Лапша по-флотски — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Лапша по-флотски

1360
До окончания договора о базировании Черноморского флота России в Севастополе осталось ровно восемь лет. "ВД" выяснила, что вывод кораблей и других объектов флота у россиян займет не менее пяти лет, а консультации о формировании графика вывода, по опыту прибалтийских стран, продлятся около трех лет. Это значит, что уже сегодня руководителям двух стран пора садиться за стол переговоров, чтобы договориться об условиях… продления аренды. Но киевские и московские политики пока предпочитают вешать на уши своим избирателям макароны по-флотски.
Цемесская бухта для Новороссийска - одновременно символ жизни и смерти.С одной стороны, именно здесь работает торговый порт, нефтетерминал, железнодорожный узел, которые кормят местные семьи. Но с другой - именно отсюда на город время от времени обрушивается бора - могучий ветер, разрушающий все на своем пути. При этом поднимается шторм, ломающий корабли. Температура резко падает, и швыряемые волнами суда быстро покрываются толстой ледяной коркой. В 2002 г. бора потопила здесь два корабля Черноморского флота России и повредила еще четыре; в тот вечер в городе погибли десятки людей.
Торговые моряки давно привыкли к тому, что во время боры суда приходится экстренно выводить в открытое море, чтобы переждать стихию. Из-за этого порт с огромными оборотами признан морскими агентствами "сезонным". А вот командование ЧФ нынче доверяет новороссийской бухте лишь горстку катеров. Основные силы флота базируются в украинском Севастополе, и командование флота с ужасом отгоняет мысль о том, что когда-то их придется перевести в опасную Цемесскую бухту.
Сегодня объект с гордым названием "Новороссийская военно-морская база" - это семь маленьких причалов, зажатых нефтетерминалом, торговым портом и частным сектором на горных склонах. Половина военных причалов никак не защищены от боры. Гражданские объекты в бухте появились еще в советское время. Тогда для военных Новороссийск стратегического значения не имел, ведь даже если исключить Севастополь, в той же Украине достаточно других удобных баз (Феодосия, Николаев). Именно поэтому никто вовремя не удосужился зарезервировать для Черноморского флота необходимые участки земли, железнодорожные ветки, жилье для моряков.
Тем не менее другого места, которое могло бы хотя бы теоретически рассматриваться для перебазирования Черноморского флота РФ из Севастополя, у россиян в этом регионе просто нет. Проект, утвержденный российским правительством в 2005 году, предусматривает до 2020 года потратить на строительство новой базы $15 млрд. Но чем дальше продвигается реализация этой программы, тем очевиднее становится, что, во-первых, ее реальная стоимость будет как минимум в два раза выше, а во-вторых, эти затраты все равно не уберегут флот от рисков, связанных с неблагоприятными природными условиями Цемесской бухты.
К тому же серьезную скрытую оппозицию развернувшемуся строительству представляет новороссийский бизнес. Местные предприниматели прекрасно осознают, какие убытки торговому порту и нефтетерминалу может принести соседство с военной базой.
Скрытая бизнес-оппозиция
На Новороссийский морской торговый порт сегодня приходится около 20% внешнего товарооборота, осуществляемого через порты России. Это - крупнейший канал внешней торговли для всего юга страны (доход порта по итогам 2008 г. составил $653 млн, грузооборот - 81 млн т). ОАО "НМТП", которое эксплуатирует порт, является одним из крупнейших налогоплательщиков Краснодарского края, а для Новороссийска это просто градообразующее предприятие.
Что будет с торговыми потоками, если в Цемесскую бухту пожалуют крейсеры и эсминцы, догадаться несложно. Военные в России с гражданскими особо не церемонятся, а учитывая дефицит площадей, конфликт интересов - вопрос времени. Местные крупные бизнесмены прекрасно понимают, что открыто критиковать Кремль за намерение перебазировать флот в их город небезопасно. Так что главные усилия они сосредоточили на поддержке различных акций, направленных на сохранение Черноморского флота РФ в Севастополе.
Например, зампредседателя транспортного комитета Госдумы РФ Сергей Шишкарев не упускает ни одного случая, чтобы раскритиковать западный крен внешней политики Украины и призвать севастопольцев настоять на продлении аренды базы после 2017 года. "В случае перевода Черноморского флота из Севастополя в системе безопасности Украины образуется громадная брешь, заделать которую в обозримом будущем не удастся, - заявил он на очередном праздновании Дня создания ЧФ в Севастополе. - Те украинские политики, которые полагают, что они радеют об интересах Украины, когда подталкивают наш флот к уходу, должны понять, что на самом деле это работа против собственного государства. В регионе достаточно держав, которые не прочь захватить Севастополь, а вместе с ним и контроль над всеми морскими коммуникациями Украины. На Черном море мир, пока в Севастополе российские черноморцы".
Причины такого неравнодушия российского парламентария к проблемам Севастополя становятся понятны, если учесть, что он является совладельцем транспортно-экспедиторского холдинга "Дело", который зарабатывает на обслуживании грузопотоков в Новороссийске. Эта же компания является акционером ОАО "Новороссийский морской торговый порт", а сейчас совместно с НМТП реализует проект развития контейнерного терминала.
Не в восторге от идеи перебазирования ЧФ России в Новороссийск и нефтяное лобби. Здесь пролегает стратегический нефте¬провод Каспийского трубопроводного консорциума (он выходит к морю всего в нескольких километрах от военных причалов). Для обслуживания этого маршрута транспортировки каспийской нефти акционеры консорциума (правительства России и Казахстана, компании Chevron, "BP", "ЛУКОЙЛ" и др.) планируют строительство мощного танкерного флота. Как эти танкеры будут разминаться с ракетными крейсерами - вопрос, которого до сих пытаются избегать авторы этого проекта. Впрочем, этих опасений у них становится все меньше по мере того, как Россию поражает финансовый кризис.
Проект без денег
С начала 2009 года Россия прекратила финансирование строительства новой военно-морской базы в Новороссийске. Об этом в конце марта объявил начальник 414-го управления спецработ Спецстроя России полковник Александр Кравченко, который руководит строительством базы с 2006 года. По его словам, в 2009 году в бухте планировалось возвести шесть секций мола, который должен был защищать корабли от зимних штормов. Но, по словам Кравченко, план работ уже сорван. Его управлению просто не на что закупить стройматериалы и нанять дополнительных рабочих. В ходе этого скандала выяснилось, что Минобороны не выполнило и финансовых обязательств перед городскими властями Новороссийска. До сих пор не обеспечены жильем даже те офицеры военно-морской базы, которые уже несут службу в Новороссийске. Не хватает квартир для местных пограничников и военнослужащих из воздушно-десантной дивизии (в городе на одном из новых пирсов сегодня уже базируется десантный корабль "Саратов").
Для полномасштабного продолжения строительства новой базы России необходимо ежегодно тратить около $1 млрд - соответствующая цифра содержится в целевой госпрограмме "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005-2020 годах". Похоже, в условиях сокращения мирового потребления газа в Европе и уменьшения валютных доходов Москва себе этого позволить уже не может. Правда, уже упомянутая специфика российской политики практически исключает, чтобы это признали публично. На деле это выразилось в новой серии заявлений кремлевских идеологов о том, что Черноморский флот из Севастополя в 2017 году может и не уйти.
Один из ближайших советников премьер-министра РФ Владимира Путина депутат Госдумы Сергей Марков посетил Севастополь на минувших майских праздниках и поделился с местной прессой весьма радикальными рассуждениями: "Севастополь является символом существования России как глобальной мировой державы, символом пребывания российского флота в акватории мирового океана, в частности, в Средиземном море, где сосредоточены важнейшие узлы конфликтов. Россия не планирует отказываться от статуса великой державы и в связи с этим не планирует отказываться от океанского флота. Россия не планирует уходить из Севастополя". Отметим, что в прошлом году с г-на Маркова был снят статус персоны нон-грата в Украине.
В поисках базы
Рискнем предположить, что причиной финансового голода, который переживает проект строительства военно-морской базы в Новороссийске, является не только дефицит средств в казне, но и постепенное осознание отсутствия какой-либо альтернативы Севастополю для Черноморского флота. Даже если учесть, что Черноморский флот разместится не только в Цемесской бухте, но и в Геленджике (город-курорт) и Темрюке (город - торговый порт), новые базы смогут принять лишь относительно небольшие корабли третьего-четвертого рангов. Сейчас в составе Черноморского Флота около восьми больших кораблей первого-второго рангов (крейсеров и т. д.), а также крупные вспомогательные суда.
Причем именно эти корабли чаще всего выполняют "политически важные" задачи в Средиземном море и океанах. Флот вряд ли откажется от крупных кораблей в ближайшие десятилетия (см. блиц-интервью Владимира Комоедова). Даже при адекватных ассигнованиях, новороссийские причалы получат лишь минимально необходимые сооружения и инфраструктуру и смогут принять 20-30 небольших кораблей. Для сравнения, ЧФ в Украине сейчас насчитывает около 140 плавединиц, в т.ч. длинные глубокосидящие корабли вроде флагманского крейсера "Москва". Куда девать "лишние" корабли?
В последние годы муссируется вопрос возвращения ЧФ в порты за пределами России, которые он использовал во время холодной войны - Тартус (Сирия) и Сокотра (Йемен). Однако за каждой такой пропагандистской новостью следовали разъяснения Минобороны РФ о том, что все эти пункты базирования могут сыграть лишь вспомогательную роль - притом, что их использование требует длительной и затратной "подготовки". Это касается и портов непризнанной Абхазии, которая сейчас контролируется российскими военными. В минувшем январе три бывших командующих Черноморским флотом РФ Игорь Касатонов, Виктор Крав¬ченко и Владимир Комоедов сделали совместное заявление, в котором заявили, что "заменой Севастополю все тропические порты вместе физически не станут".
Украина наблюдает
В Киеве сложности Москвы с перебазированием Черноморского флота, похоже, также прекрасно осознают. Украинское военное ведомство инициировало создание совместной комиссии с Минобороны РФ, чтобы составить график вывода российских кораблей из Севастополя до 28 мая 2017 года. Россия эту инициативу проигнорировала. "Российская сторона не желает говорить о подготовке к выведению Черноморского флота РФ с территории Украины. В Севастополе осуществляется искусственное нагнетание ситуации вокруг необходимости выведения Черноморского флота", - прокомментировал ситуацию министр обороны Украины Юрий Ехануров. И тут же добавил, что Украина будет настаивать на соблюдении договора, заключенного в 1997 году. На необходимости обсуждения графика вывода ЧФ России настаивает и президент Виктор Ющенко:
"Надеюсь, что российская сторона будет соблюдать свои обязательства по этому договору. Мы, со своей стороны, гарантируем выполнение своих обязательств".
Но, исходя из даты 2017 года, сегодня более актуальны заявления кандидатов в президенты, которые предположительно будут главнокомандующими через 8 лет. Виктор Янукович, Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк - главные участники президентской гонки - пока крайне осторожны в своих высказываниях относительно перспектив вывода российского флота из Севастополя. Комментируя возможность продления срока пребывания ЧФ РФ на территории Украины, Виктор Янукович отмечает, что "такие вопросы решаются только за столом переговоров и только в условиях, когда это взаимовыгодно с двух сторон". И тут же дает понять, что все дело в цене: "Все, что касается решения этого вопроса, надо рассматривать в контексте решения и других вопросов... Если мы найдем такой пакет взаимовыгодным, на это (продление пребывания ЧФ России в Севастополе – ред.) нужно будет идти". Готовность обсуждать этот вопрос за столом переговоров демонстрирует и Юлия Тимошенко.
"Я ни при каких обстоятельствах, ни под каким давлением СНБО, ни при каком давлении президента не дам создать конфликт вокруг Черноморского флота для того, чтобы это стало основой разворачивания абсолютно нежелательных сценариев по целостности территории Украины".
Поторгуемся?
К счастью, и российские, и украинские специалисты, опрошенные "ВД", на 100% исключают сценарий войны между Украиной и Россией 2017 году. Силовое противостояние стало бы настоящей трагедией и надломом для ментальности славян обоих государств. В Москве, похоже, прекрасно понимают, что для сохранения военно-морской базы в Севастополе нужно сделать Украине предложение, от которого невозможно отказаться. Официально такие планы еще минувшей осенью озвучил министр обороны РФ Анатолий Сердюков: "Мы хотели бы, чтобы Черноморский флот остался в Севастополе и после истечения в 2017 году срока действия соответствующего договора с Украиной. Для этого мы можем представить комплекс предложений, которые были бы выгодны обеим странам и касались как арендной платы за базу в Севастополе, так и развития социальной инфраструктуры, сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса, судостроения и других областях".
Зампредседателя Комитета ВР по вопросам национальной безопасности Сергей Гриневецкий (Блок Литвина) считает, что самое время сформулировать набор условий, при которых Киев согласился бы на продление пребывания российских моряков в Севастополе после 2017 года. На его взгляд, кроме экономических требований, сюда могут войти и совместные инициативы о создании новой системы общеевропейской безопасности. "Москва теперь будет делать все для сохранения своего военного присутствия в Крыму", - считает Гриневецкий. Первый зампредседателя Севастопольской горгосадминистрации Владимир Казарин считает, что среди требований Украины может быть и улучшение инфраструктуры города, в котором базируется флот.
На его взгляд, компромиссу могут помешать традиционные экономические войны, которые сопровождаются взаимными политическими выпадами: "ЧФ может остаться здесь только при одном условии: если Украина этого захочет. Значит, Украину надо убедить - а для этого полностью перестроить политику России". Любопытную формулу компромисса предлагает эксперт Центра Разумкова Алексей Мельник. Он считает вполне реальной идею демилитаризации Черного моря - как региона, не имеющего военно-стратегического значения. В результате должны исчезнуть и Черноморский флот как источник проблемы, и грозные эскадры НАТО, повод волнений Москвы.
Как бы там ни было, очевидно, что благодаря безвыходной ситуации, в которой оказалась Россия в связи с отсутствием достойной базы для военного флота в Черном море, Украина получает уникальный шанс одним махом решить множество проблем в отношениях с восточным соседом. Здесь и цена газа, и зона свободной торговли, и крупные судостроительные заказы. Но главное, что Киев сможет перейти к формульной цене арендной платы за пребывание россиян в Севастополе. Потому-то нынешние $100 млн в год, которые платит Россия за уникальную военно-морскую базу, - больше похожи на благотворительность со стороны Украины. Арендная плата должна быть настолько большой, чтобы две трети парламента согласились внести изменения в Конституцию Украины, где, как известно, наличие постоянных военных баз иностранных государств запрещено.
Владимир Комоедов: "Не представляю себе руководителя РФ или Украины, который примет на себя решение вывести ЧФ из Севастополя"
Депутат Госдумы РФ, aдмирал-коммунист, с 1998 по 2002 гг. командовавший Черноморским флотом, не только призывает восстановить глобальную военную мощь России, но и критикует оборонную политику своей страны, проливая свет на нюансы тамошней военно-морской кухни. Г-н Комоедов привел для "ВД" не только идеологические, но и профессиональные аргументы, представляющие вывод ЧФ России из Украины нереальным.
Будет ли, на ваш взгляд, продлено пребывание ЧФ на территории Украины после 2017 г.?
- Думаю, будет. Причем, никто ни на кого давить не станет: славяне договорятся.
На каких условиях возможно достижение таких договоренностей?
- Путь открывания-закрывания газового крана явно не подойдет. Нам надо искать компромисс вместе. Я не представляю руководителя РФ или Украины, который примет на себя решение вывести ЧФ из Севастополя. Его проклянут навеки - как с той, так и с другой стороны.
В Новороссийске сейчас расширяется военно-морская база. Выведенный из Украины ЧФ сможет там базироваться?
- Это очень проблематично. База расширяется, но только чтобы минимально зацепиться за берег. Там со времен войны все было отдано гражданским. А флот - это, помимо кораблей, еще и большущий "обоз": боеприпасы (в т.ч. ракеты разного калибра), топливо, продовольствие. Они должны где-то безопасно храниться, проходить подготовку и подаваться на корабли.
Такая инфраструктура создается в Новороссийске?
- Только частично.
Потеснят ли новороссийский торговый порт ради выведения ЧФ из Украины в Новороссийск?
- Конечно, нет! Торговым портом не пожертвуют. Россия, после СССР, осталась с одним большим портом в южном направлении. Этот порт необходимо расширять, увеличивать глубины и т.д. Через него проходят важные грузы - нефть, продукция химической промышленности.
Возможно, у России есть на примете другие места для размещения военно-морской базы, помимо Новороссийска?
- Нет таких мест. Туапсе - небольшой и с вредным природным явлением "тягун" (резонансные волновые колебания воды, которые приводят к потере управляемости кораблем – ред.). В самом Новороссийске - бора, приводящая к обледенению и переворачиванию кораблей. В районе Темрюка - мелковато. Геленджик и Сочи - курорты, и места там для флота, по сути, нет.
А в Абхазии возможно базирование?
- Вряд ли. Не для того они завоевали свободу от Грузии, чтобы там сразу поселился российский флот.
Возможно ли на ЧФ сокращение крупных кораблей, и сможет ли такой небольшой флот базироваться на территории России?
- Большие корабли, которые имеются на флоте, прослужат еще лет 15. А старый конь, как известно, борозды не портит, хотя для таких судов важна ремонтная база. Она может появиться на одном из севастопольских заводов: один россиянин получил акции, но пока его туда не пускают (контрольный пакет акций ЗАО "Севморзавод" принадлежит Константину Григоришину - прим. "ВД"). Маленькие корабли действительно важны для Черного моря. Но есть и другие задачи флота, в т.ч. поддержание оперативного контроля на Средиземном море в интересах России или группы стран, включая Украину.
Сергей Близнюков: "Россия не готова выводить Черноморский Флот из Севастополя"
Советник министра обороны Украины, контрадмирал Близнюков входит в украинско-российскую межправительственную комиссию, работая над вопросом базирования ЧФ еще с 90-х. "ВД" выслушала его неожиданно беспристрастные суждения по столь политизированной теме.
Готовится ли Россия, по вашим данным, к выводу ЧФ из Украины?
- Нет, я не могу так расценивать действия россиян. Им физически трудно это делать. Россия не готова выводить Черноморский Флот из Севастополя, даже если бы было политическое решение о выводе. Но ни один из политиков России сейчас не примет такое решение, чтобы не вызвать на себя огонь обвинений в сдаче национальных интересов.
Сколько мог бы продлиться вывод ЧФ из Украины?
- Если поднять вопрос о выводе за год до истечения срока базирования, как сказано в соглашении, - на вывод понадобится не менее 5 лет. Кстати, после распада СССР только сами переговоры о выводе российских войск из Прибалтики длились почти три года.
Вы заявляли о невозможности перебазирования флота в Новороссийск. Почему?
- Там важнейший порт, вся инфраструктура в нем приспособлена именно для торговых, а не военных целей. Например, крейсер "Москва", в случае вывода из Украины, займет в Новороссийске половину всего причального фронта. Сейчас в Севастополе ЧФ использует до 250 стояночных мест, а во всем Новорос¬сийске этих мест намного меньше.
Реально ли строительство новой базы ЧФ в какой-нибудь удобной бухте? - Удобных бухт на Черном море больше нет! Самая удобная - севастопольская. Россия предполагала строить новую базу на одном из озер возле Керченского пролива. Но этот план предполагал огромный объем дноуглубительных работ, и от него отказались.
Заявления России о создании баз в Сирии и Абхазии - это серьезно с военно-морской точки зрения?
- Это политический блеф. В Тартусе (Сирия) был пункт передового базирования Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Юриди¬чески договоренность с Сирией об его использовании сохраняется, там можно воссоздать условия для пополнения запасов, мелкого ремонта, отдыха личного состава. Но это никак не военно-морская база. В Тартусе исключено наличие гарнизона, проживание военнослужащих с семьями и т. д. В портах Грузии есть условия только для махоньких корабликов третьего ранга.
Российская сторона заявляла, что готова предложить Украине выгодные условия для продления договора о базировании ЧФ…
- Нет таких "выгодных условий"! Прежде всего для рассмотрения таких условий Украина должна изменить собственную Конституцию, где о кораблях ЧФ России написано: "Тимчасово перебувають на території України".
Сергей Сыроватка, Алексей Панченко
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас