0 800 307 555
0 800 307 555

Приложения к акту


Приложения к акту

Аккурат посреди лета - 16 июля - вышел приказ ГНАУ №378 “Об утверждении образцов форм актов проверок банковских учреждений, страховых компаний, кредитных союзов и Методических рекомендаций по их оформлению”. Он пришел на смену приказу ГНАУ №225 от 27.04.06 г. “Об утверждении новой редакции образцов актов проверок и Методических рекомендаций по их оформлению”. Несмотря на месячный “возраст” приказа №378, до этой публикации он оставался неизвестным широкой публике.

Одних только методических рекомендаций по оформлению актов проверок приказом №378 утверждено три штуки: соответственно, для банков, страховых компаний и кредитных союзов. Описывать их подробно ввиду немалого размера не представляется возможным, поэтому остановимся лишь на наиболее интересных подробностях.

Относительно формы акта проверки банка авторы документа напоминают, что она утверждена приказом ГНАУ №327 от 10.08.05 г. Но при этом особо акцентируют внимание на том, что “при необходимости возможно изложение более расширенной информации о проверенных данных”. Бросается в глаза то, что ГНАУ требует как можно большее количество информации отражать в таблицах по утвержденной форме, очевидно, для упрощения обработки информации: таблиц в акте (без учета приложений) может быть 16 штук! Например, в одной должна быть сгруппирована информация о документах, которые банк отказался предоставить проверяющим. Любопытно также, что в акте проверки в обязательном порядке должна быть указана налоговая нагрузка банка, рассчитываемая как отношение начисленной суммы налога на прибыль к скорректированному валовому доходу. Проверяющие также обязаны оформлять в виде приложения к акту, которое остается в распоряжении налогового органа, весьма подробную справку о результатах анализа финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и проработке установленных рисковых операций. В ходе ее составления, в частности, должен быть произведен анализ:
кредитного портфеля;
депозитных операций;
операций с ценными бумагами.

Внимание проверяющих особо обращается на то, что в акте не допускается отражение:
а) проверки необоснованных данных, а также предположений, не имеющих подтверждающих доказательств;
б) разного рода выводов относительно действий должностных лиц банка (например, “сокрытие объекта налогообложения”, “разворовывание”, “присвоение”, “описка”).

Видимо, судебные противостояния с юридическими службами банков дают о себе знать… А вот обнаруженное нарушение должно быть подробно зафиксировано в акте. Даже незаполненный образец акта проверки банка содержит 24 страницы!

Акт проверки страховой компании выглядит вроде бы проще и насчитывает в “пустом” виде “лишь” 9 страниц. Зато содержит еще 9 обязательных приложений. Особенностью проверки страховщиков должно стать отражение в акте определяемой проверяющими степени участия перестраховщиков в перестраховой защите страховщика и определение зависимости страховщика при исполнении взятых на себя обязательств от надежности партнеров по перестрахованию. Для этого ревизорам предлагается рассчитать и указать размер удельного веса выходного перестрахования к полученным (начисленным) валовым взносам. Плюс особое внимание проверяющие должны уделить доходам, получаемым страховщиком от нестраховой деятельности. Кроме того, методические рекомендации предусматривают возможность проведения проверки страховщика “выборочным методом”.

Под этим авторы рекомендаций подразумевают проверку, ограниченную выбранным (выбранными) отчетным периодом в пределах временного интервала, за который проводится проверка, или же выбранными для проверки рисковыми операциями, проведенными в этом же временном интервале. В остальном требования к оформлению акта схожи (насколько это возможно с учетом разницы в видах деятельности) с требованиями к оформлению акта проверки банка.

Еще скромнее выглядят методические рекомендации по оформлению актов проверок кредитных союзов и соответствующий образец акта проверки. Особенности проверки кредитных союзов предопределены тем, что таковые считаются у нас в стране неприбыльными организациями. В частности, в этой связи авторы документа рекомендуют обращать особое внимание на доходы кредитных союзов, идентифицируя их на предмет принадлежности к не облагаемым налогом на прибыль, или же наоборот. Кстати, несмотря на вышеописанную “скромность” рекомендаций, незаполненная форма акта проверки разместилась на 11 страницах и предполагает два обязательных приложения.

Владислав Третьяк

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:ГНС Украины
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua