Как нада — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Как нада

Казна и Политика
1362
Благодаря консервативной политике банков, жесткому государственному регулированию в финансовой сфере и социально ориентированной фискальной политике Канада почти не ощущает влияния кризиса.
Хорошие новости
На фоне потока неутешительных новостей с мировых финансовых и экономических фронтов известия о том, что в некоторых странах ситуация, несмотря ни на что, далека от катастрофической, почти незаметны. Тем ценнее узнать, что, например, Канада борется с кризисом во многом эффективнее, чем другие страны "большой двадцатки". Будучи одной из самых богатых стран мира, Канада ведет активную торговлю со многими государствами.
Неразрывно связана она с крупнейшим торговым партнером - США (76% канадского экспорта и 65% импорта приходятся на США). Уже один этот факт сулит экономические проблемы: южный сосед обязательно потащит за собой на дно всех, кто зависел от его спроса. И тем более удивительно то, что признаки экономического спада в Канаде минимальны: рецессия там наступила позже, чем во всех остальных развитых странах, и прогнозируемый показатель падения экономики составляет всего 1,6% (по сравнению с 2,4% в США или 2,8% - в Великобритании). А банки (с которых все и началось во всех остальных странах) и вовсе продолжают приносить прибыль!
Осенью прошлого года эксперты Всемирного экономического форума признали канадскую банковскую систему самой здоровой в мире. За Канадой в этом списке следуют Швеция, Люксембург, Дания и Австралия; а вот США и Великобритания "провалились" из первого сразу в пятый десяток. Больше всего обозревателей удивляет именно то, что ни один канадский банк пока не испытывает каких-либо неудобств, обусловленных финансовым кризисом, и не требует помощи от налогоплательщиков. После стремительного пике американских финучреждений канадские банки остались самыми стабильными и хорошо капитализированными в мире. Да и страховые компании в этой стране пребывают в относительно добром здравии.
С начала ипотечного кризиса, стартовавшего летом 2007 г., "большая пятерка" канадских банков заработала в общей сложности $18,9 млрд. Примерно за это же время крупнейшие американские банки потеряли более $37 млрд - при этом многие просто-напросто не дожили до 2009 г. В Великобритании ситуация аналогична американской, и в обеих странах правительства закачивают в банки невообразимые суммы. В Оттаве же только запустили программу выкупа у банков застрахованных ипотек на 125 млрд канадских долларов. Да и это было сделано, скорее, для того, чтобы банки могли продолжать конкурировать на равных с иностранными финучреждениями, накачанными государственными денежками под завязку.
"Канадские банки по-прежнему на две головы выше остальных по показателю платежеспособности и другим показателям, но государство не может оставаться бездеятельным в то время, как все другие государства активно поддерживают свои финансовые учреждения", - комментирует внедрение программы Нэнси Хьюз Энтони, возглавляющая Ассоциацию канадских банкиров.
Политики и эксперты солидарны: благодарить нужно традиционно консервативную политику канадских банков в годы, предшествовавшие кризису. Во время мирового финансового бума их не раз упрекали в излишней осторожности и нерешительности, но сейчас банковская система Канады дождалась похвал из уст самого президента США Барака Обамы, а правительство Ирландии даже намеревается перестроить свой финансовый рынок по канадскому образцу. Канадские банки вели себя более осмотрительно во всех вопросах: от выдачи кредитов до объемов финансовых резервов и политики поглощений. В пресловутой ипотечной сфере канадские финучреждения давали в долг намного менее охотно, чем американские. Размеры премий, "осваиваемых" канадскими банкирами, скромнее, чем в США и Великобритании - по крайней мере, подобных скандалов там пока не было.
Впрочем, консерватизмом отличаются в Канаде не только банки, но и домохозяйства. "Преобладает более сбалансированный культурный подход к потреблению и сбережениям, чем в нашей стране", - признает бывший управляющий JPMorgan Chase & Co. Чарльз Даллара, сейчас возглавляющий Институт международных финансов в Вашингтоне.
Если же банки проявляли склонность к более агрессивной политике, их вовремя останавливала жесткая регуляторная система. В отличие от США, все канадские банки, трастовые и кредитные учреждения, страховые компании и другие финансовыеучреждения подчиняются сильному государственному регулятору - Офису суперинтенданта финансовых учреждений. Закон "притесняет" не только банкиров, но и заемщиков: канадцам сложнее уйти от выплаты ипотеки, поскольку банк может изъять кроме самого жилья и другие активы. Жесткий надзор за деятельностью кредитных учреждений не следует отождествлять с попытками государства управлять банками, предпринимаемыми как раз в тех странах, которые ранее давали своим банкирам слишком много свободы.
Баланс и гармония
Другая особенность канадской экономики, предотвратившая крах, - это жесткая бюджетная политика, принятая после рецессии 1990-1991 гг. Почти 20 лет Канада живет при бездефицитном бюджете, последовательно сокращая чис¬тый государственный долг. Ныне он составляет около 20% ВВП, что очень мало, если сравнить с долгами других стран "большой семерки". Впрочем, до сих пор 19 центов из каждого доллара, собранного в виде налогов, идут на обслуживание долга, и сократить его - одна из ближайших задач правительства.
Традиции предыдущей правящей Либеральной партии, предписывающие иметь про запас не менее $2,4 млрд бюджетного профицита, были нарушены только в этом фискальном году: дефицит федерального бюджета составит 2,4% ВВП. Канадский премьер Стивен Харпер не сдержал предвыборного обещания не допустить появления дыр в бюджете. В свое оправдание он напоминает о бушующем вокруг кризисе и обещает, что с дефицитом будет покончено, как только экономика восстановится.
Многие в Канаде считают, что дефицита можно было бы избежать, если бы правящая Консервативная партия не начала резко снижать налоги, как только пришла к власти в 2006 г. В результате ставка налога на прибыль корпораций в Канаде на 10 пунктов ниже, чем в США, но в бюджете образовалась дыра. Так или иначе, скорее всего, эту политику все равно придется свернуть: государству понадобятся деньги для реализации программы экономического стимулирования, принятой парламентом. Уже сегодня правительству г-на Харпера приходится отходить от своих традиционных установок: со снижением ставки подоходного налога было решено повременить (но в ближайшие два года ее все же планируют снизить), резко уменьшена была только ставка НДС.
Стимуляционный пакет обойдется налогоплательщикам в этом году примерно в 30 млрд канадских долларов (около $24 млрд), или 1,9% ВВП. Характерно, что на веб-сайте министерства финансов Канады размещено детальное объяснение, какая часть пакета на что именно будет направлена. О такой прозрачности могут только мечтать налогоплательщики к югу от Великих озер, не говоря уже о тех, кто живет на берегах Днепра.
Около 12 млрд канадских долларов из выделенной суммы пойдут на развитие инфраструктуры. Субъекты федерации потратят их на строительство мостов, дорог, пограничных переходов, линий широкополосного интернета, на обновление технологической базы системы здравоохранения. 7,8 млрд долларов запланировано на стимулирование жилищного строительства, повышение качества жилья и внедрение энергосберегающих технологий. Кроме того, населению и муниципалитетам будут выдавать налоговые кредиты. Еще 20 млрд долларов - это деньги, которые правительство недополучит вследствие снижения подоходного налога в течение двух лет, пока будет действовать стимуляционная программа, а также замораживания уровня страховых взносов на случай безработицы.
Отдельные отрасли реального сектора экономики - автомобилестроение, лесная промышленность, альтернативная энергетика - получат стимулирование в размере 7,5 млрд долларов. А около 8,3 млрд канадских долларов направят на помощь гражданам, наиболее пострадавшим от экономического кризиса, и их переквалификацию. Все это прогнозный максимум затрат на 2009 фискальный год (начавшийся в Канаде 1 марта). В сумме получается более 30 млрд канадских долларов, но, во-первых, это не точные, а максимальные суммы, а во-вторых, учитывается небюджетная составляющая. На 2010 г. тоже составлена смета: в следующем году планируется потратить около 22 млрд долларов, или 1,4% ВВП. Таким образом, всего канадское правительство запланировало на протяжении двух лет выделить на программу экономического стимулирования около 52 млрд долларов. В апреле 2011 г. кризис, по расчетам оттавских плановиков, должен отступить.
За деньгами из федерального бюджета выстроилась целая очередь региональных администраций. Так, правительство Квебека требовало только для своей провинции более 27 млрд канадских долларов (23 млрд предполагалось пустить на строи¬тельство скоростной железной дороги Квебек - Онтарио, 4 млрд - на инфраструктуру и еще какие-то деньги нужны на помощь промышленникам). Онтарио, в свою очередь, требует от федерального центра денег на спасение автопрома - что неудивительно, учитывая огромные усилия, предпринимаемые Вашингтоном для оздоровления Детройта. Если Канада не предпримет аналогичные шаги, автомобильные заводы Онтарио придется закрыть.
Впрочем, есть и счастливые исключения - провинция Альберта, к примеру, собирается свой миллиардный дефицит гасить за счет собственного резервного фонда - но, очевидно, не все сумели насобирать такие большие запасы.
На этом фоне 52 млрд канадских долларов, или около $40 млрд, выглядят поистине мизерной суммой - особенно если сравнить с триллионными стимуляционными пакетами правительства Обамы. Министр финансов канады Джим Флаэрти, принципиальный противник подобных экономических стимулов, не выступает против них во всеуслышание, а дипломатично докладывает, что Канада выполнила рекомендации МВФ и выделила 2% ВВП на антикризисные меры.
По мнению Чинции Альчиди, эксперта Центра европейских политических исследований, главное - это не размер антикризисного пакета, а эффект, которого от него ожидают: "Большинство антикризисных мер сегодня предусматривают активизацию инфраструктурных проектов. Это действительно самое лучшее капиталовложение, которое должно быть приоритетным".
Как и в Украине, в Канаде на экономический кризис наложился политический. Оппозиция настолько допекла премьер-министра Стивена Харпера, что тот согласился на перевыборы. Они не принесли сколько-нибудь заметных перестановок в составе правительства, но политическая атмосфера была разряжена, а экономика никак не пострадала от внеочередного волеизъявления.
Благодаря эффективной фискальной и финансовой политике, позволившей во всеоружии встретить кризис, Канада даже сейчас не намерена сворачивать иммиграционные программы.
"Да, экономический кризис нас сильно тревожит… Но мы считаем, что, с точки зрения экономического роста, было бы контрпродуктивно снизить уровень иммиграции и тем самым перекрыть приток рабочей силы в те сектора экономики, которые все еще растут…" - заявил во время своего визита в Киев министр гражданства, иммиграции и мультикультурности Канады Джейсон Кенни.
Денис Горбач
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас