Николай Онищук: Проект Конституции признан отвечающим европейским стандартам — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Николай Онищук: Проект Конституции признан отвечающим европейским стандартам

Казна и Политика
597
Венецианская комиссия, чье мнение Верховная рада учитывает при рассмотрении каждого проекта конституционных изменений, в пятницу дала положительную оценку соответствующему законопроекту президента Виктора Ющенко.
Отметив, что документ в целом направлен на стабилизацию украинской политической системы, европейские эксперты не стали заострять внимание на положениях, в которых заложено дальнейшее противостояние главы государства и представителей исполнительной власти. О выводах Венецианской комиссии, а также о том, какими положениями собственного законопроекта теперь может пожертвовать господин Ющенко, министр юстиции Николай Онищук рассказал корреспонденту Александру Свириденко.
- В конце минувшей недели вы присутствовали на заседании Венецианской комиссии, где обсуждался проект изменений в Конституцию, поданный в Верховную раду президентом Виктором Ющенко. Какую оценку получил этот документ?
- За все время независимости, по сути, впервые Венецианская комиссия положительно высказалась в отношении подобного законопроекта. Комиссия признала проект Конституции, внесенный Виктором Ющенко, отвечающим европейским стандартам. Более того, в ходе обсуждения было отмечено, что это лучший из тех проектов Конституции, которые поступали на рассмотрение Венецианской комиссии от Украины.
- Назовите несколько положений, благодаря которым члены комиссии так высоко оценили этот документ.
- В проекте Виктора Ющенко устраняется ряд недостатков действующей Конституции, которые касаются дуализма исполнительной власти. Комиссия отметила, что предусмотренная в законопроекте роль прокуратуры совпадает с европейской правовой доктриной. Отмечается также, что организация и основные положения судебной власти, в частности, в вопросе формирования Высшего совета юстиции, в который восемь членов предлагается назначать съезду судей и по четыре - президенту и верхней палате парламента, тоже отвечает стандартам в этой сфере.
Очень важно и то, что Венецианская комиссия считает позитивным предложение перейти к бессрочному назначению судей без первого, так называемого испытательного, назначения на пятилетний срок. Комиссия отметила важный шаг к укреплению местного самоуправления и децентрализации организации власти в Украине.
- Но в президентском проекте изменений вообще отсутствует раздел "Прокуратура".
- Эти нормы содержатся в разделе "Судебная власть", и они получили положительную оценку. Комиссия считает правильным то, что в функциях прокуратуры не предусмотрен общий надзор, который присутствует в действующей Конституции. В случае вступления в силу изменений, прокуратура будет выполнять функции, связанные с уголовно-правовой сферой,- поддерживать государственное обвинение в суде, осуществлять контроль за следствием.
- Какую реакцию комиссии вызвала идея президента отказаться от императивного мандата и употребления в тексте Конституции термина "коалиция"?
- Хотя эти положения не были предметом дискуссии, они были отмечены как положительные. Комиссия приветствовала новый подход к порядку и условиям формирования парламентским большинством правительства.
- Как тогда оценила комиссия предложение разрешить депутатам совмещать свою деятельность с работой в правительстве и предложение Виктора Ющенко закрепить за бывшими президентами пожизненное право заседать в верхней палате парламента?
- Тема "совместительства" не обсуждалась, поскольку это в ряде европейских юрисдикций является приемлемым. Эти темы не анализировались как важные, и это не те положения, на которые следует обращать внимание. Так, обсуждая предложение о введении верхней палаты парламента (сенат), комиссия отметила, что нет жестких критериев, по которым можно было бы оценить целесообразность или нецелесообразность разделения парламента на две палаты. Комиссия полагает, что это может быть значимым, хотя и не утверждает этого. Введение второй палаты может быть продуктивным, хотя может и несколько усложнить законодательный процесс и общую систему организации деятельности парламента.
- Тем не менее, президентский законопроект содержит ряд явно спорных положений, которые говорят о попытках главы государства усилить свои полномочия. Например, там есть нормы, дающие ему право самостоятельно увольнять генпрокурора, глав СБУ, Национального бюро расследований и "других органов, осуществляющих досудебное следствие".
- Комиссия полагает, что при дальнейшей работе в Украине над проектом Конституции существует возможность дополнительного анализа всего комплекса положений, регулирующих взаимоотношения президента и правительства, с тем чтобы избежать конфликта полномочий.
- То есть решение комиссии не окончательное, она может вернуться к рассмотрению президентского законопроекта?
- Нет. Комиссия высказала свою точку зрения, что документ дает ответ на основные проблемы, накопившиеся в организации власти Украины.
- Из ваших слов следует, что ни одно положение президентского законопроекта не вызвало принципиальных замечаний Венецианской комиссии.
- Не совсем так. Комиссия высказала ряд замечаний, как общего, так и частного характера. Речь идет о том, что документ предусматривает принятие любых изменений в Конституцию на референдуме. Комиссия же не считает это единственно правильным решением, полагая, что оно может создать определенные сложности. Например, некоторые изменения в Конституцию не имеют общего значения, требующего их утверждения на референдуме. Думаю, эта позиция может быть учтена президентом.
Кроме того, исходя из уже сделанных президентом заявлений, Виктор Ющенко может отказаться от положения о пожизненном праве экс-президентов входить в сенат. Ряд других положений, таких как право президента, отменять акты правительства по вопросам внешней политики, безопасности и обороны также можно пересмотреть.
Возможно, следует исключить в системе назначения судей политические институты и передать эту функцию Высшему совету юстиции. Эксперты также считают, что в законопроекте следует формализовать основания, которые бы обеспечивали большую стабильность для функционирования всех ветвей власти. Я имею в виду то положение президентского законопроекта, которое предусматривает право главы государства распускать нижнюю палату парламента по политическим мотивам. Комиссия хотела бы, чтобы в законопроекте были уточнены основания, в том числе политические, которые могут послужить для принятия такого решения.
- Накануне заседания Венецианской комиссии в распоряжении СМИ оказался текст законопроекта о внесении изменений в Конституцию, авторство которого приписывали премьер-министру Юлии Тимошенко и лидеру Партии регионов Виктору Януковичу. Обсуждался ли этот документ в ходе вашего неформального общения с членами комиссии?
- Официально этот документ в комиссию не поступал и, соответственно, не мог обсуждаться. Однако в неформальных беседах ряд моих собеседников-членов комиссии продемонстрировали свою осведомленность об этой конституционной инициативе. Но исходя из профессиональных и этических соображений, я бы воздержался от обнародования их комментариев.
Что говорила Венецианская комиссия о предложениях по усовершенствованию Конституции
Европейская комиссия "За демократию через право", более известная как Венецианская комиссия, была создана в 1990 году государствами-членами Совета Европы. В уставе комиссии говорится, что она состоит из "независимых экспертов, получивших международную известность благодаря опыту работы в демократических институтах или вкладу в развитие права и политических наук".
Решения Венецианской комиссии не носят обязательный характер, но ее экспертные оценки считаются авторитетными при разработке или усовершенствовании законодательств европейских государств. Комиссия несколько раз давала оценки конституционным инициативам, разработанным в Украине.
В 2000 году она негативно оценила предложения президента Леонида Кучмы об отмене депутатской неприкосновенности, введении двухпалатного парламента и праве главы государства досрочно прекращать полномочия народных депутатов в случае, "если на протяжении 30 дней не сформировано постоянно действующее парламентское большинство". В 2003 году комиссия пришла к выводу, что законопроект №4180 "О внесении изменений в Конституцию Украины", предусматривающий усиление роли парламента и впоследствии давший ход политреформе, "не достигает цели приближения Украины к европейским демократическим стандартам и вводит другие изменения Конституции, которые можно считать шагом назад".
В 2004 году Венецианская комиссия огласила решение №305/2004, в котором, в частности, констатировала, что изменения в Конституцию следует вносить "только после широкого, открытого и свободного обсуждения в обществе".
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас