Кабмину нужно сократить расходы на 20 млрд — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кабмину нужно сократить расходы на 20 млрд

Казна и Политика
1384
Миссия МВФ уехала, пообещав Украине очередной транш. Правда, каждый визит представителей фонда приносит стране все менее утешительные новости. Теперь в МВФ считают, что наш ВВП упадет на 14%, а ведь еще весной предполагалось 8%. Но Кабмин этот факт не расстроил - ухудшение состояния экономики позволило получить согласие на третий транш в размере $3,3 млрд.
А вот требования фонда явно не обрадовали правительство. Во-первых, львиная доля суммы транша (1,9 млрд.) должна быть направлена на выплату внешних займов. Во-вторых - повышение тарифов на газ для населения. Этот пункт уже не раз оговаривался МВФ, и во время прошлого визита миссии украинское правительство заверяло контролеров, что такое повышение можно считать уже состоявшимся. Теперь фонд требует немедленно перейти от слов к делу. И, в-третьих, необходимо решить проблему с непомерно раздутым бюджетом.
Похоже, не слишком обрадовало министров даже то, что МВФ отреагировал на слезные мольбы Кабмина и разрешил, чтобы дефицит бюджета составлял 6% ВВП (ранее наш максимум был 4%). Ведь представители фонда потребовали сбалансированности основного финансового документа. Причем обещания увеличить доходную часть на миллиарды уже не устраивают миссию - МВФ хочет видеть сокращение расходов.
Чтобы понять, на какую сумму нам придется ужаться, нужно представлять, что же такое граница дефицита в 6%. Изначально бюджет-2009 писался, исходя из номинального показателя ВВП 1,062 трлн. грн. Тогда заложенный в бюджете дефицит в 31,1 млрд. грн. действительно составлял около 3% ВВП. Сейчас же эксперты прогнозируют, что номинальный ВВП в этом году будет порядка 954 млрд. грн. Во всяком случае такая усредненная цифра получилась по итогам консенсус-прогноза Минэкономики и ряда экспертных организаций. Значит, наш предельный размер дефицита в 31 с хвостиком млрд. - это на сегодня почти 3,3% ВВП.
Между тем в показатель дефицита до 6% ВВП валютный фонд требует включить дефицит бюджета НАК "Нафтогаз". Учитывая недавнее увеличение его уставного фонда, эксперты МВФ оценивает дефицит бюджета НАК в 2,6% ВВП. А дефициты непосредственно бюджета и "Нафтогаза" совокупно дают 5,9% ВВП - как раз предельный показатель от МВФ.
Но уже сейчас ясно, что дефицит в размере 31,178 млрд. - слишком заниженный показатель бюджета. По оперативным данным Государственного казначейства, за январь-июнь этого года в общий и специальный фонды бюджета собрали 90,465 млрд. грн., или чуть меньше 38% годичного плана по доходам. При сохранении такой динамики выполнения бюджета эксперты прогнозируют 60–70-миллиардный дефицит по итогам года. Даже оптимисты в нынешней ситуации признают, что правительству на выполнение бюджета не хватит минимум 20 млрд. А значит, именно о таком несанкционированном разрыве бюджета следует говорить в контексте взятых перед МВФ обязательств.
Если правительство все же решит выполнять требования фонда, оптимальным вариантом в нынешней политической ситуации было бы увеличение доходной части бюджета. Но пока особых достижений в этом направлении не видно. Мы уже полтора месяца назад говорили МВФ, что снизили дефицит бюджета на 1% ВВП: 0,5% - за счет увеличения акцизов на табак и алкоголь, 0,25% - за счет увеличения цены на газ, электроэнергию и уголь для домохозяйств и 0,25% - за счет решения вопроса о снижении финансирования Пенсионного фонда. Но в итоге доходная часть бюджета официально увеличилась лишь на 283 млн. грн., и деньги тут же были расписаны на регионы и программы. Увеличения поступлений в Пенсионный фонд за счет единоналожников так и не произошло - это решение до сих пор оспаривается в различных инстанциях. Как в общем-то никто не видел и части из 0,5% ВВП или 4,77 млрд. грн. дополнительных доходов от акциза.
Собственными силами Кабмин тоже не смог собрать дополнительных средств. И хотя, по данным Секретариата Президента, налоговые переплаты в бюджет по итогам первого полугодия составили 11,3 млрд., а суммы просроченного возмещения НДС за этот период выросли на 47,5%, ГНАУ с трудом выполнила и без того заниженные плановые показатели. Сейчас, по словам и.о. министра финансов Игоря Уманского, к увеличению доходов бюджета подключат таможню. Последняя, видимо, радикально ситуацию не изменит.
Это означает, что правительству все же придется снижать расходы бюджета. В Кабмине уверены, что лучше всего проводить так называемый технический секвестр бюджета, то есть урезать расходную часть без пересмотра закона о государственном бюджете. Это легко объяснимо: просить парламент о снижении расходов, означает расписаться в своем экономическом провале. Ведь, согласно Бюджетному кодексу, урезать расходы через парламент можно только в том случае, если имеет место недополучение по итогам квартала доходов общего фонда бюджета более чем на 15%.
Игорь Уманский после встречи с представителями МВФ намекнул, что у него уже есть список на трех страницах, что в бюджете можно урезать: "Это мероприятия капитального характера, мероприятия по другим программам, таким, как оптимизация госзаказа". Правда, немногим ранее и.о. министра признавал, что резать почти нечего: "в общем фонде 95% - защищенные статьи".
Что касается специального фонда, то туда за первое полугодие собрали чуть более 30% годичного плана - 18,5 млрд. При этом в первом квартале на капитальные расходы было выделено всего 0,6 млрд. грн., что составляет 1,5% общих расходов бюджета. Во втором квартале, по предварительным данным, около 2,5%. Даже защищенные статьи капитальных расходов, к примеру аварийные ремонты в ЖКХ, в большинстве своем отложены на второе полугодие.
С правовой точки зрения, именно такое переписывание бюджетной росписи и является тем самым техническим секвестром. Всего на капитальные расходы в 2009 году запланировано около 17 млрд. грн., и если эти мероприятия будут финансироваться на уровне полугодия, то к концу года бюджет сможет сэкономить солидную сумму. Правда, тут "мешает" Евро-2012, поэтому часть капитальных расходов придется все же профинансировать. Но Кабмин все равно сможет отложить финансирование 7–8 млрд. на последний месяц года, а впоследствии эти деньги так и не будут использованы.
Если же говорить о госзаказе, то его финансирование в бюджете-2009 предусматривалось за счет стабилизационного фонда. Наполнить его пока не смогли и вряд ли смогут. На данный момент в стабфонде менее 4% от запланированной суммы. Остальные деньги, порядка полумиллиарда, уже ушли на финансирование текущих социальных выплат и ряда инвестиционных проектов. Так что здесь Кабмину взять будет практически нечего.
Между тем в плане экономии на расходах наиболее перспективными остаются бюджетники и местные власти. Метод жесткой экономии на первых испытывают еще с прошлого года, и в принципе он дает свои результаты. Но возможность выжать еще что-то из бюджетного ресурса без изменений в законах вызывает определенные сомнения - в последние месяцы бюджетным организациям не хватает денег даже на оплату телефонной связи. Дальше только латвийский путь - уменьшение зарплат на треть через парламент, что маловероятно.
Зато местные бюджеты, доплаты которым из госбюджета теоретически не являются защищенными статьями, хотя в них есть спрятанные социальные выплаты, остаются вероятным источником экономии. В апреле Кабмин сделал первый шаг к снижению финансирования регионов, когда переложил на плечи местных бюджетов компенсацию разницы в тарифах на газ. Еще раньше был неформальный отказ финансировать любые инвестиционные расходы, не связанные напрямую с Евро-2012.
Следующим шагом может быть как реализация идеи премьера о самофинансировании бюджетных организаций, предоставляющих услуги, так и якобы высказанные однажды в письме министра финансов мысли о платных учебниках в школах или о превращении ряда медицинских учреждений в коммунальные предприятия.
Между тем существует еще один вариант, наиболее привычный для нашего правительства - в очередной раз пообещать и не сделать. Финансирование самых неприоритетных статей уже перенесено на последний месяц, остальные расходы могут быть профинансированы за счет эмиссии и полученных траншей независимо от дефицита бюджета. А там, возможно, МВФ и сам согласится, что предельный размер может быть большим. Ведь если фонд уже сейчас согласен на дефицит в размере 11% ВВП (с учетом рекапитализации банков), пару лишних процентов к концу года уже не будут играть никакой роли.
Наталия Воронецкая
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас