Резервный вариант госбюджета — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Резервный вариант госбюджета

Казна и Политика
770
Перед уходом на каникулы депутаты могут внести правки в закон о государственном бюджете на текущий год. Против его пересмотра не возражают ни Президент, ни правительство, ни сами народные избранники. Камнем преткновения может стать суть изменений в финансовую смету страны.
Для Виктора Ющенко пересмотр бюджетного закона - возможность в очередной раз уличить команду Юлии Тимошенко в бездарной экономической политике. В направленном недавно на имя спикера письме гарант обратил его внимание на необходимость заслушать отчет Кабмина и Счетной палаты о выполнении государственного бюджета. И напомнил, что в соответствии с бюджетным законом правительство по результатам такого отчета должно было внести в парламент свои предложения по корректировке главной сметы страны еще до 1 мая.
Владимир Литвин говорит, что Верховная Рада готова заняться бюджетными вопросами. Правда, в первую очередь для того, чтобы обеспечить на законодательном уровне необходимое финансирование объектов в рамках подготовки к Евро-2012.
У премьера другие приоритеты. По ее поручению к пленарной неделе профильные министерства в спешном порядке готовят свои предложения по увеличению резервного фонда, финансы которого оскудеют после финансирования мероприятий по ликвидации наводнения на Западной Украине. Под этим соусом депутатам могут предложить серьезно откорректировать доходно-расходные статьи бюджета, увеличив налоги и сократив отдельные траты казны. Тем более что подобный опыт у Кабмина уже имеется. В июле прошлого года после паводка в Закарпатье депутаты слаженным голосованием не только выделили пострадавшим от наводнения областям (Винницкой, Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской, Тернопольской и Черновицкой) средства на восстановление хозяйства (5,802 млрд. грн.) за счет перераспределения финансовых ресурсов казны, но и подняли налоги.
В частности, повысили акцизы на табак. "Очевидно, что ближайшая парламентская неделя - последняя возможность принять поправки в бюджет. Скорее всего, это будет комплексный документ изменений, перераспределяющий доходы и расходы разных фондов", - подтвердил член бюджетного комитета Верховной Рады, депутат от БЮТ Юрий Трындюк.
Одним из дополнительных источников финансирования казны могут стать сверхплановые поступления за счет повышения акцизов на пиво. Несколько недель назад депутаты приняли закон, увеличивающий их с 34 до 60 коп. за литр, что, по прогнозам Минфина, позволит привлечь в госбюджет дополнительные 260-280 млн. грн. Правда, во время поездки по Черкасской области Президент пообещал ветировать этот закон. Но его возмутило отнюдь не повышение налогов, а направления расходования появившихся средств (в частности, на 97 млн. грн. планируется увеличить финансирование аппарата Верховной Рады).
Если же депутаты поумерят свои аппетиты, вполне вероятно, что после повторного рассмотрения документа в парламенте Виктор Ющенко согласится поставить на нем свой автограф (помимо расходов на нужды народных избранников средства от повышения пивных акцизов должны были пойти на закупку инсулина для больных сахарным диабетом, мероприятия по обеспечению водоснабжения Львова, завершение ремонтно-реставрационных работ и создание музейной экспозиции Шевченковского национального заповедника в г. Каневе "Дом-музей Т.Г. Шевченко").
Другим, не менее существенным источником наполнения казны могут стать доходы от импортных пошлин с ввозимых автомобилей и бытовой техники. Из-за действия 13-процентной надбавки к пошлинам на машины и холодильники эти товары перестали завозиться. Чтобы исправить ситуацию, Кабмин намерен инициировать отмену надбавки. А восстановление импортных потоков, по расчетам Минфина, увеличит ежемесячные поступления в госбюджет на 300–400 млн. грн. По словам источника в Минфине, предложение об окончательной отмене импортной надбавки Кабмин может подать в проекте изменений в госбюджет.
Поступления от введения двухпроцентной целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для бюджетных учреждений и организаций, промышленных и других потребителей (эта новация тоже может появиться в проекте бюджетных правок) позволит Кабмину частично проинвестировать бюджетную программу "Выполнение работ по разведывательному и эксплуатационному бурению, обустройство для ввода в эксплуатацию новых месторождений углеводородного сырья".
Кабмин собирается увеличить расходы на компенсацию НАК "Нафтогаз Украины" разницы между ценами закупки импортированного природного газа и его реализации на производство тепловой энергии для населения - на 6,1 млрд. грн. (с 1,6 до 7,7 млрд. грн.). Кроме того, правительство намерено инициировать изменения в законы о госбюджете и о государственной поддержке аграрного сектора, что позволит Аграрному фонду осуществить закупку за счет средств специального фонда на Аграрной бирже дизельного топлива и минеральных удобрений для нужд сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Объем средств на эти цели еще уточняется. Не исключено, что Кабмин предложит изыскать необходимый для этого ресурс за счет замораживания расходов на компенсацию кредитных ставок для аграриев и средства, предусмотренные в госбюджете на финансирование закупок сельхозпроизводителями минеральных удобрений.
В условиях хронического недовыполнения планов по сбору налогов (правительство исправно снижает их для фискалов задним числом) Кабмин вынужден будет предложить депутатам урезать субсидирование инвестиционных программ. В частности, перераспределить 0,6 млрд. грн., запланированных на строительство 393 инфраструктурных проектов социально-культурного характера (школы, детсады, больницы, стадионы, спортивные школы), на финансирование защищенных статей сметы.
Эксперты говорят, что Кабмин вполне может перетасовать бюджетные статьи, чтобы обеспечить средствами самые необходимые социальные программы. "Общий фонд госбюджета дефицитный, тогда как спецфонд остается профицитным. Кабмин может оставить неизменной сумму поступлений от размещения ОВГЗ, при этом перенаправив поступления из специального в общий фонд", - объясняет директор информационно-аналитического центра БЭСТ (курируется депутатом от ПР Ириной Акимовой) Валерий Гладкий.
К слову, недавно Президент облегчил правительству задачу по наполнению казны. Виктор Ющенко отменил свое распоряжение, которым приостанавливался пункт норматива Кабмина, в соответствии с которым покупателям казначейских обязательств государства - физлицам - разрешалось не декларировать источники, из которых финансируется такое приобретение. Аналитики уверены, что возможность легализировать средства повысит интерес зажиточных украинцев к этому виду ценных бумаг.
Не исключено, что депутаты проявят принципиальность и согласятся рассмотреть предложения правительства исключительно по наполнению резервного фонда. Однако, как показывает практика, Кабмину этого может оказаться вполне достаточно, чтобы за счет манипуляции бюджетным ресурсом решать текущие задачи.
"В течение 2008 года из 67 решений о выделении средств из резервного фонда госбюджета на общую сумму 1,8 млрд. грн. Кабмин принял с нарушением требований действующего законодательства 46 решений на общую сумму свыше 1,6 млрд. грн., что составляет почти 90% средств, предусмотренных такими решениями", - говорится в недавно обнародованном отчете аудиторов Счетной палаты.
По их данным, в прошлом году почти 352,6 млн. грн. из резервного фонда были направлены на дополнительное финансирование отдельных органов государственной власти, предприятий и учреждений. Счетная палата также установила, что Минэкономики не обеспечивает работу по возвращению в госбюджет средств резервного фонда, выделенных в предыдущие годы на возвратных условиях. По состоянию на 1 января 2009 года такая задолженность составляла 231,6 млн. грн., а в течение 2008 года было погашено менее 2,2 млн. грн., или 0,9% от общей суммы задолженности.
Светлана Крюкова
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас