Не поделили ноль — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не поделили ноль

3990
С 1 сентября Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) запрещает так называемые нулевые тарифы. Чиновников возмущает, что операторы, предлагая и рекламируя бесплатные разговоры, не информируют потребителей о скрытых платежах и реальных условиях. А это, по мнению НКРС, банальный обман абонентов, которые рассчитывают сэкономить, но в итоге всё равно вынуждены платить.
Как сообщил и.о. председателя комиссии Владимир Зверев, запрет коснётся практически всех операторов Украины, поскольку "неправильные" минуты есть почти у каждой компании. Особенно проштрафившимися считают операторов МТС и Life:). В качестве примера в НКРС приводят тарифный план "Свободный Life:)".
Его особенность – бесплатные звонки внутри сети, однако раз в месяц счёт всё равно необходимо пополнять на 25 гривен. И, соответственно, тратить эти деньги на различные платные услуги мобильной связи. Та же схема и у "нулевых" звонков МТС. Сами участники рынка признают, что практика нулевых тарифов фактически стала главным инструментом конкурентной борьбы на телекоммуникационном рынке страны.
Без вины виноватые
В НКРС рекомендуют операторам формировать цену на мобильные минуты исключительно исходя из себестоимости услуги и учитывая потенциальную прибыль. Ведь в цене минуты как минимум должна быть заложена плата за доступ к сетям других операторов, так называемый интерконнект. А те, кто продаёт услугу за ноль копеек, фактически демпингуют, то есть продают её ниже себестоимости и тем самым нарушают условия честной конкуренции.
Инициатором запрета выступила компания "Киевстар". Именно после её обращения Нацкомиссия запретила бесплатные минуты. В "Киевстаре" объяснили, что всего лишь хотят, чтобы операторы выполняли требования Закона "О телекоммуникациях". Этот правовой акт, как утверждают в компании, не допускает на рынке мобильной связи демпинговых или дискриминационных цен.
По словам одного из экспертов рынка, именно компания "Киевстар" кровно заинтересована в отмене бесплатных минут у конкурентов, хотя и сама практикует нулевую составляющую, например, в одном из пакетов Djuice.
У крупнейшего мобильного оператора в последнее время начался серьёзный отток абонентов, которые переходят на более дешёвую, чем у "Киевстара", связь. Это подтверждают и данные исследования рынка мобильной связи компании IKS Consultig, согласно которому сокращение количества абонентов у "Киевстара" в мае 2009 года составило 121 тыс. пользователей, у МТС намного меньше – 90 тыс. пользователей, а у Life:) и Beeline, который тоже практикует бесплатные минуты в пакете "Бум!", число абонентов даже прибавилось на 55 и 13 тысяч соответственно.
Впрочем, эксперт делает оговорку: отток может объясняться тем, что "Киевстар" избавляется от неактивных номеров.
Ещё одной причиной появления "нулевого" запрета эксперты называют нежелание тяжеловесов рынка терять прибыль от интерконнекта. Ведь клиенты, приобретая пакеты с нулевыми минутами, основную часть разговоров ведут внутри сетей, используя бесплатное время. А вот если бы льготной тарификации не существовало, абоненты более охотно звонили бы на телефоны других операторов, позволяя последним зарабатывать на доступе в свои сети.
Операторы переживут
Максим Нефёдов, вице-президент инвестиционно-банковского департамента компании Dragon Capital, утверждает: несмотря на то, что плата за интерконнект не очень высока (в среднем 50 копеек – ред.), при больших объёмах звонков набегает внушительная сумма.
Выход есть
Ограниченные "в нулях" участники рынка сложа руки сидеть не собираются. Они уже заявили о незаконности решения НКРС и не исключают судебной тяжбы с комиссией.
" Операторы имеют право самостоятельно устанавливать тарифы на услуги, – считает начальник отдела внешних связей Life:) Надежда Лубнина, – а государственному регулированию подлежат тарифы только на общедоступные услуги. Мобильная связь к ним не относится, а значит, НКРС не должна навязывать своё видение тарифов операторам".
"Ценообразование – компетенция исключительно самих участников рынка, – поддерживает коллегу директор по маркетингу компании МТС-Украина Василий Лацанич. – Любые тарифы имеют право на существование, если они не нарушают законов и востребованы потребителем".
При этом операторы уверяют, что их внутрисетевые нулевые тарифы полностью прозрачны и понятны абонентам, о чём свидетельствует высокая популярность таких предложений.
Компаниям, обвинённым в сверхнизких ценах на звонки, действительно есть за что бороться: к "нулям" подключена большая часть их абонентов. Правда, точных данных о количестве людей, пользующихся услугами бесплатной связи, не смогли предоставить ни в одной компании.
"Изменения тарифных моделей абоненты всегда воспринимают негативно, – рассказывает Николай Олиярнык, аналитик компании IKS-Consulting, – в связи с этим возможен отток клиентов от одних операторов к другим". Поэтому привыкших к таким расценкам клиентов будут пытаться удерживать всеми силами, считает эксперт.
Сотовая связь в Украине
Впрочем, покарать непослушных НКРС всё равно не сможет ввиду отсутствия полномочий. Разве что если привлечёт Антимонопольный комитет (АМК), который имеет право наказать оператора за недобросовестную конкуренцию на сумму, равную 5% годового дохода. Речь может идти о миллионах гривен. Но АМК пока отмалчивается. Молчит и Госпотребстандарт, чей штраф за "вводящую в заблуждение" рекламу может доходить до 30% от прибыли на неправильних услугах.
Да и Нацкомиссия уже пытается идти на попятную, поняв, что несколько погорячилась с тарифными требованиями. Уже через несколько дней после обнародования своего решения чиновники в комментариях стали обходить тему ограничений в тарификации, делая упор лишь на запрет рекламы нулевых минут.
Независимо от степени решительности чиновников участникам рынка придётся научиться играть по чётким и прозрачным правилам, считает руководитель экспертной группы Netton.Telecom Роман Химич. Ведь сейчас в той или иной мере все операторы лукавят, не предоставляя абонентам полной информации о реальной стоимости звонка. А когда правила станут более ясными, клиенты получат возможность сравнивать реальную стоимость нулевого и обычного тарифа. Как прогнозируют эксперты, в этих условиях большую прибыль получит тот, кто сможет лучше других операторов убедить клиентов в том, что "дешёвые звонки" – не рекламная уловка, а реальность. Если же запрет всё-таки введут, операторам придётся искать новые пути.
"Когда государство выдвигает какие-то странные требования и вводит ограничения, это всегда подстёгивает развитие креатива, – уверен президент компании "Евросеть" Александр Малис. – В ближайшем будущем стоит ожидать появления новых идей в привлечении абонентов с помощью более изобретательной рекламы".
Например, как предлагает Николай Олиярнык, те же нулевые тарифы можно назвать "копеечными".
Екатерина Шаповал
По материалам:
Фокус
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас