Белла чао* — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Белла чао*

Казна и Политика
792
*Прощай, красавица (итал.) - народная песня, которую исполняли участники Сопротивления во время Второй мировой войны.
Италия - крупнейший (после Германии) торговый партнер Украины в Евросоюзе. Поэтому немного обескураживает пренебрежение отечественного “экспертного сообщества” к экономическим отношениям двух стран - ведь Италия регулярно попадает в первую десятку торговых партнеров Украины. Поэтому, проанализировав торгово-экономические отношения Украины с Белоруссией, США, Германией,
БИЗНЕС исследовал потенциал украинско-итальянского сотрудничества.
Деньги вперед
В 2008 г. товарооборот между Украиной и Италией превысил $5,3 млрд, демонстрируя устойчивый рост на протяжении последнего десятилетия. Однако внимания заслуживает не собственно рост (который в этом году может как раз замедлиться), а структура товарооборота. В отличие от большинства торговых партнеров Украины из Старого Света, Италия является стабильным нетто-импортером из нашей страны. То есть экспорт из Украины превышает импорт в Украину.
По данным правительственного Института внешней торговли Италии, первое место по экспорту из Италии в Украину занимают одежда и аксессуары. Массово ввозят и другие потребительские товары, которые на мировом рынке традиционно ассоциируются именно с Италией: товары для дома, мебель, обувь, бытовую технику, керамику, текстиль, бытовую химию (в порядке убывания).
Не менее важен итальянский импорт, предназначенный украинским производителям: оборудование общего и специального назначения, нефтепродукты, агротехника, химическая продукция. В общем, преобладает продукция высокого передела, товары с высокой добавленной стоимостью.
Украина экспортирует в Италию в основном сырье и полуфабрикаты, традиционно беря не качеством, а количеством. Еще в 2002 г. тогдашний посол Италии в Украине Иоланда Брунетти Гетц констатировала: “Итальянцы покупают в Украине много сырья, даже глину и цемент”. Семь лет спустя ситуация не улучшилась: первые места в украинском экспорте занимают чугун, сталь и ферросплавы, за ними следуют нефтепродукты, сельскохозяйственная продукция, песок и глина, а также продукция химпрома. Этим экспортным товарам в затылок дышат другие: уголь, кокс, трубы, металлопрокат, древесина, фанера, ДВП, цветные металлы. Такое впечатление, что речь идет не о “стране, строящей ракеты, корабли всех типов, самолеты, космические носители”, как характеризует Украину Президент Виктор Ющенко, а о типичной колонии европейской страны образца конца XIX в.
Любопытно, что, судя по официальной статистике, наряду с продукцией низкого передела Украина массово вывозит в Италию кожаные изделия, сумки, обувь, одежду и аксессуары. Объясняется это вовсе не тем, что итальянские трудящиеся предпочитают украинские сумочки или туфли, презрев отечественный ширпотреб от Версаче и Труссарди. Речь идет о давальческих схемах: украинские предприятия-подрядчики производят из давальческого сырья изделия и отправляют их обратно в Италию, где на них нашивают “элитные” этикетки и продают за баснословные деньги по всему миру, в том числе экспортируют в Украину.
Поиздержавшись на транспорте, итальянский производитель таким образом экономит огромные суммы на зарплатах и налогах.
Это одна из причин сохранения положительного сальдо в украинской торговле с Италией. Вторая причина, по словам Александра Жолудя, эксперта Международного центра политических исследований, заключается в следующем: “Значительная часть украинского экспорта в Италию - металлические полуфабрикаты, кокс - предназначена заводам, принадлежащим украинским собственникам”. Действительно, украинская компания “Метинвест Холдинг”, входящая в корпорацию “СКМ” (принадлежит Ринату Ахметову), купила в Италии два металлургических предприятия - Ferriera Valsider SpA и Trametal SpA. Судя по всему, именно туда направляется львиная доля украинского металлургического экспорта. Это корректирует представления об Украине как о торговом гиганте, но является ложкой меда для местных патриотов: несмотря на подчиненное в целом положение в мировой экономике, в некоторых областях Украина - тоже империалистическая страна.
Закономерно, что международный экономический кризис нанес значительный удар по такому товарообороту. Вдобавок к общему снижению спроса на всех мировых рынках сказалось падение производства в обеих странах. В Италии в мае объем производства в реальном секторе составлял 76% от объемов производства в мае последнего докризисного 2007 г., а в Украине - вообще 72%. А это означает сокращение объемов экспортно-импортных транзакций не только связанных с торговлей, но и осуществляемых для “внутренних целей”: т.е. перебросок товаров в рамках одной итальянской или украинской корпорации. Результат не заставил себя ждать: в январе - мае 2009 г. объемы экспорта из Украины в Италию уменьшились в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Несмотря на это, Италия по-прежнему остается значимым для Украины рынком: в списке импортеров украинской продукции за первые пять месяцев текущего года она делит с Белоруссией пятое место, пропуская вперед только Россию, Турцию, Китай и Казахстан.
Существующий потенциал торгово-экономических отношений между двумя странами ограничивается, во-первых, зависимостью от таких катастроф, как нынешняя мировая рецессия, а во-вторых, дальними расстояниями. “Для украинского сельского хозяйства и других отраслей, предполагающих перевозку крупногабаритных грузов, есть более близкие рынки, - отмечает Александр Жолудь. - Между Украиной и Италией транспортное сообщение может осуществляться или по железной дороге, или морем. Первый вариант дорого обходится контрагентам, а второй очень сложен”.
Таким образом, расширять этот потенциал возможно двумя способами: с одной стороны, наращивать удельный вес собственно торгового компонента в вале товарооборота, а с другой - прилагать усилия к развитию транспортных связей Украины со Средиземноморьем.
Просто вложения
На протяжении 2004-2007 гг. прирост объема прямых иностранных инвестиций из Италии в Украину не отличался особым динамизмом. За четыре года этот показатель увеличился всего в 1,5 раза, тогда как объем украинских инвестиций в Италию за аналогичный период удвоился.
Италия же, как и другие западные страны, в основном инвестировала в сектора нематериального производства, прежде всего - в финансовый, утверждают эксперты. Собственно, огромным притоком итальянских инвестиций на протяжении 2008 г. - со $150,4 млн до $914,3 млн - Украина обязана сделке киевского мэра Леонида Черновецкого с банковской группой Intesa Sanpaolo. Последняя купила АКБ “Правэкс-Банк” за $750 млн. Можно обсуждать, удачна ли такая покупка аккурат накануне мирового финансового обвала, но деньги в Украину были перечислены.
Впрочем, отдельные итальянские инвесторы вкладывают средства и в реальный сектор. Прежде всего, естественно, создаются звенья производственных цепочек, необходимых для оптимизации налоговых и других затрат, наподобие уже описанных давальческих схем. Неудивительно, что итальянские средние и малые предприятия инвестируют в обувную, пищевую, мебельную отрасли, а также в производство одежды, товаров для домашних животных и т.д.
Отдельно следует отметить деятельность итальянских компаний Antonio Merloni Spa и M.90 S.r.l., зарегистрировавших в 2003 г. в Ивано-Франковске ООО “Украинская бытовая техника” и инвестировавших уже EUR64 млн в запуск производства автоматических стиральных машин Ardo и Whirlpool. В 2008 г. итальянцы запустили конвейер, а на расширение производства обещают потратить еще EUR180 млн и создать 3 тыс. рабочих мест.
Миграция
Визовая политика и сотрудничество в области миграции - проблемы из области двусторонних украинско-итальянских отношений, волнующие граждан гораздо больше, чем сальдо внешнеторгового баланса. По информации Украинского центра социальных реформ и Госкомстата, в Италии трудятся 198,3 тыс. украинских трудовых мигрантов, в основном выходцев из Западной Украины в возрасте старше 40 лет. При этом только 31,9% из них имеют разрешение на проживание и работу, а у 36,2% нет никакого официального статуса в Италии. Большинство из них заняты в строительстве, сельском хозяйстве, а также в сфере услуг (работают домработницами, ухаживают за детьми и престарелыми и т.д.). Три четверти украинских “заробітчан” в Италии не подписывали никакого трудового договора, и только 57,5% из них (в общем-то, людей неприхотливых) назвали условия своей работы “нормальными”. К слову, 78,6% из них отправляют доходы семьям в Украину.
В начале июля правительство Италии подало в парламент законопроект, усиливающий гонения на “нелегальных мигрантов”. Документ под названием “Закон о безопасности” был быстро одобрен обеими палатами парламента и вступил в силу. Теперь нелегальная иммиграция в Италии включена в список тяжких преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде тюремного заключения.
Отсутствие внятной позиции украинского МИД по поводу политики в отношении мигрантов и визовой политики итальянских консульств, ставшей притчей во языцех, вызывает только недоумение. Непонятно, в частности, как можно делать публичные заявления о необходимости углубления торгово-экономических связей, тогда как такое углубление неизбежно вызовет усиление миграционных потоков, чего не хотят нынешние руководители Италии и Украины.
Денис Горбач
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас