Деньги и репутация — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Деньги и репутация

Казна и Политика
680
Кризис подрывает не только экономику, но и позиции тех, кто стоит у власти. Неоспоримое доказательство тому - прошедшие в конце марта выборы в органы местной власти Турции. Бездействие и обнадеживающие заявления правящей Партии справедливости и развития (ПСР) о том, что «рецессия делает дугу вокруг Турции», привели к тому, что находящиеся семь лет у власти консерваторы-исламисты получили лишь 39% голосов избирателей. И хотя они намного опередили оппозицию, падение их популярности налицо, поскольку еще в 2007 году на парламентских выборах за ПСР проголосовало 47% турок. Повторить успех двухлетней давности правящей партии премьера Эрдогана помешал кризис, отразившийся на жителях страны.
Сегодня турок пугает не столько то, что уже произошло, сколько то, что может произойти в будущем. А впереди Турцию ждет далеко не экономическое процветание, ставшее уже привычным. Учитывая, что на протяжении семи лет рост экономики составлял 7% ежегодно, в IV квартале 2008 года страна пережила спад на 6,2%. В результате годовой рост составил всего 1,1%. И если раньше правительство Турции ожидало, что в 2009 году экономика страны вырастет на 4%, то теперь прогнозирует «охлаждение» на уровне 3,6% (что соответствует рыночному прогнозу).
Этому способствует все - и спад промышленного производства (на 23,7%, по данным за февраль), и сокращение экспорта (на 35% в марте), и уменьшение притока инвестиций (на треть по прогнозам на 2009 год), и падение внутреннего спроса (седьмой месяц подряд). Растущая безработица в результате массовых увольнений (на сегодня она достигла четырехлетнего максимума) лишь усиливает социально-политическое напряжение в стране и оказывает негативное давление на экономику.
Ожидается, что к середине года безработными окажутся 15% экономически активного населения страны. К тому же значительно снизятся доходы в такой важной для турецкой экономики отрасли, как туристический сектор. Очевидно, что в этом году уменьшится поток туристов из европейских стран и России, вступивших в фазу экономического спада.
Договор о помощи
Падающий политический рейтинг, плачевная экономическая ситуация и еще более мрачные экономические прогнозы заставили наконец правительство Турции перестать делать вид, что чужая помощь ему не нужна, и возобновить переговоры с МВФ по привлечению кредита. Причем не просто кредита, а кредита, превышающего допустимый размер. Квота Турции в МВФ сегодня составляет SDR 1,2 млрд. (около $2 млрд.), а обычный краткосрочный кредит Фонда не должен превышать пятикратного размера квоты.
Еще в январе Турция и МВФ прервали переговоры по займу из-за споров по поводу сокращения госрасходов и налоговой политики. Но весной Анкара вновь вспомнила о Фонде, и МВФ предложил стране почти вдвое больше, чем положено - $19 млрд. Однако правительству Реджепа Тайипа Эрдогана и этого оказалось мало - оно замахнулось на сумму в $40 млрд.
И после недавнего визита президента США Барака Обамы МВФ согласился повысить размер займа. Теперь речь уже идет о $45 млрд. на три года. По-видимому, турецкая экономика действительно находится в бедственном положении. «Потребность в столь значительных объемах внешнего финансирования свидетельствует о назревании в Турции серьезных экономических проблем, несмотря на то, что в последние годы турецкая экономика демонстрировала неплохие макроэкономические показатели», - считает Ирина Свистунова, эксперт российского Института Ближнего Востока.
Правда, отношение к заимствованию средств у МВФ в Турции двойственное. С одной стороны, крупный бизнес и пресса обвиняют Эрдогана в популизме и в том, что он намеренно затягивал переговоры с МВФ, называя условия Фонда неприемлемыми, чтобы не увеличивать внешний долг накануне выборов в органы местного само-управления. Если бы не это, полагают многие турки, производство можно было бы спасти от спада, а турецких работников - от массовых увольнений. С другой стороны, малый и средний бизнес опасается негативных последствий этого договора, в особенности укрепления лиры, что разрушит его конкурентные преимущества в международной торговле.
Тем не менее кредит таки будет привлечен, вопрос только в том, когда именно. Для Фонда очень важно, чтобы Анкара выполняла требования ЕС по бюджетной дисциплине. Однако с этим у правительства есть некоторые проблемы. В бюджет на 2009 год заложены доходы в 248,8 млрд. турецких лир ($156,0 млрд.) и расходы в 262 млрд. 218 млн. лир ($163,4 млрд.). Соответственно, бюджетный дефицит на уровне 13 млрд. 459 млн. лир ($7,4 млрд.) не вписывается в 3%-ный лимит Евросоюза.
Но это в теории, а на практике правительство не впишется даже в запланированные $7,4 млрд. За первые два месяца с начала года разрыв в государственной смете уже составил порядка 7,2 млрд. лир ($4,5 млрд.), то есть две трети суммы, отведенной на весь год. В результате правительство было вынуждено увеличить прогноз бюджетного дефицита до 48 млрд. лир ($29,9 млрд.).
Собственные силы
Кроме того, МВФ наверняка заинтересован и в том, какую именно антикризисную политику намерен вести Эрдоган. На сегодняшний день власти делают акцент на фискальных инструментах без увеличения государственных расходов.
13 марта правительство утвердило стимулирующий пакет стоимостью 5,5 млрд. лир ($3,2 млрд.). Среди принятых инициатив - снижение налога на частное потребление для автомобилей (с 37 до 18% для авто с двигателями до 1600 куб. см и с 60 до 40% для авто с двигателями 1600-2000 куб. см), а также полная его отмена на бытовую технику. Кроме того, НДС на квартиры размером более 150 кв. м сокращается с 18 до 8%. Правда, такие квартиры составляют лишь 5% жилой недвижимости в Турции, а значит, эффект от этой меры будет не особо сильным. Правительство выделит также 500 млн. лир ($296 млн.) Эксимбанку - государственному финучреждению для поддержки экспортеров.
Однако на радикальные меры, которые предлагал ранее министр финансов Кемаль Унакытан, правительство, похоже, идти не решилось. В частности, Унакытан говорил об отмене налога на доходы, полученные турецкими гражданами и организациями за рубежом, что позволило бы увеличить приток денежных средств в Турцию, а также налога на биржевые операции с ценными бумагами для турецких инвесторов. Правительство изначально намеревалось также поощрять компании, столкнувшиеся с финансовыми проблемами, к слиянию с более успешными компаниями. Для этого власти собирались облегчить налоговое бремя для новой, объединенной фирмы сроком на год-два. Возможно, все эти меры будут приняты, если Эрдоган договорится-таки о финансировании с МВФ. А он, по всей видимости, будет очень стараться это сделать, иначе репутация популярного премьера будет разрушена, а следующие парламентские выборы станут последними в его политической карьере.
Елена Снежко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас