Вдвое меньше работы для таможни — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Вдвое меньше работы для таможни

Казна и Политика
1681
Кризис привел к резким изменениям масштабов украинской внешней торговли. Сужение внешнего спроса и обвал цен на сырьевые товары сократили объемы экспорта большинства ведущих отраслей экономики. Последовавшее за этим снижение внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного, - подкрепленное сокращением банковского кредитования и обвальной девальвацией гривни, вызвало резкое падение объемов импорта товаров по широкому спектру товарных позиций.
Между первым полугодием 2008 года и январем-июнем нынешнего года - огромная пропасть. Первый период характеризовался перегревом украинской экономики, зашкаливанием мировых цен на сырьевые товары и пиковой загрузкой мощностей экспорториентированных предприятий. Второй - нижней точкой украинского кризисного цикла, экстремумом падения украинского производства, глубокой рецессией в большинстве ведущих экономик мира.
Меньше металла и дешевле
По итогам января-июня экспорт товаров сократился на 53,2% в стоимостном выражении. Показатели ключевых украинских промышленных отраслей еще более разительные. Экспорт черных металлов - главного экспортного товара страны, на который в докризисное время приходилось 38% экспорта, - сократился на 63%, изделий из черных металлов - на 42%. Вывоз продукции химической отрасли уменьшился на 56%.
При этом от обвального снижения мировых цен экспорт пострадал даже больше, чем от снижения физического спроса. К примеру, экспорт чугуна упал на 52% в стоимостном выражении, а в физическом - лишь на 13%. По стальным полуфабрикатам соотношение составляет 57% против 15,5%, по круглому горячекатаному прокату - 68% против 41%.
Определенным подспорьем для украинских металлургов стал китайский рынок, с которого в последние годы наша продукция методично вытеснялась местными импортозамещающими производствами. Однако сейчас китайская экономика продолжает демонстрировать уверенный рост благодаря мощнейшей программе стимулирования внутреннего рынка в мире. Это дало украинским металлургам возможность несколько нарастить поставки на практически утраченный рынок.
Так, если в первом полугодии прошлого года Украина почти не осуществляла поставки чугуна в Китай в статистически значимых объемах, то в январе-июне 2009 года на китайский рынок было поставлено 344 тыс. тонн чугуна на 100,6 млн долларов. С нулевого значения вырос и экспорт стальных полуфабрикатов в КНР, составивший по итогам первого полугодия 2009 года почти 800 тыс. тонн на сумму 257 млн долларов. Рост экспорта в Китай на фоне всеобщего падения внешних товаропоставок повысил роль этой страны со статуса малозначимого рынка до весьма заметного партнера с долей в 4,7% в совокупном экспорте товаров.
Машинное отделение опустело
Из-за того, что наши основные торговые партнеры среди стран СНГ испытывают у себя дома аналогичные проблемы, сильно пострадал машиностроительный экспорт. Экспорт железнодорожного транспорта упал на 73,5%, автомобилей - на 67,5%. Поставки грузовых железнодорожных вагонов в Россию (на них в прошлом году приходилось свыше 10% всех экспортных поставок в РФ), в этом году обрушились более чем впятеро - с 13 тыс. штук до 2,2 тыс. штук. В целом по поставкам одних только грузовых вагонов валютные поступления в Украину сократились за год на 744 млн долларов.
Сложилась очень интересная ситуация с внешней торговлей легковыми автомобилями, учитывая контекст 13%-ной надбавки к импортным пошлинам, действие которой истекает менее чем через месяц. В прошлом году благодаря росту доходов населения, широкому распространению автокредитования и, в меньшей степени, снижению тарифов в связи с присоединением к ВТО, Украина имела сильный дефицит по внешней торговле автомобилями. Соотношение экспорта и импорта было 1:10, а дефицит торговли автомашинами по итогам первого полугодия составлял почти 2,5 млрд долларов.
Кризис изменил лишь масштабы: соотношение экспорт-импорт выправилось лишь чуть-чуть, до 1:7, а дефицит внешней автоторговли ужался до 450 млн долларов. Поскольку данные по первому полугодию немного искажены эффектом 13%-ной надбавки (хотя ее значение совсем несущественно на фоне более чем 60-процентной девальвации гривны и ухода со сцены валютных автокредитов), соотношение практически не изменилось. Так что украинские автомобилестроители продолжат борьбу с импортом за жизненное пространство.
Зерно: прошлогодний росток посреди увядшего поля
На этом фоне главным - то есть почти единственным - драйвером экспорта в первом полугодии стали зерновые культуры. Несмотря на снижение мировых цен на зерно, рост их экспорта в первом полугодии составил 61% в стоимостном выражении. Это обусловлено тем, что Украина в прошлом году собрала рекордный урожай зерновых на уровне 53,3 млн тонн и смогла существенно нарастить объемы внешних поставок зерна. Экспорт пшеницы в первом полугодии принес зернотрейдерам 805 млн долларов, то есть почти впятеро больше по сравнению с январем-июнем 2008 года. Однако хороший урожай обычно всегда преследует "злой близнец" - падение мировых цен на зерно. Ведь в физическом выражении экспорт пшеницы вырос в семь с половиной раз.
К слову, в этом году аграрии в который раз растят урожай преимущественно при хорошей погоде. В первом полугодии импорт в Украину почти не ввозились калийные и фосфорные удобрения, которые у нас не производятся. Таким образом, в нынешнем году отечественные сельхозпроизводители по-прежнему увлекались чрезмерной подкормкой почвы азотными удобрениями. Со всеми вытекающими последствиями с точки зрения истощения почв и нитратизации посевов.
Объем против цены
Один из основополагающих факторов внешнеторгового баланса нашей страны - импорт природного газа. На протяжении последних лет между Украиной и Россией происходят газовые войны, и условия постоянно пересматриваются. Нововведения этого года непосредственно сказались на статистике с импортом. Прежде всего речь идет о сделке между НАК "Нафтогаз України" и "Газпромом" по переуступке 10,4 млрд кубометров газа, принадлежавшего компании RosUkrEnergo. Этот объем был растаможен в феврале-марте нынешнего года по расчетной цене 154 доллара за тысячу кубометров (газ был оплачен не живыми деньгами, а услугами по транзиту в 2009-м).
Наличие существенных объемов импорта по такой льготной цене дает правительству возможность вписаться в ранее заявленный показатель среднегодовой цены импортного газа на уровне не выше 230 долларов за тысячу кубометров. По итогам первого полугодия средняя цена кубометра составляла 216 долларов за тысячу кубометров. При этом в третьем квартале стоимость импортируемого голубого топлива - 198 долларов, а в последнем квартале она вряд ли превысит показатель в 215 долларов (учитывая текущую динамику мировых цен на нефть и нефтепродукты).
И все же нынешняя цена существенно выше прошлогодних 179,5 долларов за тысячу кубометров. Таким образом, при сокращении физических объемов газа на 32% в первом полугодии "Нафтогазу" все равно приходилось при поддержке правительства, Ощадбанка и НБУ платить только на 18% меньше. Схема по взаимозачету "газ за транзит" в годовом выражении принципиально ничего не меняет ни для годового финансового баланса "Нафтогаза", ни для внешней торговли Украины (и зачтенный газ, и оплаченные им услуги по транзиту отражаются в статистике).
Подводя черту
Во втором полугодии 2009-го внешняя торговля останется в целом сбалансированной. Металлурги будут компенсировать выбывающее зерно урожая прошлого года, импорт по потребительским товарным группам будет стагнировать из-за продолжающейся девальвации. Мы ожидаем, что по итогам года дефицит внешней торговли (с учетом услуг) составит 1,7 млрд долларов. Для сравнения: в прошлом году прореха по внешней торговле достигла 14,5 млрд долларов.
Этим летом наблюдается уверенное восстановление внешнего спроса на металлургическую продукцию, что уже оказывает поддержку экспорту. Согласно нашим оценкам, в четвертом квартале нынешнего года темпы роста физических поставок металлопроката на внешние рынки составят около 40% в годовом выражении. Это еще далеко от выхода на докризисные показатели, но накопленный за год темп роста по отношению к провальному кварталу 2008-го впечатляет.
Мы видим также определенное оживление экспорта по ряду крупных машиностроительных предприятий. Средства по российским программам государственной поддержки машиностроительных и инфраструктурных отраслей постепенно доходят до предприятий и начинают превращаться в реальные заказы, где Украина может претендовать на определенную долю. Подъем горно-металлургического комплекса постепенно оживляет спрос на железнодорожные вагоны. Энергетическое машиностроение продолжает выполнять заключенные еще до кризиса долгосрочные контракты, и по некоторым из них во втором полугодии даже произойдет небольшой рост. Впрочем, экспорт машиностроительной продукции в целом во втором полугодии будет демонстрировать очень скромную динамику.
Экспортного зернового бума на сей раз не случится. Хотя нынешний урожай зерновых даже по самым пессимистическим оценкам будет на 15% ниже прошлогоднего (а скорее всего, на 20-25%), однако он все равно позволит обеспечивать солидные поступления от экспорта на уровне не ниже 200 млн. долларов в месяц.
Несмотря на крупные масштабы падения экспорта и импорта, структура внешней торговли не претерпела значительных изменений. Те изменения, которые имеются на данный момент, скоро сгладятся. К примеру, неплохой урожай зерновых этого года будет все же существенно ниже прошлогоднего рекорда, и доля зерновых в экспорте пойдет на спад. В то же время металлургия в связи с недавним оживлением внешних рынков и восстановлением мировой экономики начнет постепенно отвоевывать утраченные позиции. Вместе с новой волной мирового роста будут расти сырьевые товары и притоки капитала на развивающиеся рынки. Значит, кредитование и инвестиционный спрос в странах СНГ восстановятся, а с ним и машиностроение. Так что говорить о структурной перестройке украинской внешней торговли в результате кризиса не приходится. Через несколько лет Украина снова станет быстро растущей экономикой с чрезмерной зависимостью от экспорта черных металлов. Главный вопрос в том, как при сохранении статус-кво мы пройдем через следующий кризис или очередную технологическую революцию.
Алексей Блинов
По материалам:
expert.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас