Не отходя от кассы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не отходя от кассы

766
В 2008-м кассовые сборы украинских кинотеатров выросли на 20–25% (до 350–400 млн грн) - мировой кризис не повлиял на отечественный прокат.
Даже в самые серьезные кризисные периоды - Великую депрессию, энергетический кризис 1970-х, крах IT-компаний в начале 2000-х - посещаемость кинотеатров в мире не падала, а иногда даже увеличивалась. Эксперты британской исследовательской компании Screen Digest уверены: мировой кинопрокат выстоит и в нынешние непростые времена. По мнению аналитиков, при наличии в прокате действительно хороших фильмов кинематограф справится с проблемами глобального экономического кризиса лучше других отраслей индустрии развлечений.
"Кино оказывает на человека отличное терапевтическое влияние и стоит гораздо дешевле услуг психиатра", - утверждает президент Ассоциации игровых фильмов США Дэн Гликман. По его словам, в США средняя цена билета в кино составляет $7, а плата за посещение игры Высшей бейсбольной лиги - уже $23, поход на концерт - минимум $50. Так что, по мнению Гликмана, урезание расходов населения скорее отразится на более дорогостоящих развлечениях - тех же концертах и путешествиях.
И хотя лидер мирового кинопроката 2008 года - очередная серия об Индиане Джонсе - собрал в прокате всего $470 млн (докризисные рекордсмены - вторая и третья части трилогии "Пираты Карибского моря" - принесли более $640 млн каждая), фильмы первой десятки, по данным портала boxofficemojo.com, в ушедшем году заработали примерно на 9% (или на $300 млн) больше, чем два года назад. А общая выручка шести основных голливудских киностудий - Paramount, Warner Bros., Universal, XX Century Fox, Disney и Sony Pictures - выросла за последний год на 4%, составив почти $10 млрд.
Статистика киношников разных стран подтверждает эту тенденцию. К примеру, во Франции продажи билетов за прошедший год выросли на 4%. Кассовые сборы в Великобритании увеличились в 2008-м на 5%, достигнув рекордного за всю историю британского кинопроката уровня в GBP950 млн. На 47% - до $830 млн - за последний год выросли кассовые сборы в кинотеатрах России.
Правда, уже в конце года в РФ отмечалось падение посещаемости. По данным издания "Кинобизнес сегодня", в декабре 2008-го в российских кинотеатрах побывали на 45,5% посетителей меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. "Несмотря на заключения американских социологов о том, что в кризис люди активнее ходят в кино, желая отвлечься от тяжелой реальности, российский новогодний бокс-офис просел по сравнению с тем же периодом прошлого года: зимние каникулы - 2007–2008 принесли прокатчикам 2,5 млрд руб., а совокупные сборы сезона - 2008–2009 составили только 1,3–1,5 млрд рублей", - рассказала Мария Капралова, генеральный директор агентства BrandWorks.
Впрочем, большинство российских экспертов в оттоке посетителей винят отсутствие в прокате раскрученных блокбастеров уровня "Дневного дозора" или хотя бы "Иронии судьбы - 2", которые обеспечивали высокую посещаемость в докризисные годы. Еще одна причина - стоимость билетов. Кинопрокатчики утверждают, что раньше кассовые сборы увеличивались преимущественно за счет роста цен. В России в прошлом году она выросла на 20%, достигнув $5–6. Снижать стоимость посещения владельцы кинотеатров пока не намерены. А вот поработать с репертуаром им все же придется - по мнению российского режиссера Никиты Михалкова, финансовый кризис окажет оздоравливающее воздействие на кинематограф: "Эта тяжелая волна смоет то, что недостойно".
На украинском кинопрокате кризис пока не сказался. В 2008-м кассовые сборы, по разным оценкам, выросли на 20–25% - примерно до 350–400 млн грн. Более $1 млн собрали 15 фильмов (а год тому "миллионников" было четырнадцать). Лидер проката прошлого года - картина "Адмиралъ" - как и лидер 2007-го "Ирония судьбы - 2", - преодолел планку в $4 млн.
"С началом кризиса посещаемость кинотеатров даже выросла, - констатирует директор компании "Киномедиа Эдвертайзинг" Олесь Маляревич. - У людей появилось больше свободного времени, необходимость в отдыхе не пропала, а билет в кинотеатр обходится до 60 грн - относительно недорого". По его словам, с октября до середины декабря посещаемость кинотеатров увеличилась практически в полтора раза.
"Кризис скажется в феврале- марте, - считает Татьяна Смирнова, исполнительный директор Ассоциации"Содействия развития кинематографа в Украине". - И уже первые месяцы года будут показательными". По ее словам, в январе дистрибьютору сложно попасть в прокат. Кинотеатры планируют репертуар за два-три месяца, а прокатчики составляют пакеты из лучших картин. Так что если сборы все-таки упадут - это будет связано с кризисом, а не с отсутствием хороших фильмов. По мнению Татьяны Смирновой, ссылки на времена Великой депрессии, когда люди активно посещали кинотеатры, в Украине могут не оправдаться: "У нас существуют другие психологические разгрузки - скорее повысится продажа горячительных напитков".
С тем, что на посещаемость кинотеатров влияет именно кризис, а не качество картин, не согласна директор киевского кинотеатра "Жовтень" Людмила Горделадзе. По ее словам, валовые сборы кинотеатра в декабре действительно упали на 20%, в январе - на 30%. Но кризис здесь ни при чем, уверена она. "Вершиной проката прошлого года был фильм "Ирония судьбы - 2", который обеспечил беспрецедентно высокие и количество зрителей, и объемы сборов, - вторит российским коллегам Людмила Горделадзе. - Рассчитывать на то, что лучшие фильмы нынешнего зимнего периода - "Стиляги", "Обитаемый остров" и "Любовь-морковь - 2" - соберут еще больше, было бы неразумно. Совместными силами в странах СНГ они собрали бокс-офис почти в $50 млн - сумма, которую год назад самостоятельно осилила "Ирония судьбы - 2".
"Посещаемость кинотеатров напрямую зависит от фильмов, находящихся в прокате, - соглашается Олесь Маляревич. - Если это картины "Адмиралъ", "Секс в большом городе", "Мадагаскар" или "Гарри Поттер", никакие кризисы не помеха. На 2009 год фильмы запланированы отличные, так что есть чем бороться с кризисом". Наиболее популярны в кризисные времена комедии, сказки и мультфильмы - скорее всего, ленты именно этих жанров кинопрокатчики и предложат в ближайший год. "Если нам будет из чего выбирать, остановимся на легких жанрах", - подтверждает директор "Жовтня".
По мнению экспертов, домашние кинотеатры, интернет и ТВ реальной угрозы широкому кинопрокату не представляют. "Количество кинопросмотров - контакт человека с фильмом - за последние 50 лет увеличился в разы за счет телевидения, DVD и интернета, - признает Людмила Горделадзе. - Но раньше человек ходил в кино раз-два в месяц, а сейчас фильмы смотрят чуть ли не каждый день". "Сегодня используются технологии, позволяющие снимать мощные фильмы по визуальным характеристикам, - их просмотр в домашних условиях нельзя сравнить с эффектом, достигаемым на широком экране", - подтверждает Татьяна Смирнова.
Тем не менее с убытками кинотеатры все-таки столкнутся. Повышение коммунальных и арендных платежей при сокращении расходов зрителей на бар и падении рекламных поступлений приведут к снижению выручки кинотеатров. По словам Олеся Маляревича, правильно организованный кинотеатр только 50% зарабатывает на прокате, 40% общего дохода приносит бар и 10% - рекламные поступления. От походов в кино люди не откажутся, но экономить на сопутствующих услугах - попкорне и напитках - уже начали. А 90% рекламодателей к концу года отказались от рекламы на широких экранах - в январе размещалась только компания "МТС-Украина".
"Финансовые сложности могут затронуть даже крупные сети, но некоторые из них смогут удерживать баланс за счет смежных бизнесов. Поэтому в первую очередь закроются второстепенные кинотеатры, к примеру, крымские кинозалы, полноценно работающие только в летнее время", - прогнозирует Татьяна Смирнова. "Да, мы готовимся к кризису, сокращаем персонал - тех, кого приняли в последний год и кто не проявил себя должным образом. Бесспорно, уменьшение доходов будет. Но ходить в кино украинцы не перестанут", - уверена Людмила Горделадзе.
Ксения Портная
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас