Голая выдумка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Голая выдумка

Казна и Политика
711
Пища для размышлений
Согласно отчету Киевской городской государственной администрации (КГГА) за январь - март 2009 г., доходы города (без учета районов) составили 2,64 млрд грн., расходы - 2,55 млрд грн. Таким образом, бюджет пока выполняется с профицитом в 100 млн грн. При этом как доходная, так и расходная части бюджета столицы выполнены лишь на 13% от годового плана. Чтобы годовой бюджет был выполнен полностью, квартальные показатели должны составлять 20-25%. Любопытно, что по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. доходы бюджета столицы на 600 млн грн. меньше (2,6 млрд грн. против 3,2 млрд грн.), а вот расходы - лишь на 100 млн грн. (2,6 млрд грн. против 2,5 млрд грн.).
Несмотря на снижение по сравнению с прошлым годом общей суммы поступлений в горбюджет, в основной фонд столичной казны поступило всего на 30 млн грн. меньше, чем в январе - марте 2008 г. (не стоит забывать, что бюджет 2008 г. превышал бюджет нынешнего года на 5 млрд грн.). А поступления по основной статье доходов - налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - и вовсе увеличились на 20 млн грн. А ведь накануне принятия горбюджета многие эксперты предрекали в связи с экономическим кризисом существенное уменьшение поступлений в первую очередь по этой статье.
Сохранение размера поступлений от НДФЛ на уровне прошлого года объясняется, как это ни удивительно, ростом средней заработной платы в столице. Согласно данным Госкомстата, в январе - марте 2009 г. она составляла 2800-2900 грн. (в январе - марте 2008 г. - 2600-2700 грн.). “По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество рабочих мест уменьшилось, однако зарплата в отдельных секторах экономики увеличилась. В первую очередь речь идет о транспортной отрасли и финансовом секторе, размеры зарплаты в торговле и строительстве пока не изменяются”, - сказала Лариса Лисогор, руководитель департамента развития человека Института демографии и социологии НАН Украины.
По ее мнению, в отличие от начала прошлого года, сейчас рассчитывать на дальнейший рост средней заработной платы не приходится, следовательно, не стоит рассчитывать и на увеличение поступлений от НДФЛ в горбюджет. Так что прогнозы скептиков вполне могут осуществиться. В целом, с налоговыми поступлениями дела обстоят пока относительно неплохо, а вот вторая по размеру статья доходов основного фонда бюджета - поступления от собственности и предпринимательской деятельности - провалена вчистую. За первые три месяца текущего года в казну поступило всего 24 млн грн. из 2,8 млрд грн., запланированных на 2009 г. (0,6%). Основную часть средств по этой статье должны были составить “иные поступления”, но что именно главное финансовое управление подразумевает под этой формулировкой - непонятно.
По мнению Александра Сергиенко, директора аналитическо-исследовательского центра “Институт города”, изначально в мэрии рассчитывали, что по этой статье пойдут деньги от новых сборов, распоряжение о введении которых в начале года подписал мэр. “Но поскольку инициатива с введением новых сборов провалилась, заявленные в этой статье средства просто неоткуда взять”, - говорит Сергиенко.
С начала года не выполняется и план по доходам специального фонда горбюджета. Основная статья поступлений спецфонда - продажа земли и нематериальных активов - выполнена всего на 6%. Собрано 109 млн грн. из запланированных 1,8 млрд грн. В нынешних экономических условиях это неудивительно. Однако непонятно, на что рассчитывала мэрия, закладывая в бюджете план поступлений от приватизации всего на 100 млн грн. меньше прошлогоднего (в прошлом году от приватизации выручили немногим меньше половины запланированной суммы).
Недопоступление денег в бюджет незамедлительно сказалось на выполнении расходной части бюджета. Практически половину всех расходов города в январе - марте составили отчисления в госбюджет - 1,1 млрд грн. из 2,5 млрд грн. Оставшиеся средства практически в полном объеме город направил на финансирование текущих расходов (1,1 млрд грн. из 1,4 млрд грн. запланированных). В то же время финансирование практически всех капитальных расходов даже не начиналось. Среди немногих статей расходов, финансирование которых в I квартале 2009 г. превышало прошлогодний показатель, - медицина, образование и государственное управление.
Финансирование строительства, ЖКХ и транспорта фактически не начиналось. Так, на завершение строительства трех станций Куреневско-Красноармейской линии Киевского метрополитена было выделено всего 40 млн грн. На завершение работ по реконструкции Московской площади - 2 млн грн., что составляет 1% требуемой суммы. В КГГА уверяют, что на финансирование развития инфраструктуры денег в этом году нет. “Реально Московская площадь не финансировалась. Хотя работы не прекращены, мы просим строителей продолжать строить и записываем это в долг”, - сказал Анатолий Голубченко, первый заместитель главы КГГА.
В мэрии не скрывают, что рассчитывают на финансирование инфраструктуры со стороны правительства. Закончить строительство перечисленных выше станций метро надеются за счет субвенции из госбюджета на выполнение функций столицы. Логика мэрии проста - если в этом году город перечисляет госбюджету рекордную сумму средств, то правительство должно помочь со строительством, особенно в свете подготовки столицы к Евро-2012. В то же время городское начальство легко позволяет себе потратить на мероприятия, посвященные празднованию Дня Победы, 186 млн грн. Этой суммы вполне хватило бы на окончание работ по реконструкции той же Московской площади.
Видимо, в КГГА понимают, что одной только помощью Кабмина не обойтись. Так, в конце апреля главное финансовое управление сообщило, что в ближайшее время проведет консультации с Нацбанком, после чего будет определен банк, который предоставит КГГА кредит на 300 млн грн. Напомним, что в начале апреля город привлек кредит в размере 900 млн грн. для погашения задолженности перед АК “Киевэнерго”. По словам Анатолия Голубченко, КГГА ведет переговоры с некой японской компанией о возможности получения кредита сроком на 20 лет для реконструкции Бортнической станции аэрации со строительством ило­сжигающего завода. В ноябре прошлого года было утверждено технико-экономическое обоснование реконструкции станции, согласно которому ориентировочная стоимость работ составляет EUR420 млн, а сроки реализации проекта - 2009-2014 гг. Оппозиция уже обвинила киевские власти в том, что они толкают Киев в долговую яму.
Так, по информации Дмитрия Андриевского, депутата Киевсовета от Блока Кличко, помимо прочего, КГГА рассматривает возможность привлечения кредита в размере 1,2 млрд грн. на покрытие “кассового разрыва” бюджета. “Этот термин они выдумали для прикрытия. Под этими “кассовыми разрывами” прячется страшный дефицит денег - нечем платить в апреле и мае зарплату”, - говорит Дмитрий Андриевский.
Тарифная проблема
Очевидно, к мерам по оптимизации расходов столицы относится и распоряжение КГГА о повышении с 1 июня текущего года тарифов практически на все виды коммунальных услуг в 2 раза. Весь апрель мэрия “воевала” с Президентом Украины Виктором Ющенко, который своим распоряжением инициативу КГГА ветировал, и в конце концов добилась своего. 27 апреля заместитель главы Секретариата Президента Роман Безсмертный заявил о том, что “коммунальные тарифы должны быть экономически обоснованными” и призвал региональных руководителей вести соответствующую работу. Однако даже двукратное повышение тарифов не спасет столичные власти от необходимости компенсировать убытки коммунальным предприятиям, в первую очередь АК “Киевэнерго”.
По информации, которую предоставил Михаил Уткин, финансовый директор АК “Киевэнерго”, новые тарифы покроют себестоимость производства тепла для бюджетных организаций и коммерческих предприятий на 79%, для ЖЭО - на 80%. “Но в этих расчетах не учтен ряд моментов. Прежде всего - рентабельность энергокомпании, которая по закону должна составлять от 3% до 12%. Выплаты процентов по кредитам, которые “Киевэнерго” получала для реализации совместной с КГГА городской программы развития тепловых сетей Киева, а также отчисления на реализацию инвестиционной программы”, - сказал Уткин. При этом задолженность столицы перед АК “Киевэнерго” по компенсации разницы между себестоимостью тепловой энергии и действующими тарифами растет астрономическими темпами. Так, на 1 апреля 2009 г. общая сумма долга столицы перед компанией составляла 988 млн грн. В то же время в “Киевэнерго” уже подсчитали, что даже с учетом введения новой ставки тарифов мэрия в 2009 г. должна будет компенсировать компании 1,334 млрд грн. Полный объем задолженности с учетом долгов прошлых лет по итогам нынешнего года составит 1,824 млрд грн.!
Оппозиция и эксперты уже подсчитывают, сколько миллиардов гривень не хватит столичным властям в этом году. Называются цифры от 4 млрд грн. до 10 млрд грн. В такой ситуации столичной команде можно посоветовать немедленно провести секвестр нынешнего варианта бюджета. Благо статей, которые можно безболезненно “срезать”, в нынешней финансовой смете Киева хватает.
Максим Каменев
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас