Пан или провал — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пан или провал

Казна и Политика
2195
Цены на сырье вновь начали повышаться - что может быть лучше для восстановления глобального экономического роста?! Но этот же тренд может стать и препятствием для оздоровления экономики. Украина в число выигравших в ближайшее время явно не войдет, хотя и проигравшей ее не назовешь. Но к концу года все может измениться.
$72 за баррель? Полгода назад, после обвала цен на нефть почти на 70%, о таком скором возобновлении роста стоимости этого вида сырья никто и не мечтал. Спрос на "черное золото" (и цены вместе с ним) падал, импортеры радовались, экспортеры грозились снизить объемы добычи, чтобы сократить запасы и подстегнуть цены. Сегодня же стоимость нефти находится на семимесячном максимуме и выше того уровня, на котором она держалась многие десятилетия. Более того, цены на нефть достигнут, по разным прогнозам, $75-85 за баррель к концу 2009 года и $95 к концу 2010-го по мере того, как наиболее энергоемкие экономики мира - Китай, Индия и Бразилия - будут выходить из кризиса.
Подобные виражи пережили и другие международные сырьевые рынки. Так, за последние полгода стоимость коксующегося угля и железной руды снизилась в 2-2,5 раза. А цены на металлопродукцию хотя и держались после падения в августе-ноябре примерно на уровне декабря прошлого года, все же обвалились в конце февраля. Тогда металлопродукция на мировых рынках за неделю просела в цене на 10-15%. А в апреле же, когда был отмечен всплеск спроса на длинный прокат, цены, наоборот, подскочили. Однозначно сказать, двигатель ли это мировой экономики или очередная спекуляция, которая ухудшит ее спад, невозможно. Все зависит от того, с "какой колокольни" - из какого государства - вы наблюдаете за ростом стоимости сырья. Кому же все эти колебания на сырьевых биржах пошли на пользу, а кому - во вред?
Выигравшие и проигравшие
Рост сырьевых цен может привести к двояким последствиям. С одной стороны, для экспортеров сырья повышение его стоимости - удача. Ведь подорожание увеличивает доходы страны, которая ориентируется на зарубежные рынки сбыта для этого ресурса. Поэтому в такой стране увеличение дохода приводит к росту спроса и, соответственно, к ускорению экономического роста. Среди счастливчиков, для которых данный тренд в силе, - прежде всего страны ОПЕК, а также Азербайджан, Канада, Колумбия, Россия, Норвегия и многие не входящие в ОПЕК государства Ближнего Востока. Кроме экспортеров нефти, на подорожании ресурсов - а именно агропродукции - заработают большинство стран Латинской Америки, Греция, Новая Зеландия и другие. А если еще и цены на металлы и металлопродукцию начнут повышаться, то в выигрыше окажутся Австралия, Бразилия, Чили, Куба, Перу, Болгария, Латвия - достаточно большое количество развивающихся стран.
С другой стороны, увеличение стоимости ресурсов приводит к удорожанию конечных товаров, что бьет по импортирующим эти товары государствам. "В результате, - объясняет Ольга Кравец, эксперт CASE-Украина, - сокращается спрос на взлетевший в цене товар, что ведет к снижению темпов экономического роста в стране".
За примером того, какие последствия роста цен на сырье могут ощутить жители государств-импортеров, далеко идти не надо. Достаточно вспомнить прошлый год, когда за баррель нефти приходилось выкладывать до $147. Бензин тогда стремительно подорожал, негативно отразившись как на бюджетах семей (особенно в богатых странах, вроде США, где в семье имеется по авто на человека), так и на производителях автомобилей и запчастей к ним. В частности, подорожание бензина привело к сокращению спроса на продукцию автопроизводителей. Особенно ощутимо это оказалось для государств, где автопром - традиционно одна из ведущих отраслей (например, таких как Германия, Франция и Великобритания). К тому же скачок цен был настолько стремителен, что ни компании, ни потребители, ни правительства не смогли к нему быстро адаптироваться.
В развивающихся странах ростом цен на нефть были затронуты бюджеты не только потребителей, но и госбюджеты. Особенно это касается стран Центральной и Восточной Европы, имеющих отрицательное сальдо текущего счета и поэтому очень чувствительных к росту стоимости импортируемых товаров. Для них подорожание топлива оказалось важно и по другим причинам. Во-первых, большинство развивающихся экономик - энергоемкие (в частности, немало разговоров тогда было о неэффективном использовании энергии и в Украине), поэтому для них взлет цен на энергоресурсы - это значительно большие расходы, чем в развитых странах. Во-вторых, многие развивающиеся государства, не относящиеся к счастливым обладателям нефтяных месторождений, производят и экспортируют товары промежуточного потребления на основе импортного сырья (например, Чехия, а из развитых стран - Франция) или занимаются сборкой конечных товаров из импортированных составляющих (например, Мексика и Румыния). Для них рост цен на энергоносители - это двойной удар, ведь возросли не только расходы на производство, но и транспортные издержки. А перенос производства ближе к конечным рынкам сбыта негативно отразится на работниках ориентированных на экспорт компаний.
Впрочем, нефть в данном случае - только яркий пример. Подобный, хотя и менее значительный, эффект производит рост цен и на другие ресурсы. Менее значительный потому, что, скажем, сталь, пшеница или кофе, в отличие от топлива, не используются в большинстве отраслей промышленности, а значит, и расходы в рамках национальной экономики на них меньше. Кроме того, стоимость этих видов сырья росла постепенно, так что и у бизнеса, и у потребителей, и у властей было время к ней адаптироваться. Но в условиях нынешней рецессии значительное повышение цен на сырье и, соответственно, на товары может отразиться на и без того мрачных потребительских настроениях и углубить, тем самым, глобальный экономический спад.
"Хата с краю"
В Украине наблюдаемый в мире тренд подорожания сырья в полной мере еще о себе не заявил. Сырье, экспорт которого мог бы "озолотить" нашу страну - вывести ее из кризиса на дорожку экономического роста, пока остается стабильно дешевым.
Так, на рынке металлов в последние месяц-два происходят лишь незначительные колебания цен, связанные, в основном, с пополнением складских запасов. По сравнению же с прошлым годом спрос на металлы остается в значительной степени подорванным финансовым кризисом. Да и в ближайшие (летние) месяцы эксперты инвесткомпаний не ожидают резких скачков стоимости ни металлопродукции, ни сырья. Более того, цены на отдельные разновидности металла могут упасть еще ниже. "В ближайшие три месяца мы ожидаем незначительного снижения цен на сталь, - отмечает Александр Мартыненко, аналитик ИК "Тройка Диалог Украина", - что будет связано со снижением цен на железную руду ведущих мировых компаний по ежегодным контрактам, сезонным снижением строительных работ на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Юго-Восточной Азии. Также повлияет снижение деловой активности в связи с сезоном отпусков в западном полушарии".
Правда, благодаря низким ценам на сырье отечественные производители стали сохранят свою конкурентоспособность на внешних рынках. Да и украинские компании, работающие на отечественном сырье, только выиграли от спада цен. Это позволило украинским метзаводам вернуться к прибыльной работе, и в настоящее время рентабельность по EBITDA крупнейших из них варьируется в пределах 12-20%. Между тем повышение цен на металлы возможно в четвертом квартале. Насколько именно, будет зависеть уже от темпов восстановления мировой экономики. Хотя ожидается, что прирост будет значительным. И в рамках национальной экономики позитив от роста экспорта металлопродукции намного превысит позитив от низких цен.
Для сельскохозяйственного сектора, cоставляющего 22,7% украинского экспорта, сейчас также не лучшие времена. По сравнению с пиком в начале 2008 года мировые цены на агропродукцию упали более чем в два раза. Но все же здесь ситуация несколько лучше, чем в металлургии, потому что цены на эту статью украинского экспорта в мире уже поползли вверх. Например, в начале 2009 года цена на пшеницу на СВОТ снизились до $147 за тонну, но с тех пор она возросла на треть - до $192 за тонну. Аналогичный тренд продемонстрировала кукуруза, подорожавшая за прошедшие пять месяцев на 29% - до $166 за тонну. За тот же период стоимость подсолнечного масла увеличилась на 35% - до $870 за тонну, а сахара - почти на 40%.
Все это связано с неблагоприятными прогнозами по урожаю в 2010 году. Так, по данным Департамента США по сельскому хозяйству (USDA), мировой урожай пшеницы сократится в следующем году с 680 млн. тонн до 655 млн. тонн. А значит, нынешний уровень цен на агропродукцию - еще не предел. "Мы ожидаем дальнейшего роста цен на зерновые на уровне 10-15% до конца года, что будет обусловлено дефицитом этого сырья, - говорит Дмитрий Ушенко, аналитик ИК Phoenix Capital. - Еще одним двигателем к росту цен будут спекуляции инвестфондов, которые рассматривают пшеницу как инвестиционный актив". Это весьма много-обещающий тренд для Украины. Ведь если в 2008-2009 маркетинговом году экспортная выручка нашей страны от продажи зерновых составила $5,5-6 млрд., а от продажи подсолнечного масла - 2 млрд. (Украина является мировым лидером, обеспечивая 42% мирового рынка подсолнечного масла), то можно представить, какие доходы ее ждут при повышении цен на эту продукцию.
Впрочем, пока что цены на отечественное сырье все-таки остаются достаточно низкими, что не открывает для экспортоориентированной Украины особых перспектив экономического роста в ближайшем будущем. Но если же рост на ресурсные товары (не только на агропродукцию, но и на металлы, и на продукцию химпрома) возобновится, следуя глобальному тренду, то у нас есть все шансы выйти на профицит текущего счета платежного баланса уже в 2010 году. Тем более что ввоз товаров в страну сокращается быстрее, чем экспорт. Соответственно, глобальное повышение цен на сырье будет способствовать выходу Украины из экономического пике.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас