Пива и зрелищ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пива и зрелищ

1269
В 2009-м выручка рестораторов не перекроет инфляцию. Лучше других кризис переживут клубы, бары и кафе, сделавшие ставку на арт-программы.
В 2009-м, по оценкам экспертов, гривневый оборот украинского ресторанного рынка увеличится на 7–8% - до 19 млрд грн. Таким образом, прирост выручки рестораторов будет вдвое меньшим, чем в минувшем году, а с учетом инфляции и вероятной девальвации многие рестораторы рискуют сработать в ноль.
Сезон рождественских каникул показал, что большую угрозу кризис представляет ресторанам среднего ценового диапазона - в некоторых заведениях в январе не досчитались половины обычного количества посетителей. Прижимистее стали и самые богатые клиенты: владельцы элитных ресторанов говорят о падении заработков на треть.
Пока в лучшем положении клубы, арт-кафе и бары с живой музыкой - места, где, по образному выражению одного из рестораторов, "продают мечту, сказку и другую, лучшую жизнь". Поход в столичное заведение обходится в 50–100 грн в зависимости от его уровня и развлекательной программы. А концертная программа обеспечивает стабильную посещаемость - большинство таких заведений не жалуется на пустые залы.
В то же время общепит с развлекательной программой - один из самых рисковых форматов в ресторанном бизнесе. "Для того чтобы завоевать своего потребителя, эти заведения должны предлагать не только интерьер, обслуживание, еду и напитки, но и востребованную программу", - утверждает гендиректор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова.
В киевском арт-клубе "44" в первой половине декабря 2008-го констатировали сокращение посещаемости на треть, но смогли стабилизировать ситуацию. По мнению руководства, основной стимул привлечения посетителей - регулярные живые концерты. "Кризисные явления сначала подавляют, но потом люди адаптируются, - утверждают в клубе. - Наша сеть тоже приспосабливается к кризису и старается минимизировать затраты. Клуб "44" стал открываться на час позже, мы перераспределили смены официантов и барменов: днем и на рядовые вечерние концерты выводится меньший штат, на топовые выступления и в выходные - расширенный".
Количество посетителей арт-кафе Depeche Mode 101 в последние месяцы даже выросло. Во всяком случае, так утверждают в кафе. "Людей стало больше, появилось много желающих выступить или провести вечеринку, - рассказывает арт-директор заведения Елена Кравцова. - Сегодня будет человек 200, не меньше. Я даже рекламу не даю". И все же она признается, что выручка бара уменьшилась. Посетители часто ограничиваются парой бокалов пива. "Три гривни разницы на бокале пива решают все. Даже при цене в 8 грн за 0,5 л люди стоят на морозе с бутылкой, купленной в соседнем киоске. Так что сейчас основной доход клубу приносят именно развлекательные мероприятия (клубы зарабатывают на сдаче в аренду помещения или получают процент от стоимости входных билетов. – ред.)", - говорит Елена Кравцова.
Кстати, эксперты считают, что молодежь, особенно студенты, - как раз та аудитория, на которую можно рассчитывать во время кризиса. "Беззаботное студенчество переживет все достаточно легко", - уверен директор компании Night FM Александр Мариковский. По словам руководителя фирмы, специализирующейся на проведении вечеринок в ночных клубах, уровень доходов студентов практически не изменился - они и раньше зарабатывали выполнением разовых заказов или трудясь по совместительству.
Тем не менее к радужным прогнозам эксперт относится с осторожностью. "Многие ивенторы (ивент-агентства, организаторы развлекательных мероприятий. – ред.) утверждают, что финансовый кризис минимально отразится на развлекательных мероприятиях, но факты вызывают больше доверия, - говорит Александр Мариковский. - Если в прошлом году серия из 4 вечеринок стоила $20 тысяч, то сейчас заказчик готов выделить на нее только $12 тысяч. Ближе к лету мы ожидаем пик падения посещаемости".
Впрочем, по словам Ольги Насоновой, закрываются и будут закрываться предприятия, работающие на грани рентабельности, то есть те, которые даже при небольшом падении спроса или повышении арендной платы становятся убыточными. В таком случае наличие развлекательной программы значения не имеет.
Только цифры
В 2008 году ресторанный рынок Украины вырос почти на 17% - до 17,8 млрд грн, подсчитали в компании "Ресторанный консалтинг". Предположительно, за нынешний год выручка рестораторов увеличится только на 7–8%. Особой неожиданности в этом для них нет: падение темпов прироста до 8–10% прогнозировали еще два года назад. Первая половина года была для отечественной индустрии общепита весьма удачной. Но уже в начале ноября выторг среднеценовых заведений (в Киеве средний чек - 70–150 грн на человека) упал на 40–50%. Элитные рестораны потеряли 15–30% оборота.
Однако, по словам гендиректора Ресторанного консалтинга Ольги Насоновой, о массовом закрытии ресторанов говорить рано. "Во-первых, рынок далек от насыщения, во-вторых, спрос упал, но не исчез", - комментирует она. Наталья Лурье из компании "Козырная карта" подтверждает изменение динамики посещений: "Если раньше постоянные посетители приходили в любимое заведение 5 раз в неделю, то теперь - трижды. Но к ресторанной культуре привыкают, как к походам в парикмахерскую. Отказаться от любимой привычки непросто". По ее словам, в первую очередь финансовые сложности появятся у ресторанов ценового уровня "средний минус". "От кризиса всегда страдает наиболее незащищенная часть населения. Человек, зарабатывавший $100 тысяч в месяц, а теперь - $60 тысяч, 10-каратные бриллианты покупать не сможет, но 2-каратные - вполне. И в рестораны ходить будет. А вот человек, который вместо прежних $800, теперь получает $600 по старому курсу, будет экономить, в том числе и на ресторанах", - прогнозирует Наталья Лурье.
Ксения Портная
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас