Золотой краник — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Золотой краник

1096
Попытка усовершенствовать харьковский водоканал когда-то рассорила немецких предпринимателей с местными властями. Получив у них в конце XIX века исключительное право на строительство и использование водопровода, немцы начали модернизировать водопроводную систему в городе. Продлилась "концессия" образца позапрошлого века 23 года, из которых три ушло на строительство, а двадцать - на суды.
За водоснабжение нужно было платить, а в городской казне денег на эти нужды не было, поэтому Дума спустя три года решила забрать водопровод у инвесторов. Определенный резон в этом был: с учетом пени к началу XX века она задолжала немцам полтора миллиона рублей. Царских, не советских! Не выдержав противостояния с местными властями, немецкие предприниматели сдались и вернули водопровод в собственность города.
Прошло более 120 лет, но в этой сфере мало что изменилось: муниципалитетам модернизация ЖКХ не по карману, а частный бизнес вкладывать свои деньги не спешит.
Деньги из труб
Во всём мире коммунальные монополии - бизнес прибыльный. В Украине предприятия жилищно-коммунальной сферы много лет подряд демонстрируют миллионные убытки. Причем наведение порядка порой ситуацию ухудшает. По словам заместителя директора сумского коммунального предприятия "Горводоканал" Владимира Гнаповского, в городе более 70% квартир оборудовано приборами учета горячей и холодной воды, вследствие чего оплачиваемое водопотребление на одного человека сократилось почти вдвое, до 126 литров в сутки. Жильцы платят по счетчику, а водоканал продолжает оплачивать потери воды в ветхих сетях. И просить денег у державы.
Она иногда даже что-то дает. Народные депутаты 11 июня внесли изменения в Закон "Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004–2010 годы". Изменения предусматривают финансирование общегосударственной программы реформирования и развития ЖКХ на 2009–2014 годы за счет госбюджета в размере около 23 млрд гривен. Правда, президент пока эти поправки не подписал.
По словам министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексея Кучеренко, основная цель программы модернизации - выйти к концу 2014 года на стопроцентное покрытие себестоимости услуг за счет тарифов. Профильное министерство намерено заложить в тариф потери предприятий водоснабжения на уровне 15–20% вместо нынешних 50% (в среднем), а предприятий теплоэнергетики - на уровне трех-пяти процентов вместо 20–30%.
Однако эксперты подсчитали, что запланированных 23 млрд гривен, даже если их дадут, будет недостаточно. На модернизацию, по оценкам бывшего министра по вопросам ЖКХ Александра Попова, понадобится свыше 100 млрд гривен. Только на реконструкцию сетей запорожского "Водоканала" необходимо более 300 млн долларов (2,3 млрд гривен), а на модернизацию харьковского - вчетверо больше. "Нужны частные инвестиции: на гривню со стороны государства - пять-восемь гривен частных инвестиций", - говорит Кучеренко.
При этом за последний год расценки на услуги водо- и теплоснабжения поднялись по Украине в среднем на 40%, а в некоторых регионах - в несколько раз. Но чиновники уверяют, что в связи с ростом цен на газ и электричество тариф по-прежнему не покрывает затрат на производство услуг.
"В себестоимости тарифа нет инвестиционной составляющей. В действующих с 1 июня 2009-го тарифах для бюджетных и других потребителей заложена рентабельность 12%, а вот расценки для населения не покрывают себестоимость производства услуг. Чтобы окупить затраты на производство услуг, включая минимальную инвестиционную составляющую для ремонта сетей, тариф по водоснабжению и водоотведению должен составлять 4,70 грн/кубометр. А сегодня он составляет для населения 2,86 грн/кубометр за обе услуги с НДС", - рассказали в пресс-службе "Киевводоканала".
Во Всеукраинской общественной организации "Союз собственников жилья Украины" (ССЖУ) сомневаются, что нынешние тарифы безнадежно убыточны: "Чтобы подсчитать себестоимость услуги, нужно знать общее количество затраченных ресурсов. Но все наши запросы с просьбой предоставить данные о том, сколько воды берут из водозаборов и скважин, предприятия попросту игнорируют". Эксперты ССЖУ полагают, что рассчитывать тариф нужно исходя из количества и качества потребляемых услуг. Чиновники - из того, сколько затрат несет предприятие. А из-за того, что техническое переоснащение не проводилось десятки лет, сквозь дырявые сети "испаряется" до 50% воды и 30% тепла.
Хитрые арендаторы
Казалось бы, приход частного капитала в отрасль мог бы значительно улучшить ситуацию. "Нынешнюю практику передачи в концессию нельзя назвать позитивной, поскольку органы местного самоуправления, в собственности которых находятся предприятия коммунальной формы собственности, не имеют опыта проведения конкурсов по отбору концессионеров, заключению концессионных договоров, а также осуществления контроля над их исполнением…", - говорится в официальном ответе МинЖКХ "Эксперту". Предоставить более конкретную информацию о том, чем не угодили концессионеры и арендаторы - с цифрами, указанием регионов, - в профильном ведомстве отказались.
Тем не менее известно, что в прошлом году МинЖКХ изучало ситуацию на арендуемых предприятиях и пришло к неутешительному выводу: инвесторы не выполняют задекларированных обещаний, не проводят ремонтные работы, не занимаются заменой оборудования, "забывают" об инвестиционных договоренностях. Например, ООО "Лугансквода", взявшее в концессию Луганский водоканал, с первых месяцев работы задолжало 50 млн гривен Луганскому энергетическому объединению. Из-за непогашенного долга насосные станции были обесточены, в результате чего без воды в начале 2009 года остались более 200 тыс. жителей области.
Как и прежде, взятые в аренду и концессию предприятия демонстрируют высокие убытки и низкий уровень расчетов за потребленный газ. Но несмотря на отсутствие видимой прибыли, за свое право аренды предприниматели готовы биться до последнего. Например, Кировоградский водоканал, арендуемый ООО "Водное хозяйство", резко ухудшил финансово-экономические показатели за 2006–2008 годы. Этому способствовало и решение исполнительного комитета Кировоградского горсовета о снижении тарифов на 10% в марте 2007-го, что привело к дополнительным потерям арендатора почти в два миллиона гривен. В итоге общая сумма убытков предприятия за 2007 год составила 11,1 млн гривен. Казалось бы, от такого арендуемого имущества надо срочно избавляться. Власти пытались разорвать договор аренды в суде, но арендаторы не соглашались.
Когда будущие арендаторы и концессионеры собираются взять предприятия в аренду, местные власти им, как правило, благоволят. Наиболее ярким примером является история с передачей в концессию областного коммунального предприятия "Лугансквода". Желание участвовать в этом выразило семь компаний из разных стран мира. Но областной совет внезапно выдвинул строгие требования - претендент на управление "Луганскводоканалом" должен был иметь опыт работы не менее пяти лет в городе с численностью населения более трех миллионов. Далеко не все европейские столицы могут похвастаться такой численностью, официально даже в Киеве нет столько жителей. Единственным претендентом оказался "Росводоканал", входящий в структуру консорциума "Альфа-Групп" Михаила Фридмана.
К предприятиям водоснабжения АР Крым и харьковскому водоканалу проявляли интерес те же россияне (сейчас мэрия занимается подготовкой конкурсных условий для передачи коммунального предприятия "Производственно-техническое предприятие "Вода" в концессию).
Секреты дырявой трубы
История с передачей луганского предприятия в концессию имела продолжение. В прошлом году Алчевский городской суд приостановил подведение итогов конкурса. С иском в суд обратился Алчевский меткомбинат, который якобы хотел участвовать в конкурсе, однако не соответствовал его условиям. На первый взгляд странно, что такое затратное предприятие, как "Лугансквода" (по словам председателя Луганской областной госадминистрации Александра Антипова, в области ежедневно происходит около 40 аварий на водопроводах, а большинство водозаборов без коренной реконструкции работают уже 60 лет) вызвало вокруг себя такой ажиотаж. МинЖКХ рекомендовало луганским властям инициировать расторжение договора концессии с россиянами.
Эксперты убеждены: водоканалы на самом деле приносят ощутимую прибыль. Отсутствие должного контроля позволяет завышать потери воды и тепла и потом продавать их коммерческим предприятиям по более высоким расценкам, чем населению. Например, в столице все жильцы одного из домов на улице Симиренко оборудовали свои квартиры счетчиками и выяснили, что ежемесячно на каждого человека в среднем расходуется от 1,4 до 3 кубометров воды. В соседнем доме, где не было счетчиков, ОАО "Киевводоканал" в месяц начислял от 6 до 14 кубов воды на каждого жителя. Кстати, в Киеве оборудовано счетчиками не более 10% квартир.
Возможностей заработать деньги у коммунальных монополий множество. Бывший депутат Киевсовета, пожелавший сохранить инкогнито, утверждает, что ОАО "Киевводоканал" берет воду не из тех источников, которые декларирует: не из Десны и Днепра, а из резервных скважин теплоэлектростанций, снижая таким образом затраты на транспортировку и очистку воды. Ведь ОАО "Киевводоканал" вместе с "Киевгазом" и "Киевэнерго" входят в ЗАО "Киевэнергохолдинг" (61% холдинга принадлежит Киевской городской госадминистрации, остальные акции - компаниям Zarova Ltd и Densec Ltd). В пресс-службе "Киевводоканала" сообщили, что информация "не соответствует действительности". Однако просьбу "Эксперта" предоставить подтверждение - данные энергетического аудита - проигнорировали.
В дочерней компании "Газ Украины" не раз намекали на то, что некоторые предприятия теплокоммунэнерго манипулируют финансовыми средствами, поступившими от населения. Мол, уровень расчетов населения с поставщиками услуг почти сто процентов, а долги за потребленный газ только растут.
Помимо финансовых манипуляций заработать можно и на банальной распродаже имущества предприятий. Ведь у них есть масса "ходового" товара - от металла до энергоносителей.
Попасть в струю
Даже если предположить, что на предприятие ЖКХ придет инвестор, которому претит воровство, не факт, что он будет вкладывать деньги в трубы. Ведь у него нет уверенности в завтрашнем дне. "Западным компаниям сложно привыкнуть к существующей практике ведения хозяйственной деятельности. Если власть не захочет сотрудничества с инвестором, он не выдержит тех требований, которые зафиксированы у нас в нормативных документах. Точно так же не выдержит их ни одна коммунальная монополия, если эти требования к ней предъявить по всем пунктам", - говорит директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко.
Чтобы отрасль стала действительно интересной для профильных инвесторов, ей необходимо создать комфортные условия для развития бизнеса, а не воровства. Прежде всего - сменить подход к тарифообразованию. Например, передать право формировать тариф в ведение независимой организации: такая практика хорошо себя зарекомендовала в ряде европейских стран (у нас тарифы сейчас утверждают местные власти, а Юлия Тимошенко недавно предложила передать эту функцию в центр). Естественно, нужно пересмотреть законодательство, дав возможность власти контролировать выполнение инвесторами обязательств, а инвесторам - взимать долги и пеню со злостных неплательщиков. Даже государственных.
К украинскому рынку ЖКХ давно присматриваются несколько крупных игроков, среди которых австрийская холдинговая компания AmiWater и французская Veolia, литовская группа Е-Energija. Однако, несмотря на заявленный интерес, заключить договор концессии удалось лишь последней (литовские бизнесмены взяли в концессию городское коммунальное предприятие "Артемовсктеплосеть" сроком на 40 лет).
Пока к ООО "Артемовск-Энергия", дочерней компании литовской группы Е-Energija ни местные власти, ни МинЖКХ претензий не предъявляют. Согласно договору концессии, иностранцы в первые три года обязуются инвестировать в модернизацию теплосети (в основном в энергосберегающие технологии) около 25 млн гривен. Общий объем запланированных инвестиций составляет не менее 90 млн гривен. За два года работы литовцам удалось возобновить централизованное горячее водоснабжение города, которое там отсутствовало около десяти лет. Сегодняшний тариф на тепло в Артемовске полностью покрывает затраты на производство услуг, и в нем даже заложена рентабельность. Правда, этот тариф (276,51 грн/Гкал) почти наполовину выше, чем в среднем по Луганской области в 2008 году и даже выше, чем в целом по стране, включая Киев. Так что за комфорт и последствия бесхозяйственности приходится дорого платить.
Игра в "горячо - холодно"
О том, что мешает инвесторам на украинском рынке жилищно-коммунальных услуг, рассказал директор ООО "Артемовск-Энергия" Албертас Валанчиус.
- Насколько экономически привлекательны были расценки на тепло, когда два года назад литовская группа Е-Energija взяла в концессию теплосеть Артемовска? Окупает ли нынешний тариф затраты на производство услуг?
- С момента передачи предприятия в концессию (24 июля 2007 года) и практически весь первый отопительный период (с октября 2007-го до марта 2008 года) мы работали по тарифам, ранее принятым для городской теплосети. При этом покрытие расходов составляло 89%. Сегодня тариф покрывает себестоимость. Рентабельность составляет 5% по населению, 15% - по бюджету и 25% - по прочим потребителям. Но если рассматривать период с начала года, то деятельность получается убыточной: тарифы на тепло всегда опаздывают, их повышают на два-три месяца позже увеличения тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Наш убыток от незаконного повышения цены газа с 1 января 2009 года до его законного применения 19 февраля 2009-го составил более двух миллионов гривен (речь идет о повышении НКРЭ тарифов на газ задним числом. - "Эксперт"). Государство не предприняло меры по компенсации теплоснабжающим предприятиям полученных убытков.
- Почему инвесторы в Украине почти не берут в концессию предприятия ЖКХ?
- Инвестировать в теплоснабжение отрасли жилищно-коммунального хозяйства экономически невыгодно: убытки не зависят от деятельности предприятия и не поддаются контролю. И тогда поднимается вопрос, что важнее: выполнять инвестиционную программу по модернизации теплового хозяйства объекта концессии или покрывать убытки, возникшие, по сути, по вине государства?
- Мысль покинуть наш рынок не возникали?
- Сегодня западного инвестора не привлекает развитие бизнеса в жилищно-коммунальном хозяйстве вашей страны, поскольку он несет в себе большую долю риска. У нас есть большой опыт работы в Литве, Латвии, Эстонии. Мы направили в высшие органы исполнительной и законодательной власти Украины предложения по изменению законодательства и созданию условий для привлечения инвестиционных капиталов.
- Что необходимо сделать для того, чтобы отрасль ЖКХ стала привлекательной для инвесторов?
- Нужно разработать и принять нормативные и законодательные акты, регулирующие следующие вопросы: четко определить и включить в Закон Украины "О концессиях" понятие целостного имущественного комплекса. Определить и ввести в этот закон особенности выполнения финансовых обязательств предприятия, которое передается в концессию, поскольку сегодня на инвестора, помимо ответственности за выполнение концессионного договора, ложится риск перехода прав и обязанностей по оплате задолженности старого предприятия. В частности, нам пришлось погасить долги старого предприятия в размере 11,5 млн гривен. Нужно предусмотреть в Гражданском кодексе Украины ответственность третьих лиц за их действия или бездействие, направленные на создание для инвестора условий, не позволяющих ему выполнять условия концессионного договора.
Вот сейчас у ЖЭКов по действующему законодательству фактически не предусмотрена ответственность за ненадлежащее содержание внутридомовых сетей, а именно из-за этого предоставляемая концессионером услуга ухудшается, что вызывает массу перерасчетов для населения. Кроме того, наше предприятие напрямую зависит от качественного водоснабжения. Например, в начале сезона 2007/2008 было очень проблематично заполнить тепловые сети водой: ее подавали по часам, отсутствовало необходимое давление.
К тому же должна существовать единая долгосрочная методика ценообразования регулируемых цен. Сейчас ценообразование - отпугивающий фактор для всех инвесторов. Следует упростить возможность кредитования зарубежными ресурсами, ведь сегодня ситуация для привлечения иностранных займов более чем неблагоприятная.
Светлана Рябова
По материалам:
expert.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас