Взыщи ветра в поле — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Взыщи ветра в поле

1092
Специфика
Забавная прослеживается тенденция: за последние три года количество госпредприятий в стране сократилось практически вдвое. Ежегодно в течение этого периода более 20% предприятий, госдоля в которых составляла не менее 25%, находились на различных стадиях банкротства. И это - в годы экономического подъема. А в экономически менее благоприятные годы таких предприятий может стать больше, и через пару лет в стране опять ополовинится количество объектов госсобственности. Ведь для большинства таких объектов почему-то суд выбирает процедуру ликвидации.
И дело далеко не в том, что львиная доля государственных предприятий управляется из рук вон плохо и доводится государственными менеджерами до ручки (хотя такие случаи далеко не редки), так что восстановить платежеспособность данных субъектов хоздеятельности нет никакой возможности. А в том, что ликвидация принадлежащего державе безнадежного должника выгодна этой самой державе, поскольку позволяет на вполне законных основаниях "кинуть" кредиторов, причем как частных, так и государственных (ГНАУ, Пенсионный фонд).
Збанкрутів
Согласно Закону "О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом", кредитор может обратиться в хозяйственный суд с иском о возбуждении дела о банкротстве госпредприятия, если оно на протяжении трех месяцев не погашает долг перед ним в размере не менее 300 минимальных заработных плат. По закону суд может применить в отношении такого предприятия несколько "банкротных" процедур: распоряжение имуществом должника, мировое соглашение, санация или ликвидация.
Но прежде чем подавать иск, стоит определить статус госпредприятия. Если для обычного предприятия с госдолей не менее 25% акций можно просить суд применить любую "банкротную" процедуру, предусмотренную законом, то для госпредприятия, которое внесено в список объектов, не подлежащих приватизации, установлены ограничения. Согласно ст.5 Закона "О возобновлении платежеспособности…", санация и ликвидация госпредприятия может осуществляться только после исключения предприятия из перечня, утвержденного Законом "О перечне объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации". Сделать же это можно лишь посредством внесения изменений в соответствующий закон. Поэтому, инициируя банкротство неприватизируемого госпредприятия, стоит сразу просить суд ввести процедуру либо мирового соглашения (подписание между должником и кредиторами своего рода договора о рассрочке долгов), либо распоряжения имуществом.
К тому же кредитору следует помнить, что законодательство позволяет продавать имущество госпредприятия в счет долгов (чаще всего других возможностей наскрести нужную сумму госпредприятие не имеет) только в рамках двух процедур: распоряжения имуществом и санации.
Напомним: согласно Закону "О введении моратория на принудительную реализацию имущества", активы госпредприятий и хозобществ, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25%, не могут быть отчуждены путем продажи в процессе производства дела о банкротстве на стадии ликвидации. Мораторий этот распространяется, как отмечает старший юрист компании Arzinger (г.Киев; юридические услуги; с 2002 г.; 70 чел.) Станислав Герасименко, на объекты недвижимого имущества и основные средства производства, которые обеспечивают ведение производственной деятельности предприятием-должником, а также акции (доли, паи), которые принадлежат государству в имуществе других хозяйственных обществ и переданы в уставные фонды таких предприятий-должников.
И представителям банкротящегося госпредприятия в суде (чаще всего таковыми выступают чиновники ФГИ или профильных министерств) обычно выгоднее всего ликвидировать должника: в этом случае его активы продаются на приватизационных аукционах, и вырученные деньги идут уже не на погашение задолженности, а в госбюджет как поступления от приватизации. Поэтому-то большинство банкротившихся госпредприятий ликвидировались.
А кредиторы оставались с носом… "Продажа активов по инициативе собственника в рамках процедуры распоряжения имуществом прямо действующим законодательством не запрещается", - отмечает руководитель харьковского регионального офиса юридической компании "Ильяшев и партнеры" (г.Киев; с 1997 г.; 39 чел.) Алексей Христофоров. Не запрещается также и продажа имущества в ходе санации. По этому вопросу прояснил ситуацию Конституционный Суд Украины в 2003 г., постановив, что "мораторий не распространяется на продажу объектов недвижимого имущества и других основных средств, которые обеспечивают производственную деятельность предприятия-должника во время процедуры его санации".
Избранные
Однако есть категория предприятий, выбить долги из которых можно исключительно посредством дружбы с руководством госкомпании и лобби в профильных министерствах. По Закону "О восстановлении платежеспособности…", суд вообще не имеет права открыть дело о банкротстве горнорудных предприятий (шахты, рудники, карьеры, обогатительные фабрики и пр.), в уставных фондах которых госдоля составляет не менее 25%, до 1 января 2010 г. Для возобновления платежеспособности горнорудные предприятия могут обратиться в профильное министерство с просьбой провести досудебную санацию. "Эта процедура не предусматривает возбуждения производства по делу о банкротстве", - отмечает старший юрист, адвокат юридической фирмы Magisters (г.Киев; с 1997 г.; 57 юристов) Александр Скляренко.
И вот тут-то кредитору и стоит позаботиться о завязывании дружбы с руководством такого должника, чтобы он инициировал обращение в свое министерство за санацией, потому что кредитор просить об оной не может. Впрочем, руководители госдолжников никогда еще не добивались проведения досудебной санации своих предприятий. В Фонде госимущества Украины сообщили, что с 2000 г. ни одного досудебного оздоровления госпредприятия предпринято не было, хотя предприятия не раз подавали подобные прошения и даже пытались (как это ни каламбурно звучит) добиться досудебной санации через суд. Правда, и это им не помогло.
"Как правило, суды аргументируют свои отказы в удовлетворении исков тем, что нормами Хозяйственного кодекса и Закона о банкротстве предусмотрено право, а не обязанность собственника имущества должника госпредприятия, а также его учредителей, участников, кредиторов и других лиц предоставлять предприятию финансовую помощь в целях предотвращения его банкротства", - поясняет г-н Скляренко.
Не проявляли до сих пор интерес к санированию госпредприятий и частные инвесторы, хотя еще 17 марта 2000 г. Кабмин своим постановлением №515 утвердил "Порядок проведения досудебной санации госпредприятий", которым разрешил участие частных инвесторов в восстановлении платежеспособности госпредприятий. "Досудебная санация непривлекательна для частных инвесторов, поскольку она регулируется органом управления соответствующего госпредприятия и, соответственно, может быть изменена решением этого органа без предварительного согласования с инвестором", - отмечает юрист юридической фирмы "Астерс" (г.Киев; с 1995 г.; 120 чел.) Ольга Файзвиева.
Госчиновник - о процедуре
Валентина Семенюк-Самсоненко, экс-глава Фонда госимущества Украины:
- Успешность санации госпредприятия напрямую зависит от координации действий всех государственных органов, вовлекаемых в этот процесс. Таким госорганам необходимо выработать план общих мероприятий, дабы там, где начата процедура банкротства, она проходила максимально эффективно, а там, где дело о банкротстве еще не открыто, предпринимались меры по поддержанию госпредприятия.
Нужно также обратить внимание на действия арбитражных управляющих, которые в основном преследуют одну цель - рассчитаться с кредиторами и начислить проценты себе (прямо оговорка по Фрейду; даже с приставкой "экс" госчиновник не готов согласиться с тем, что отдавать долги - первоочередная задача банкрота, даже если таковым является объект "всенародной собственности". - Ред.), а не сделать так, чтобы предприятие после окончания процедуры банкротства могло возобновить производство. Неправильно, что арбитражные управляющие ни перед кем не отчитываются и фактически не несут ответственности за свои действия.
Юрист - о выявлении предпосылок банкротства
Леся Ковтун, адвокат адвокатского объединения "Волков Козьяков и Партнеры":
- До открытия судом производства по делу о банкротстве ни кредитор, ни трудовой коллектив или другие возможные участники процесса не могут требовать проведения Госдепартаментом по вопросам банк¬ротства экспертизы финансового состояния предприятия, имеющего признаки стойкой неплатежеспособности. Однако до открытия производства по делу о банкротстве любое лицо, формально связанное с потенциальным банкротом, может обратиться в прокуратуру с заявлением о нарушении законности действиями руководства предприятия, в результате чего, по его мнению, нарушаются его экономические, социальные права, в котором указать обстоятельства нарушения этих прав.
Ольга Андрущенко
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас