Скорбный бизнес — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Скорбный бизнес

1853
Приватизация сферы ритуальных услуг поможет преодолеть коррупцию на кладбищах, избавит от унижения родственников и сделает организацию похорон достойной европейской страны.
Количество похорон на киевских кладбищах за последний год уменьшилось вдвое, но не потому, что снизилась численность умерших горожан (по статистике в столице умирает 120–130 человек в день, из которых две трети - официально зарегистрированные киевляне). Просто из-за подорожания услуг по захоронению люди всё чаще пользуются услугами городского крематория, который работает с максимальной загрузкой, или везут усопших на сельские кладбища.
"Столичная мэрия осуществила завуалированное делегирование полномочий по захоронению частным структурам, фактически осуществляющим сейчас функции Спецкомбината ПКБО (ритуальная служба, администрация городских кладбищ) и коммунального предприятия "Киевский крематорий". Результат - необоснованное повышение цен при снижении качества услуг, вытеснение с рынка множества предпринимателей, ранее занятых в этой сфере. Они не могут конкурировать с частными структурами, близкими к руководству города", - рассказал "Эксперту" глава Временной следственной комиссии по вопросам расследования обстоятельств нарушения Конституции и законов Украины, принятия противоправных решений должностными лицами Киевского городского совета и его исполнительного органа, народный депутат Кирилл Куликов.
Учитывая, что в столице ежедневно совершается 60–80 захоронений, а самые скромные похороны обходятся киевлянину минимум в семь-восемь тысяч гривен (кремация стоит дешевле), то выгоды от установления подобной монополии очевидны.
Мест нет
Основная проблема ритуального бизнеса - недостаток мест захоронения. В стране за год умирает около 760 тыс. человек, что требует ежегодного прироста площади погостов на три тысячи гектаров. Сегодня нехватка земли для погребения является непреодолимой проблемой для органов местного самоуправления, поскольку почти все участки вокруг городов уже находятся в частной собственности, а на строительство крематориев у власти денег нет. Всего в стране работают три старых крематория, давно не соответствующих экологическим стандартам: в Киеве, Харькове и Одессе (к примеру, в Чехии на восемь миллионов населения их приходится 27). Медицинские и патологоанатомические отходы у нас чаще не сжигаются, а в нарушение санитарных норм закапываются в землю.
Дефицит мест захоронения - благоприятная почва для коррупции. Этого не скрывает даже мэр столицы Леонид Черновецкий. Недавно на одной из январских сессий Киевсовета он открыто заявил, что размер взятки за предоставление места на городском кладбище может доходить до 50 тыс. долларов. Наглядный пример не заставил себя долго ждать. Подольское управление милиции 15 июня задержало в Киеве заведующего одного из кладбищ района, когда он брал взятку в сумме пять тысяч долларов за резервирование места под захоронение. Поэтому неудивительно, что сегодня в черте города хоронят не Героев СССР и Украины, участников боевых действий, афганцев и чернобыльцев, как того требует закон, а в основном тех, у кого есть деньги или связи. По утверждению участников рынка ритуальных услуг, с приходом к власти команды Черновецкого в мэрии практически перестали согласовывать ходатайства о предоставлении мест заслуженным людям на городских кладбищах. Такое разрешение ранее подписывал начальник Главного управления ритуальных услуг Киевской горгосадминистрации (КГГА). Нынче новые места для могил на кладбищах в черте столицы выделяются только на основании подписи мэра или его первых заместителей. Однако коррупция и дефицит мест на кладбищах - проблема не только Киева.
Как сообщили в Международной ассоциации профессионалов похоронных дел, аналогичная ситуация сложилась во всех крупных городах. В Горловке (Донецкая область), по словам директора похоронной фирмы "Часовня" Юрия Пунтусова, руководство ритуальной службы сознательно лишает работы фирмы, которые издавна работали в сфере организации похорон.
"Это произошло полгода назад, после смены руководства коммунального предприятия. До того в городе похоронным бизнесом занималось около десяти фирм. А теперь коммунальное предприятие посадило своих представителей в городской морг и переводит все заказы на себя и на одну частную организацию, недавно появившуюся на рынке", - рассказывает Пунтусов.
Кто на кладбище хозяин
По мнению бывшего заведующего Совским кладбищем Олега Болгова, городское руководство целенаправленно банкротит ритуальную службу столицы. Раньше наряду с частными фирмами полный спектр похоронных услуг горожанам предоставлял Спецкомбинат ПКБО. Он заказывал продукцию и обслуживание обряда у трех коммунальных предприятий, находящихся в подчинении Главного управления ритуальных услуг Киевской городской госадминистрации, зарабатывая при этом достаточно средств, чтобы поддерживать кладбища в порядке.
Коммунальное предприятие по переработке нерудных строительных материалов изготавливало надгробия, гробы и другую ритуальную атрибутику, ремонтные и строительные работы на погостах осуществляло коммунальное предприятие ПС РБУ, а транспорт предоставляло АТП №2737. Олег Болгов утверждает, что новый директор Спецкомбината ПКБО Игорь Матвиенко эту схему разрушил, и на место коммунальных предприятий, с их невысокими расценками и скидками для льготников, пришли частные предприятия, связанные с Черновецким. Гробами и венками занимается фирма "Реквием", памятниками - "Санта-Мария". Объекты инфраструктуры кладбищ (дороги, стены, здания и т. д.) ремонтируют частные компании "Монолит", "Арбалит" и "Нафта", а перевозки и обслуживание родственников усопших осуществляет ООО "Рафт-компани".
До недавнего времени ритуальные услуги на киевских кладбищах оказывали пять частных фирм, ранее подписавших с руководством Спецкомбината ПКБО договоры на право заниматься проведением похорон. Сейчас комплексные услуги предоставляет одна "Рафт-компани" - ей комбинат в конце прошлого года передал весь свой штат копателей могил, хотя до того они были работниками коммунального предприятия. Соответственно, деньги за эту услугу из спецпредприятия потекли в частную фирму, а в феврале Киевская горгосадминистрация подняла тарифы на копание могил и другие ритуальные услуги почти в десять раз.
Более того, подписав с фирмой "Рафт-компани" договор без проведения тендера, руководство Спецкомбината ПКБО посадило ее представителей в кабинеты всех заведующих столичными кладбищами, фактически отдав их под контроль этой компании.
"По сути, это смотрящие, которые теперь всем командуют и свели роль заведующих кладбищами к технической функции: подписывать указанные ими документы. При этом компания для своего обогащения пользуется помещениями и инвентарем, содержит на территории кладбищ свое имущество, что строго запрещено законом", - подчеркнул Болгов. По его словам, сотрудники "Рафт-компани" установили на кладбищах свои порядки. Они решают, кого из установщиков памятников пускать на территорию, указывают посетителям, куда, за что и какую сумму нужно платить. При таком подходе к работе остается только догадываться, сколько денег проводится официально, а сколько проходит наличными.
По твердому убеждению Олега Болгова, похоронную службу в Киеве готовят либо к акционированию, либо к приватизации, чего не допускает закон. Но это уже практически произошло окольным путем. "Скоро спецкомбинат объявят банкротом, а частную фирму, которая сейчас на коммунальных кладбищах незаконно зарабатывает миллионы, - единственным спасением для города", - говорит Болгов.
Выборочно-пропускной режим
По информации Ассоциации независимых предпринимателей в сфере ритуальных услуг "Мемориал", в столице насчитывается около сотни производителей надгробий, однако попасть на кладбища им очень тяжело. "Сегодня из-за шумихи в прессе вокруг ритуальной службы перестали вымогать с предпринимателей взятки за проезд на кладбища, как это происходило на протяжении последних двух лет. Но всё равно свободно их туда не пропускают. Работники ПКБО, руководствуясь абсолютно незаконными приказами своего начальства, требуют от предпринимателей такого количества справок, какого, наверное, не нужно даже для оформления выезда человека на ПМЖ за границу. А представители фирмы "Санта-Мария" чувствуют себя на кладбищах уверенно, по-хозяйски", - рассказала "Эксперту" глава "Мемориала" Людмила Сидоренко. На большинстве городских погостов за последние два года появились выставки памятников "Санта-Марии", и фирма, по сути, открыла там свои офисы, хотя по закону на кладбищенской территории может находиться собственность исключительно государственных и коммунальных структур.
По словам заместителя главы ассоциации "Мемориал" Георгия Буткевича, на кладбищах установлены билборды с рекламой услуг Спецкомбината ПКБО, на которых указаны контактные телефоны. "Люди думают, что звонят в коммунальное предприятие, а попадают в частную фирму "Санта-Мария", ведь сам комбинат уже давно не предоставляет никаких услуг", - говорит Буткевич. Милиция, Антимонопольный комитет и прокуратура завалены сотнями жалоб от предпринимателей, но ситуация не меняется.
Чиновники столичной мэрии опасаются комментировать сложившуюся в сфере ритуальных услуг ситуацию, а руководство города наличие проблемы традиционно замалчивает. Ответ горгосадминистрации на соответствующие журналистские запросы стандартный: "Деятельность спецкомбината протекает в рамках закона, повышение тарифов на услуги кладбищ и крематория экономически обоснованное, все льготы для отдельных категорий граждан сохранены". Правда, в феврале пресс-служба мэрии сообщила об увольнении начальника Главного управления ритуальных услуг КГГА Владимира Демченко, намекая на то, что если злоупотребления и были, то курирующий отрасль чиновник уже наказан. Однако по сведениям "Эксперта", Демченко был номинальной фигурой в плане принятия решений по отрасли, а реально наряду с Игорем Матвиенко руководил ею и продолжает руководить советник мэра Александр Северин.
Ход государства
Перспективу нормализации работы сферы ритуальных услуг предприниматели видят в принятии нового закона "О похоронах и похоронном деле", который не позволил бы местным властям монополизировать ее. Чтобы усилить госконтроль и навести порядок на этом рынке, Министерство по вопросам жилищно-коммунального хозяйства намерено взять на себя функции дополнительного регулятора. Согласно министерскому законопроекту, все задействованные в похоронном бизнесе предприятия должны получить в МинЖКХ сертификат соответствия, чего до сих пор от них никто не требовал. Само ведомство собирается стать главным контролером на рынке ритуальных услуг. В частности, оно будет следить за деятельностью всех коммунальных предприятий, которые управляют кладбищами.
Предложенный министерством законопроект не устраивает ни предпринимателей, ни местные власти. Людмила Сидоренко считает, что правила, которые хочет ввести министерство, направлены на вытеснение с рынка мелких предприятий: "Сертификация в сфере производства памятников или иной ритуальной атрибутики не нужна, поскольку все требования к продукции содержатся в госстандартах. Новый регулятор на рынке может еще больше усилить коррупцию в этой сфере, вытеснить из ритуального бизнеса частных предпринимателей, что уменьшит конкуренцию и приведет к повышению цен на услуги для потребителей". По мнению вице-президента Международной ассоциации профессионалов похоронных дел Татьяны Годовской, предложенные министерством изменения в законодательство не решат возникшие проблемы.
"Именно законодательные изменения в похоронной сфере в 2004 году ввели на рынок такого посредника между бизнесом и местными властями, как коммунальная ритуальная служба. С одной стороны, она сама может заниматься хозяйственной деятельностью, что ставит ее в привилегированное положение по отношению к иным предприятиям. С другой - только коммунальное предприятие может привлекать в ритуальный бизнес остальных предпринимателей, заключая с ними договор. А это зачастую ведет к монополизации рынка в том или ином городе. Создание еще одного регулятора только усилит коррупцию", - уверяет Годовская.
Равнение на Европу
Чтобы навести порядок на кладбищах, вовсе не нужен еще один регулятор на уровне правительства. Необходимо расформировать все ритуальные службы при органах местного самоуправления и передать эту сферу или предпринимателям, или церкви и общественным организациям, позволив частному бизнесу на законных основаниях самому хозяйничать на кладбищах и в крематориях.
"Следует принять рамочный закон, который позволил бы частным предприятиям или общественным организациям по результатам выигранного тендера брать на обслуживание кладбище, инвестировать в него деньги, в том числе в строительство крематориев. Они эффективно использовали бы деньги родственников умерших для поддержания в порядке могил, благоустраивали бы территорию всего кладбища. Это полностью снимет финансовую нагрузку на местные бюджеты. Вместе с тем местная власть, не имея собственных ритуальных коммунальных предприятий, не могла бы препятствовать производителям ритуальной продукции и надгробий в доступе на кладбища. И они получили бы возможность свободно конкурировать на рынке. Свои предложения мы передали правительству", - сообщила Татьяна Годовская.
По мнению президента Всеукраинской ассоциации похоронных организаций Ирины Сапаровой, коммунальные ритуальные службы можно оставить, но не как субъекты хозяйствования. Нужно сделать их представителями общины, передать организаторские функции, а управление кладбищами со временем должно перейти исключительно в руки частных лиц или общественных организаций. Татьяна Годовская считает, что из-за дефицита земли для захоронений необходимо срочно менять законодательство.
"В стране нужно строить современные крематории, но на их строительство ни у государства, ни у местной власти денег нет. Только привлечение частных инвестиций в строительство крематориев может привести к детенизации рынка похоронных услуг", - утверждает она.
Кладбища частные и церковные
В Европе наряду с коммунальными кладбищами и крематориями существуют частные и церковные. При этом большинство кладбищ принадлежит церкви. В Украине кладбища функционируют в течение 50 лет после последнего захоронения, затем землю можно использовать для других нужд. В Европе прах усопших находится в могиле на кладбище или колумбарной нише лишь во время действия договора на аренду с родственниками умершего. Когда срок договора заканчивается, место освобождается для нового захоронения, а останки умершего кремируют. Прах либо рассеивают, либо перезахоранивают в общих могилах.
Из-за дороговизны земли в Европе всё бОльшее распространение получает кремация. К примеру, доля кремации в Швеции достигает 65%, Великобритании - 70%, Дании - 72%, Ирландии - 80%, в целом по Европе - 63%. В Германии кремация умершего в среднем стоит 300 евро, а традиционное захоронение - около семи тысяч евро.
Похоронный потенциал Киева
В Киеве функционирует 29 кладбищ общей площадью 560 га, из которых сегодня открыты для захоронений только расположенные далеко за городом Северное и Южное. Два кладбища в черте столицы сейчас полностью закрыты, остальные считаются частично закрытыми: на них хоронят в ограниченном режиме, в частности, совершают подхоронение к ранее умершим родственникам. По мнению экспертов, свободной территории киевских кладбищ хватит максимум на четыре-пять лет.
Похороны по-киевски
П1. Получение справки о смерти в поликлинике, если больной был под наблюдением. В случае кончины в больнице справку берут в патологоанатомическом отделении клиники. Если скоропостижно скончался дома, то нужна справка о причине смерти, которую выдает отдел судмедэкспертизы. Бесплатно.
П2. Подготовка тела умершего к захоронению: одевание, макияж, бальзамирование.
От 500 до 3 тыс. гривен в зависимости от ситуации.
П3. На основании справки о смерти юридическое заключение о смерти выдает городское управление Минюста (РАГС). Бесплатно.
П4. На основании этого заключения родственник умершего идет получать согласование на похороны в Главное управление ритуальных услуг.
При наличии свидетельства о захоронении ближайшего родственника умершего осуществляется подхоронение в ту же могилу. Если такого документа нет, нужно получить новое разрешение на погребение и свидетельство на право владения местом захоронения. Затем заключается договор со Спецкомбинатом ПКБО (копание ямы, осуществление захоронения).
П5. Услуги по изготовлению гроба, привозу гроба в морг, выносу тела, транспортировке его к месту захоронения предоставляются частными фирмами и обойдутся как минимум в две тысячи гривен (без копания могилы).
П6. Гранитный памятник (обычно с полировкой низкого качества) стоит от трех тысяч гривен, с установкой - от пяти тысяч.
В целом похороны с установкой памятника обойдутся как минимум в семь с половиной тысяч гривен без учета стоимости земли (решается неофициально).
Александр Красноградский
По материалам:
expert.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас