить проблему по-своему. Меткомбинат "АрселорМиттал-Кривой Рог" начал импортировать коксующийся уголь из стран СНГ и Северной Америки, говорит Жан Жуэ. Группа "Метинвест" в октябре ввезла 140 тыс. т угля своей американской компании United Coal. "Больше всего проблем испытывают заводы ИСД - Алчевский и комбинат им. Дзержинского, в связи с этим у них нет возможности серьезно увеличить объемы производства",- отмечает господин Сафаралиев. Уровень дефицита коксующегося угля в 2010 году будет зависеть в первую очередь от ситуации на металлургическом рынке, говорит Сергей Матвиенков.
Директор металлургического и горнодобывающего сектора агентства Fitch Сергей Гришунин прогнозирует рост средней загрузки производственных мощностей металлургических предприятий Украины с 60-65% в 2009 году до 80-85% в 2010 году. В ИК Dragon Capital ожидают роста производства стали в Украине в 2010 году на 15% - до 33,4 млн т. "Это приведет к росту импорта угля для покрытия дефицита на 20% - до 8,6 млн т",- подсчитал Сергей Гайда из Dragon Capital. "При этом цены на уголь в 2010 году будут только расти. Текущий уровень спотовых цен в Китае позволяет предполагать, что контрактные цены в мире могут увеличиться на 25-30% в год. Подобный рост возможен и в Украине, что приведет к снижению рентабельности неинтегрированных комбинатов - Мариупольского меткомбината им. Ильича и ИСД",- считает Константин Головко.
Предпосылок для кардинальных изменений в отечественной угольной отрасли сейчас нет, полагает Владимир Гусак. "Это объясняется чрезвычайной изношенностью технологического оборудования на госшахтах, сложными горно-геологическими условиями - большими глубинами добычи и метановым фактором, невозможностью увеличения добычи из-за высочайших рисков аварийности и травматизма, а также истощением экономически привлекательных запасов коксующегося угля в Украине",- отмечает он. По его мнению, наиболее реальный путь обеспечения украинских металлургов высококачественным коксующимся углем в будущем - морской импорт из таких стран, как Австралия, США, Канада и Индонезия. "Для этого необходимо развивать глубоководные портовые мощности по перегрузке угля из дальнего зарубежья",- говорит Гусак.
"Меткомбинаты покупают все что угодно"
Анатолий Старовойт, гендиректор ассоциации "Укркокс"
- Чем вызван дефицит коксующегося угля?
- Ростом потребления кокса, который произошел в связи с увеличением выплавки металла. При этом угольная промышленность не справляется с нынешним спросом. Можно сказать, что она оказалась не готова к улучшению ситуации в металлургии.
- На сколько выросло потребление во II полугодии?
- Приблизительно на 12%, то есть на 300 тыс. т в месяц.
- Что делают в этой ситуации металлурги?
- Меткомбинаты вообще перестали следить за качеством угля. Они покупают все что угодно. Как говорится, в голодные годы харчами не перебирают.
- Откуда сейчас идут поставки?
- В основном из России - 80%, а также из США и Канады. Но нарастить объем импорта сейчас крайне сложно. Украинская инфраструктура к этому не готова. Хотя купить уголь возможно. Например, в той же Австралии наблюдается профицит угля.
- Могут ли металлурги переориентироваться с импорта угля на импорт кокса?
- В свое время такие поставки со своих предприятий во Франции и Голландии осуществлял "АрселорМиттал-Кривой Рог". Но в связи с изменением мировой конъюнктуры сейчас это невыгодно даже ему. Тем более речь не может идти о том, чтобы покупать кокс где-то на стороне.
- Каким будет дефицит коксующегося угля к концу года?
- Еще в августе мы прогнозировали дефицит с сентября по декабрь в размере 1,4 млн т. Но в связи со снижением объема выплавки стали, думаю, дефицит не превысит 1 млн т.
- А в следующем году?
- Все будет зависеть от того, восстановится ли наша металлургия. В Кабмине прогнозируют рост объемов производства в I квартале и выход на докризисный объем производства до конца следующего года. Это значит, что уже во II квартале 2010 года вновь может возникнуть дефицит коксующегося угля. И нам надо готовиться к увеличению его импорта.
- Как эта тенденция повлияет на цены?
- Цена угля зависит не от объема его потребления, а от стоимости стали. Так что если сталь вырастет в цене, то уголь тоже подорожает. Только с 1-1,5-месячной задержкой.
- Можно ли решить проблему дефицита коксующегося угля?
Только за счет приватизации шахт и инвестиций в угледобычу. У нас есть множество шахт, которые можно довести до ума, увеличив добычу на них и сделав их прибыльными. Необходимо расширять портовые мощности. Думаю, это тот вид бизнеса, который всегда будет рентабельным.
"В Украине ощущается острая нехватка высококачественного угля"
Владимир Гусак, директор дивизиона угля и кокса ООО "Метинвест Холдинг"
- В этом году ваша компания отказалась от использования газа. Насколько возросли ваши потребности в коксе?
- Потребление группой коксующегося угля для производства безгазовой шихты для коксования в пересчете на производство 1 т чугуна в этом году увеличилось по сравнению с предыдущим на 17%.
- Когда металлургические предприятия "Метинвеста" планируют перейти на пылеугольное вдувание?
- К 2015 году. Предполагается, что внедрение этой технологии позволит уменьшить общий годовой объем потребления коксующегося угля примерно на 1 млн т.
- Как вы решаете проблему недостатка коксующегося угля?
- В Украине ощущается острая нехватка высококачественного угля марок К, Ж, ОС с низким содержанием серы. Основным поставщиком угля на коксохимические предприятия "Метинвеста" является входящая в группу компания "Краснодонуголь".
"Метинвест" также закупает уголь у украинских государственных угледобывающих предприятий. Кроме того, для улучшения качества кокса мы приобретаем низкосернистый уголь в России. А летом этого года начались поставки в Украину высококачественного угля входящей в группу американской United Coal Company.
- Сколько угля United Coal вы намерены ввезти?
- Планируется, что в этом году на коксохимические предприятия "Метинвеста" поступит до 200 тыс. т такого угля. О поставках в 2010 году говорить сложно, все будет зависеть от ситуации на рынке. Предположительно, в следующем году объем поставок будет не меньше, чем в этом. После 2010 года импорт может увеличиться: сначала до 80-100 тыс. т в месяц, а затем и до более значительных объемов.
- Каким образом вы планируете увеличить долю угля United Coal Company?
- Расширение сырьевых возможностей "Метинвеста" за счет покупки компании United Coal Company позволит не только "Метинвесту", но и всем металлургам Украины с максимальной эффективностью использовать свои производственные мощности. В ближайшие годы с учетом логистических ограничений по морской доставке угля United Coal Company доля собственного угля "Метинвеста" в общем объеме его потребления группой составит до 60%.
Импорт американского угля определенное время будет ограничен существующей портовой инфраструктурой, нехваткой в Украине глубоководных причалов. Полномасштабный импорт станет возможен после ввода в эксплуатацию дополнительных портовых мощностей, ориентированных на импорт сыпучих грузов. До этого основные объемы угля компании United Coal будут реализовываться на американском рынке. После начала работы портовых перевалочных комплексов доля собственного угля группы будет возрастать - и "Метинвест" сможет обеспечить себя собственным сырьем приблизительно на 80-85%.
Евгений Дубогрыз, аналитик BG Capital
Украинская коксохимия выходит из кризиса быстрее металлургии. Падение производства кокса в Украине за 10 месяцев 2009 года составило 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года против 28% снижения выпуска стали за тот же период. Два крупных коксохима - Алчевский и Ясиновский - показали положительную чистую прибыль даже в I полугодии, в то время как все без исключения меткомбинаты Украины за тот же период оказались убыточными. Уже в следующем году отечественные коксохимические комбинаты способны выйти на докризисные объемы производства - 19 млн т в год, а в среднесрочной перспективе (2011-2012 годы) ожидаемый выпуск кокса в Украине составит 22 млн т в год.
Причина ожидаемого роста отрасли - резкое подорожание газа с начала 2009 года: меткомбинаты, ранее активно использовавшие природный газ в доменном производстве, начали замещать подорожавшее голубое топливо сравнительно дешевым коксом. Если в прошлом году средний расход кокса составлял 510 кг на тонну чугуна, то в нынешнем и следующем годах расходный коэффициент превысит 600 кг/т.
Кокс, несмотря на 50-процентный рост цен с июня по ноябрь (с $140/т до $210/т), остается безальтернативным видом топлива для металлургов из-за высокой стоимости российского природного газа. В долгосрочной перспективе меткомбинаты смогут частично заменить кокс пылеугольным топливом (ПУТ), тем самым снизив расход кокса примерно на 100-120 кг/т. Однако для внедрения ПУТ в промышленных масштабах потребуются не только значительные средства, но и время на отладку оборудования (не менее трех-четырех лет). Таким образом, даже с учетом внедрения ПУТ в ближайшие три года спрос на кокс будет расти на 12-15% в год, параллельно росту выпуска чугуна и стали.
Основные импортеры коксующегося угля, %
Источник: ГП "Госвнешинформ"
Александр Черновалов
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас