Полунеев: Инфляция лучше безработицы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Полунеев: Инфляция лучше безработицы

Казна и Политика
1069
Юрий Полунеев, секретарь Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, председатель Совета конкурентоспособности Украины.
О конкуренции
Сегодня многие уважаемые политики и эксперты разделяют мнение о том, что Украина неконкурентоспособна, причем в таких угрожающих масштабах, что любое существенное ухудшение экономического климата в мире может привести к тому, что наша страна поймает не просто простуду, а сразу серьезную пневмонию. Нынешний кризис это как раз ярко и продемонстрировал. Но это не повод для злорадства.
Дело в том, что никто не мог предугадать, что кризис будет таким глубоким и коснется практически всех стран. Я не припоминаю прогнозов серьезных организаций трех-, четырехлетней давности, где предсказывалась бы возможность глобальной рецессии в 2009 г. В экономических перспективах и планах мира был экономический рост.
Чтобы эффективнее спастись сейчас, Украина должна исходить из того, что кризис - это в том числе основа, "чистый лист”, на который можно нанести "чертежи” новой структуры экономики. Ведь кризис - мощная встряска для общества и государства, время сделать выводы на перспективу и сформулировать правильные стратегические решения. Но если мы опять не воспользуемся ситуацией, чтобы провести структурные и инновационные реформы, значит, проиграем дважды.
Вопрос, как пострадает экономика от кризиса в количественном выражении, очень сложный. Страна может потерять 15-20% ВВП. А это значит, что могут быть банкротства крупных предприятий, сокращение и закрытие производственных мощностей и резкое увеличение количества безработных. Это весьма пессимистический сценарий развития экономики.
Однако в тень уже сейчас начинают уходить предприятия, пострадавшие от кризиса платежей. Возвращается бартер, и это естественно, поскольку если банковская система перестает быть полноценной кровеносной системой для экономики страны, у предприятий не остается другого выхода, как искать какие-либо иные формы взаимозачетов.
Впервые в истории независимой Украины мы сталкиваемся (пока еще потенциально) с проблемой высокого уровня безработицы. Во главу угла экономической политики страны, как один из главных приоритетов, должна быть поставлена занятость населения. Все остальные задачи в контексте антикризисной экономической политики должны быть подчинены только этому приоритету - создание рабочих мест.
О правильной печати
Меня часто воспринимают как радикального экономиста, который якобы ратует за включение государством печатного станка. Но давайте посмотрим на этот вопрос более глубоко. Экономика сокращается, как "шагреневая кожа”. Бизнес не запускает новые проекты, работает на склад, люди стараются ничего не покупать, и в результате этой экономии происходит самое страшное: потеря рабочих мест и рост безработицы, падение темпов роста экономики. На эту "шагреневую кожу” наложилась еще одна проблема - банковский кризис. И возникает вопрос: что делать?
Есть два ответа. Первый - ничего. Оставить все на милость рыночного отбора - пусть умрут неконкурентоспособные предприятия, конкурентоспособные выживут, и все. Ответ второй - не допустить, чтобы экономика впала в кому. Значит, ей надо сделать укол адреналина в сердце. А адреналин для больной экономики - это деньги и, не побоюсь этого слова, некоторое повышение инфляции. Но инфляция должна и может быть контролируемой, вливание денег - точечным, направленным на прибыльные и перспективные проекты, а монетарная политика - направленной на стерилизацию излишней денежной массы. В любом случае инфляция лучше безработицы.
Если мы посмотрим на суть происходящего сегодня в мире, то именно таким путем идут большинство стран. Они вбрасывают в экономику деньги. А где они их берут? За исключением пяти-шести стран мира, у которых есть профициты бюджета, у всех остальных - дефициты. И новый дефицит, связанный с беспрецедентным во время кризиса увеличением расходов государства, они финансируют преимущественно за счет роста долга. Делаем предположение, что у них в 2007-2008 гг. не было серьезных финансовых заначек на будущее. И когда они столкнулись с кризисом, то у правящих партий не дрогнула рука запустить многомиллиардные программы по стимулированию экономики. Где американцы взяли $780 млрд, чтобы поддержать банки, и практически столько же, чтобы инвестировать средства в поддержку реального сектора и домохозяйств? Где берут деньги на подобную программу другие страны? Великобритания, например, не задумываясь, продает инвесторам свой внутренний долг. Антикризисные программы страна все равно будет финансировать.
О внешних рисках
Сегодня одна из крупных проблем - высокий уровень долларизации нашей экономики: наличие огромного количества наличных долларов у населения или на счетах, а также огромное количество кредитов в валюте. Я сторонник того, чтобы в украинской экономике долларов не было вообще. В большинстве нормальных стран существует одна, национальная, валюта внутри страны, в которой преимущественно производятся банковские операции, расчеты и осуществляются сбережения населения.
Наши валютные кредиты - это бомба, которая уже взрывается, поскольку все большее количество людей не могут оплатить свои кредиты в иностранной валюте. Доля проблемных кредитов в некоторых банках сегодня достигает 20%, а это уже свидетельствует о неплатежеспособности такого финучреждения. В такой ситуации можно сделать один вывод - стратегически надо брать курс на сведение уровня долларизации на нет.
Еще одна проблема - что делать государству с неплатежеспособными банками? Мне кажется, что государству не стоит сразу все бремя брать на себя. Параллельно необходимо попытаться найти частных инвесторов и дать под такие инвестиции государственные гарантии лет на пять. Надо использовать все возможности, чтобы снизить нагрузку на бюджет расходов по рекапитализации банков. Может быть, стоит полнее использовать такой инструмент, как субординированный кредит, а лишь потом уже проводить частичную национализацию коммерческих банков. Но без "ремонта” банковской системы кризис нам не преодолеть. Однако реальный сектор не может ждать, пока "отремонтируется” банковская система. Следовательно, у государства должны быть другие каналы доставки денег для поддержания экономической активности реального сектора экономики. Это можно сделать через госбанки и другие финучреждения, контролируемые государством.
Квинтэссенцией антикризисной программы должны стать создание, сохранение и поддержание рабочих мест, стимулирование платежеспособного спроса населения и стимулирование государством реального сектора всеми возможными способами (снижение налогов, упрощение налоговой системы, предоставление прямых и скрытых субсидий, льготных и обыкновенных кредитов, прямое инвестирование средств государством, частно-государственное партнерство). Инструментом всего этого должны стать деньги. И еще одно, не менее важное направление антикризисной программы - активная поддержка государством инновационных направлений в машиностроении, энергосбережении, экологии, образовании, медицине, агросекторе и т.п. Мы ведь все хотели бы видеть на выходе из кризиса четкую перспективу иного, более конкурентоспособного будущего для нашей экономики.
ДОСЬЕ БИЗНЕСа
Юрий Полунеев, народный депутат Украины 6-го созыва (фракция БЮТ), секретарь Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, председатель Совета конкурентоспособности Украины
Родился: 15 июня 1956 г. в г.Одессе.
Образование: Киевский государственный университет им.Тараса Шевченко, факультет международных отношений и международного права (1978 г.), экономист-международник, переводчик с английского и арабского языков; Йоркский университет (Канада, 1990 г.), Торонтский университет (Канада, 1992 г.), Лондонская школа бизнеса (2000 г.).
Карьера:
1978-1983 гг., 1985-1989 гг. - научный сотрудник Института социальных и экономических проблем зарубежных стран АН УССР;
1983-1985 гг. - аналитик и переводчик аппарата экономического советника посольства СССР в Ираке;
1989-1991 гг. - заместитель генерального директора Международного института менеджмента;
1992-1994 гг. - консультант Организации экономического сотрудничества и развития (Франция);
1994-1996 гг. - заместитель генерального директора Международного комитета по экономическим реформам и сотрудничеству (г.Бонн, Германия);
1996 г. - заместитель руководителя управления по вопросам экономики Администрации Президента Украины;
1996-2005 гг. - исполнительный директор Европейского банка реконструкции и развития;
с 2005 г. - председатель Совета конкурентоспособности Украины; с ноября 2007 г. - народный депутат Украины. Автор более 80 публикаций, соавтор 5 монографий.
Семья: женат, есть дочь.
Увлечение: литература.
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас