Тюремный уговор — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Тюремный уговор

1438
Не научившись пользоваться системой штрафов, АМКУ предлагает ввести уголовную ответственность для руководителей предприятий, причастных к картельным сговорам.
Сомнительные предложения
Антимонопольный комитет Украины предлагает создать новый механизм для борьбы с предпринимателями, грубо нарушающими антимонопольное законодательство. Об этом в интервью сообщил и.о. председателя АМКУ Александр Мельниченко. Для реализации этой идеи в ведомстве разработали и представили на суд народных депутатов законопроект №3577 от 29.12.08 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об установлении ответственности за антиконкурентные согласованные действия".
Суть предложенных нововведений сводится к тому, что за тяжкие нарушения предприятия будут штрафовать, а их руководителей привлекать к уголовной ответственности. В связи с этим борцы с монополизмом хотят, чтобы следователи МВД, СБУ и Генпрокуратуры участвовали в доказательстве вины топ-менеджеров предприятий. В АМКУ прогнозируют, что после принятия закона будет создан действенный механизм оперативного обнаружения и пресечения конкурентных нарушений.
Мнения экспертов по поводу идей АМКУ разделились. Дмитрий Тараник, старший юрист юридической фирмы "Саенко Харенко", говорит, что принятие законопроекта №3577 расширит возможности АМКУ в пресечении антимонопольных нарушений. А цель предложенного документа - по его мнению, не столько установление уголовной ответственности, сколько поощрение активного и добровольного сотрудничества руководителей предприятий с правоохранительными органами в рамках расследования дел о картельном сговоре.
"Новая статья в УК должна стать весомым сдерживающим фактором для директоров компаний, планирующих подобные действия. Проще говоря, если будет такой закон, человек дважды подумает, прежде чем стать участником сговора", - поясняет г-н Тараник.
В свою очередь, Любомир Дроздовский, партнер юридической фирмы "D&U Partners" считает, что правоохранительные органы не должны заниматься этими вопросами. По его мнению, антимонопольная политика государства должна быть направлена на нормативное обеспечение деятельности АМКУ как единственного конституционного органа в сфере антимонопольного регулирования.
Страшилка для топ-менеджеров и собственников
В законопроекте АМКУ предлагает внести правки в Уголовный кодекс Украины (УК; Закон №2341 от 05.04.01 г.) и в Кодекс об административных правонарушениях Украины (КоАП; Закон №8073 от 07.12.84 г.). Чиновники считают, что нужно упразднить ст.166-2 КоАП, предусматривающую наказание в виде штрафа для руководителей предприятий, признанных виновными в нарушении антимонопольного законодательства, а санкцию для топ-менеджеров, причастных к картельному сговору, предусмотреть в ст.228 УК. Следовательно, изменится и подследственность расследования дел в отношении директоров компаний. Напомним: сейчас такие дела расследует АМКУ, штраф для руководителей компаний, участвующих в картельном сговоре, составляет 15-30 нмдг (255-510 грн.).
После принятия законопроекта доказательства причастности топ-менеджеров к картельному сговору будут собирать следователи МВД, СБУ и Генпрокуратуры. Директор должен будет уплатить штраф в размере 1-5 тыс. нмдг (17-85 тыс.грн.), или ему будет грозить лишение свободы на срок до пяти лет. За повторное совершение подобного преступления руководителя предприятия могут лишить свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности на протяжении трех лет.
Но некоторым руководителям удастся избежать уголовного преследования. Так, в п.5 ст.228 УК сказано, что от уголовной ответственности освобождаются лица, которые причастны к картельному сговору, но решили заранее добровольно об этом уведомить АМКУ или правоохранительные органы. Михаил Гончарук, юрист правовой группы "Доминион", утверждает, что подобные превентивные меры существуют во многих странах. В то же время юрист советует предпринимателям, решившим воспользоваться этой нормой, взвесить все за и против: "Нужно не только сообщить об антиконкурентных согласованных действиях, но и активно способствовать расследованию преступления. Как показывает практика, чиновники могут неоднозначно оценить уровень активности руководителя в расследовании антимонопольного дела".
Александр Субботин, партнер юридической компании "Тарасов и партнеры", в целом положительно оценивает введение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Ведь уголовное наказание - достаточно эффективный метод сдерживания от нарушений закона. В то же время г-н Субботин отмечает, что эффективность сдерживания от нарушений напрямую зависит от механизма реализации метода: выявление нарушений, их фиксация, надлежащее расследование дел, принятие решений по таким делам.
"Проблема расследования, по моему мнению, будет состоять в том, что органы внутренних дел, прокуратуры и СБУ не имеют опытных специалистов в сфере антиконкурентного законодательства, а такие дела будут достаточно сложны для расследования", - резюмирует юрист.
В АМКУ придерживаются иного мнения. В структуре силовых ведомств существуют отделы по борьбе с экономическими преступлениями, поэтому у силовиков не возникнет проблем с расследованием дел о картельном сговоре.
Подпитка для коррупции
Также "антимонополисты" сообщили, что для подтверждения фактов причастности директоров компаний к антиконкурентным действиям силовики будут активно применять слежку, методы негласного получения информации (прослушивание телефонов и т.д.). Любомир Дроздовский не исключает, что сотрудники силовых структур будут распоряжаться информацией, полученной в ходе оперативно-розыскных мероприятий в отношении топ-менеджеров компаний, по собственному усмотрению: часть дел будут расследовать для улучшения милицейской отчетности, а часть - закрывать на стадии возбуждения уголовного дела, разумеется, за соответствующее вознаграждение.
"Полученная информация может быть продана третьим лицам, но вероятность этого невелика. Шантаж предпринимателей со стороны правоохранителей, скорее всего, будет принимать такие формы: "У нас есть материалы, по которым мы можем возбудить уголовное дело, а можем и не возбуждать", - утверждает юрист.
В АМКУ понимают, что картельный сговор может быть организован на уровне собственников предприятий, а топ-менеджеры могут быть лишь исполнителями. Чиновники говорят, что в таком случае (ст.228 УК) к ответственности будут привлечены и топ-менеджеры, и собственники предприятий или лица, причастные к установлению завышенных цен, перераспределению региональных рынков и т.д.
Правда, не совсем ясно, как АМКУ собирается привлекать к уголовной ответственности собственников, которые часто являются депутатами местных советов, которые (советы) устанавливают тарифы на товары и услуги коммунальных предприятий. Пример: депутаты Киевсовета утвердили новые тарифы на проезд в коммунальном транспорте, которые АМКУ признал завышенными. Фактически Комитет должен был бы наказать депутатов, установивших такие тарифы, но в соответствии с законодательством народные избранники не несут ответственности за принятые решения. Аналогичные проблемы могут возникнуть и при расследовании антимонопольных дел в отношении государственных предприятий.
Михаил Гончарук говорит, что предложенные правки в УК некорректны и что это позволит "антимонополистам" и правоохранителям возбуждать дела против предприятий и руководителей, которые прекратили свою деятельность из-за кризиса.
Разделяет мнение юриста и Игорь Мурдий, коммерческий директор ПП "Градотек" (г.Кировоград; производство строительных материалов; с 2007 г.). Он считает, что в результате введения уголовной ответственности для предпринимателей у чиновников появятся рычаги дополнительного давления на бизнесменов. Судите сами: сейчас предприятие может продолжать свою работу в период проведения антимонопольного расследования. После принятия закона параллельно с антимонопольным расследованием, проводимым АМКУ, силовые структуры будут иметь возможность возбудить уголовное дело в отношении нарушителя. Не исключено, что в качестве превентивной меры для руководителя будет избран арест. В результате предприятие может остановиться. "Естественно, предпринимателям будет выгоднее заключить "мирное" соглашение с чиновниками на энную сумму, чем нести убытки от остановки производства", - считает предприниматель.
При этом г-н Мурдий отмечает, что "антимонополисты" могут обнаружить нарушения у большинства предпринимателей. Дело в том, что в стоимость товара (услуги) включаются все расходы, в том числе и неофициальные платежи за получение различных разрешений и т.д. Естественно, что "коррупционные" расходы невозможно провести через бухгалтерию. "Чиновники пытаются создать нерыночный механизм контроля за ценами на товары и услуги. Принятие законопроекта №3577 только повысит коррупционную составляющую, мол, хочешь работать рентабельно - плати, в противном случае сядешь за решетку", - сетует предприниматель.
Александр Абаринов, исполнительный директор Ассоциации "Всеукраинское объединение торговцев транспортными средствами" (г.Киев; с 2006 г.; 31 участник), полагает, что, проталкивая законопроект №3577, чиновники пытаются создать механизмы регулирования экономических процессов полицейскими методами. Он сомневается, что в стране смогут посадить топ-менеджера за нарушение антимонопольного законодательства. По его мнению, в Украине существует уголовное наказание за коррупцию, но в украинских тюрьмах сидят максимум несколько десятков бывших чиновников. Причина - правоохранители не могут доказать (или не хотят. - Ред.) виновность этих людей. "Аналогичная ситуация будет и с организаторами картельных сговоров. АМКУ следует сделать открытой систему расчета административных штрафов, а не вводить уголовную ответственность для директоров компаний", - говорит г-н Абаринов.
Максимальные штрафы
Эксперты считают, что для повышения эффективности антимонопольной политики государства стоит лишь пересмотреть политику штрафов. Сегодня максимальный штраф для компаний-нарушителей - 10% оборотных средств, полученных за период работы с нарушением антимонопольного законодательства, что является очень серьезной мерой. Но АМКУ не штрафует на такие суммы. Руководство Комитета объясняет это тем, что применение максимальных штрафов может поставить крест на жизнедеятельности предприятия. Александр Субботин считает, что при определении размера штрафа АМКУ должен руководствоваться законом, а не учитывать социальную составляющую дела.
Показательным является рассмотрение АМКУ дела в отношении двух компаний на рынке подсолнечного масла. В ходе пятимесячного расследования "антимонополистам" удалось доказать причастность трейдеров к картельному сговору (период, когда за 1 л подсолнечного масла правили около 12 грн. - Ред.). Комитет имел полное право взыскать с компаний 60 млн грн., но, в итоге, размер штрафа составил 1 млн грн.
Чиновники не стали применять максимальные санкции, поскольку на заседании АМКУ трейдеры публично признали свою вину, в кратчайшие сроки пообещали снизить цену на продукцию по всей стране и пообещали больше не нарушать правила конкуренции. Чиновники взвесили все "составляющие" и решили уменьшить размер штрафа в 60 раз. А спустя несколько месяцев цена на подсолнечное масло все равно "подросла".
Игорь Лянной
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас