Реформа на вырост — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Реформа на вырост

1803
Внедрение обязательного медицинского страхования станет очередным побором для работодателей. Чтобы страховка работала, врач и клиника должны быть заинтересованы в оказании качественных услуг.
Если бы профессиональных праздников не существовало, их поистине стоило бы придумать. Каждый год ко Дню медика в Украине то принимают национальные программы, то разрабатывают законы, призванные улучшить ситуацию в сфере здравоохранения. Берут количеством, а не качеством: в Украине действуют 25 национальных программ в области охраны здоровья, хотя финансируются (и то на уровне 30-40% от необходимого) только семь. Ну а законопроектов о введении обязательного медицинского страхования (ОМС) было разработано целых десять.
К июньскому празднику медработников был разработан новый, одиннадцатый, - "О финансировании здравоохранения и обязательном медицинском страховании". И, в отличие от предыдущих, его шансы стать законом весьма велики. Несмотря на то, что его принятие преподносится авторами документа - нардепами Татьяной Бахтеевой и Валерием Коновалюком - как панацея от всех бед, внедрение страховой медицины в предлагаемом виде станет лишь очередным побором для работодателей и бесполезной обязаловкой для обычных граждан.
Эффект пустой казны
Авторы законопроекта и не скрывают того факта, что изыскали дополнительный источник финансирования медицины (см. блиц-интервью с Татьяной Бахтеевой). Предполагается, что работодатели и обычные граждане будут поровну отстегивать от своей зарплаты средства на обязательное медицинское страхование. Оные не превысят 6% от минимальной заработной платы (на данный момент составляет 630 грн.). За инвалидов, безработных и пенсионеров по 3% от среднего прожиточного минимума будут выплачивать Пенсионный и другие социальные фонды.
"В итоге это приведет к двойному налогообложению, - убежден Николай Полищук, советник президента Украины, экс-министр здравоохранения. - Люди будут продолжать платить ныне действующий налог на содержание системы здравоохранения, а параллельно юрлица будут перечислять деньги, которые пойдут на выплату страховой премии".
Вводить повинность планируют в два этапа. На первом деньги будут аккумулироваться в Государственной страховой медицинской организации, на ее уставный фонд потребуется 10 млрд бюджетных гривен. Да к тому же еще 10% от собранных по стране премий организация сможет оставлять себе. Правда, это будет позволено лишь на этапе становления ОМС, но как долго он продлится - в законопроекте не сказано.
Через три года к системе смогут подключиться частные страховые компании, но лишь те из них, которые являются медицинскими (для которых страхование здоровья является исключительным видом деятельности). Вот только на сегодняшний день в Украине таковых нет - соответствии с Законом "О страховании", страховщики делятся на рисковые и компании по страхованию жизни.
"В большинстве развитых государств обязательное медицинское страхование вводят с участием независимых страховых компаний, - отмечает Галина Третьякова, член Украинской федерации обеспечения. - Ибо страховщик заинтересован в том, чтобы пациента вылечили, и страховщик не нес впоследст¬вии затраты. А современная отечественная медицина стремится к тому, чтобы граждане снова и снова обращались в больницы и покупали как можно больше лекарств".
По данным Николая Полищука, из 16 млрд грн., потраченных украинцами на медпрепараты в минувшем году, более 9 млрд ушли впустую - на малоэффективные, бесполезные или же вредные средства. Авторы законопроекта признают наличие подобной проблемы, но полагают, что их законопроект поможет повысить эффективность лечения в украинских больницах. Ибо следить за тратами бюджетных средств, выделяемых на закупку медпрепаратов, будет все та же Государственная страховая медицинская организация.
"Сейчас у нас закупки медпрепаратов проходят через несколько государственных структур, отчего каждая третья гривня оседает в кармане чиновников, - говорит Валерий Коновалюк, глава подкомитета по вопросам формирования государственных программ и контроля использования бюджетных средств комитета ВР по вопросам здравоохранения. - Как только будет введен государственный фонд (а это ориентировочно случится 1 января 2010 года), такой практике придет конец".
Страховка ради страховки
Внедрение страховой медицины - шаг неизбежный, этот путь прошли все развитые страны. Однако в каждой из них введению страховой медицины предшествовала реформа здравоохранения. В Украине же, по замыслу авторов законопроекта, данная реформа будет идти параллельно с внедрением ОМС. По словам Татьяны Бахтеевой, для эффективной работы страховой медицины необходимо принять около 60 законов (см. блиц-интервью). Однако, страховая медицина будет эффективна лишь тогда, когда будут изменены базовые принципы украинской системы здравоохранения.
Для начала нужно уравнять в правах частные и государственные клиники, дабы главврачи последних могли самостоятельно распоряжаться средствами клиники. Это создаст инструмент поощрения лучших врачей, отчего последние будут заинтересованы в оказании качественных услуг. Так как государственные клиники составляют 95% от всех медучреждений Украины, добиться улучшения качества медицинских услуг без изменений в работе государственной медицины априори невозможно.
Но подобные реформы - процесс длительный, а фонд ОМС, по замыслу депутатов, должен начать работать уже с 2010 года. То есть сфера здравоохранения будет получать дополнительные средства, а главный принцип - отсутствие стимула для эффективной работы государственных клиник - останется прежним. Поэтому сколько денег на медицину ни выделяй, ее качество не изменится. И подтверждением этому служит факт: с 2000 по 2008 год финансирование медицины увеличилось в 7,5 раз, но качество ее осталось тем же.
Хорошо лечит врач, плохо ли - он все равно получает одну и ту же зарплату. Разве что последует подарок в виде конверта с деньгами от благодарного клиента или от фармацевтической компании за назначение производимых ею препаратов. Но внедрение страховой медицины проблему коррупции не искоренит.
"Разве что сговор врачей с фармацевтами станет проблематичным, так как будет сформирован перечень заболеваний и их последствий с определением главных параметров их лечения, - говорит Александр Сосис, совладелец страховой компании АСКА. - Наконец-то на государственном уровне будут упорядочены расценки на медицинские услуги".
"Пока лечебные учреждения не станут предприятиями, которые будут работать как бизнес, а потому бояться потерять клиентов введение обязательного страхования бесполезно, - уверен Юрий Гришан, глава правления страховой компании "Ильичевская". - Как в модели с участием страховщиков, так и в модели с государственной организацией в качестве распределителя средств, деньги будут разворовываться и уходить в карманы". "Заниматься распределением страховых средств будут чиновники, - предупреждает Николай Полищук. - Для выбивания этих денег медицинские учреждения будут писать несуществующие диагнозы".
За чей счет лечиться?
На сегодняшний день 90% бюджетных средств идет на содержание больниц и поликлиник, зарплату персонала и оплату коммунальных услуг, на пациентов остается 7-10% выделяемых из бюджета средств. В то время как в развитых странах этот показатель достигает 40%.
"Нам необходима структурная перестройка сферы здравоохранения, - говорит Николай Полищук. - Сегодня у нас врачей в два раза больше, чем в Европе, но при этом нет ни стандартов лечения, ни контроля над лекарствами! Учреждениям здравоохранения следует дать статус неприбыльных предприятий, самостоятельных субъектов хозяйствования. Они должны получать заказ от Министерства здравоохранения на лечение определенного количества пациентов".
Источники в парламенте называют законопроект последствием попытки создания коалиции БЮТ и ПР. По договоренностям партий, регионалы, лоббирующие документ в парламенте, должны были получить контроль над Государственной страховой медицинской организацией. Вполне возможен забавный нюанс, когда противиться внедрению ОМС будет сам Минздрав, для которого страховая медицина является дополнительным источником финансовых поступлений. Как сообщил чиновник Минздрава, пожелавший остаться неназванным, у внедрения ОМС на скорую руку есть лишь один положительный момент: это позволит клиникам быстро обновить свое оборудование.
Хотя данная проблема для государственных больниц актуальна, решить ее можно довольно быстро, как только страховая медицина в Украине заработает. А вот если ее работа будет неэффективна, это создаст куда более долгосрочную проблему, которую решить сложнее, нежели обновить основные фонды больниц. Речь идет о подрыве на корню самой идеи обязательного медицинского страхования.
В случае принятия зарегистрированного законопроекта, такой итог практически неизбежен. И тогда работодателей, которых заставили раскошелиться в кризисное время, очень сложно будет убедить, что обязательное медицинское страхование может действительно улучшить качество медуслуг. Если первоначально навести порядок в застрявших во временах социализма украинских клиниках.
Предыстория медстраховки
Десяток законопроектов по ОМС сводился к трем основным концепциям. Первая - введение обязаловки с участием коммерческих страховых компаний, сформировавших саморегулирующую организацию, которая распределяет страховые потоки. Эту идею категорически не поддерживали сами медики. Оно и понятно - коммерческая структура, заинтересованная в экономии средств, будет дотошно отслеживать возможные попытки "раздуть" стоимость лечения, прописать дорогостоящие и неэффективные препараты. Вторая концепция предлагала слить четыре фонда социального страхования (от временной утраты трудоспособности, от несчастного случая и т. п.) в один - и переформатировать его в фонд ОМС. Надзор над структурой отдавался на откуп как представителям Кабмина, так и профсоюзных организаций и объединений работодателей. Именно к этой идеологии склонялись власть имущие в докризисный период. Но из-за падения производства и ухудшения состояния самих фондов соцстрахования внимание сосредоточилось на третьем плане, который был выдвинут Татьяной Бахтеевой и Валерием Коновалюком.
Татьяна Бахтеева: "Без дополнительных денег мы потеряем систему здравоохранения"
Народный депутат Татьяна Бахтеева, председатель комитета ВР по вопросам здравоохранения, один из авторов законопроекта "О финансировании здравоохранения и обязательном медицинском страховании", рассказала, что для полноценной работы ОМС потребуется скорректировать до 60 законов.
Есть ли необходимость внедрять обязательное медицинское страхование именно сейчас?
- Причина в нехватке в бюджете денег на финансирование системы здравоохранения. Есть четкие стандарты Всемирной организации здравоохранения: на данную отрасль должно идти не менее 5% ВВП страны. В Украине же этот показатель никогда не превышал 3%. Предложения профильного комитета ВР относительно бюджета на будущий год учтены лишь на 30%. При этом износ медицинского оборудования составляет 70%. Поэтому, если сейчас не отыскать дополнительные средства на медицину, системы здравоохранения как таковой у нас не будет.
Какую из систем медицинского страхования вы взяли за основу при написании законопроекта?
- Мы изучили опыт внедрения страховой медицины в России, Германии, Австрии, Италии и Франции. Во всех этих странах, помимо бюджетного, есть еще один источник финансирования: государственное медицинское страхование. То же самое будет и в Украине, создается государственный фонд, чей бюджет будет подотчетен Кабмину и подконтролен Верховной Раде. Бюджет фонда будет составлять 30 млрд грн. и будет формироваться в равных пропорциях работодателями и органами местного самоуправления. На развитие фонда в его бюджете заложено 3%. Для примера, четыре существующих в Украине социальных фонда имеют совокупный бюджет 156 млрд грн. и на развитие тратят 12% от этой суммы.
Внедрение обязательного медицинского страхования увеличит финансирование меди¬цины. Но как это улучшит качество медуслуг? Ведь для этого нужна реформа самой системы здравоохранения, создание условий, при которых врачи и клиники будут заинтересованы в оказании качественных услуг.
- Действительно, для реформирования отрасли существует потребность в ряде законопроектов, по разным оценкам от 10 до 60, например, в законопроектах "О защите прав пациентов", "О защите прав медицинских работников" и так далее. Но разработанный нами законопроект ведет за собой внедрение других законов, которые глобально изменят всю систему здравоохранения. Стандарты лечения и предоставления медицинской помощи, которые будут входить в гарантированную медицинскую помощь, еще планируется утвердить в Верховной Раде. Они будут зависеть от размера накопления страхового полиса.
Юлия Пихновская, Маргарита Ормоцадзе
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас