Казахстанское сберханство — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Казахстанское сберханство

Фондовый рынок
1752
Со 2 февраля правительству Казахстана принадлежит около 75% акций крупнейшего банка страны БТА Банка (БТА). Покупка 78% БТА правительством за $2,07 млрд. выглядит как спасение утопающего. "Получение правительством контроля над банком - вынужденная мера. БТА уже в ближайшие дни мог стать банкротом", - цитирует агентство "Интерфакс" аналитика ИФК "Метрополь" Марка Рубинштейна.
"По разным данным, практически несколько месяцев функционирование этого банка поддерживалось краткосрочными кредитами", - говорит аналитик. У БТА нет ликвидности, но очень много обязательств, поясняет аналитик казахстанского офиса ИК "Ренессанс капитал" Милена Иванова-Вентурини. "Государство должно было предпринять что-нибудь. Оно проведет допэмиссию акций. Без этого дальнейшее существование банка невозможно", - говорит аналитик.
Эксперты считают, что вхождение правительством Казахстана в Банк было обусловлено попыткой гарантировать, что выделенные деньги обязательно пойдут именно в экономику Казахстана. В последнее время в казахских СМИ высказывались опасения, что контролируемая председателем совета директоров БТА Банка Мухтаром Аблязовым компания "Евразия" ведет очень агрессивную инвестиционную стратегию, скупая активы в России, многие сделки при этом финансировались БТА. Чтобы нивелировать риск того, что ресурсы пойдут на финансирование тех или иных сделок и проектов за пределами Казахстана, правительство и взяло под контроль крупнейший банк страны.
Правда, действия государства крайне возмутили не только акционеров банка. В частности, британская газета Guardian написала о резкой критике, которой подверг действия правительства председатель совета директоров БТА Банка Мухтар Аблязов, обвинивший власти в "государственном рейдерстве". В публикации подчеркивается, что "углубляющийся финансовый кризис приобретает политическую окраску".
"Сегодняшние действия правительства в отношении БТА Банка - это произвол и государственное рейдерство, нацеленное не только против акционеров банка, но и против его менеджмента, партнеров и клиентов", - заявил Мухтар Аблязов. Он сообщил, что власти давно подбирались к банку. Сначала правительство, по словам Аблязова, хотело получить 63% голосующих акций, затем это требование сократилось до 25%. Решение вылилось в подписание меморандума о взаимопонимании с четырьмя крупнейшими банками страны - БТА Банком, Народным банком, Казкоммерцбанком и Альянс-банком. Госфонд "Самрук-Казына" планировал завершить процесс рекапитализации этих четырех системообразующих банков республики к середине марта 2009 года.
Однако, подчеркивается в заявлении Аблязова, в отношении БТА правительство свои обязательства не выполнило. Глава совета директоров банка утверждает, что "ставилась задача добиться контроля над банком любыми средствами, и это произошло". Чтобы заставить банк сдаться, отмечается в заявлении Аблязова, постоянно осуществлялось планомерное обескровливание банка путем вывода депозитов и снятия средств со счетов национальных компаний и госхолдингов, а также принуждение клиентов переходить в другие финансовые институты, банк отрезали от участия в государственных программах и отсекли от глобального рынка заимствований. После таких заявлений г-н Аблязов вместе с первым заместителем председателя правления банка Жаксылыком Жаримбетовым был отстранен от служебных обязанностей.
Политическую составляющую отметили в редакционном материале и обозреватели Financial Times, которые написали: "Казахстан в понедельник взял под контроль крупнейший частный банк БТА и уволил его председателя, бывшего оппозиционного лидера, в то время как финансовый кризис в центральноазиатской стране углубляется".
Кстати сказать, Financial Times напомнила о роли Мухтара Аблязова в становлении банка: "Аблязов в 2002 году был осужден по обвинениям в коррупции, после того как поддержал создание оппозиционной партии. Позже его освободили и разрешили ему вернуться в БТА при условии, что он останется вне политики. Под его управлением БТА рос, превратившись в наиболее диверсифицированный казахстанский банк, обладающий активами в России, Украине, Белоруссии, Армении, Грузии, Кыргызстане и Турции".
Правда, финансовые власти Казахстана попробовали дистанцироваться от политической составляющей и сразу дали понять, что находиться в капитале банка они не намерены. Премьер-министр Казахстана Карим Масимов на брифинге заявил, что "Самрук Казына" уже начал переговоры с потенциальными стратегическими инвесторами о переуступке части пакета акций. Причем в качестве такого инвестора казахские власти хотели бы видеть российский Сбербанк.
Правление Грефа
Еще в декабре 2008 года глава Сбербанка Герман Греф заявил, что Сбербанк стал слишком большим для рынка одной страны, поэтому наблюдательный совет уже утвердил концепцию развития кредитной организации на ближайшие пять лет, в которой предусматривается активное сотрудничество со странами СНГ, в первую очередь Украиной, Беларусью и Казахстаном.
Собственно и сам Сбербанк давно стремился на рынок Казахстана. В 2005 году он приобрел небольшой Таксакабанк, преобразовав его в свой дочерний банк. Однако БТА для Сбербанка более лакомый вариант. Во-первых, БТА - не публичный банк. Его акции вращаются только внутри Казахстана. Во-вторых, БТА - крупнейший в Казахстане банк, имеющий активы во всех странах бывшего СССР, а также в Турции, Китае и еще нескольких странах на сумму $8 млрд. Впрочем, в самой России на этот раз без эйфории восприняли возможность войти в капитал крупнейшего банка Казахстана. С одной стороны, Сбербанк, по словам его главы, находится "на входе в кризис", с другой стороны - приобретение БТА вовлечет Сбербанк в проблемы казахской банковской системы.
Финансовый сектор этой страны начал проходить стресс-тестирование раньше других финансовых систем на территории СНГ. Еще год назад казахстанские банки лишились основного источника финансирования - иностранных займов. В итоге из продуктового ряда банков исчезли целевые кредиты для потребителей на приобретение телефонов и пр. Значительно сократилась выдача кредитов. Банки оставляют в заемщиках лишь многократно проверенных и состоятельных клиентов как со стороны юридических, так и физических лиц.
В этой связи банки фактически вернулись к обслуживанию зарплатных проектов, урезав предложения для остальных. Для приходящих "с улицы" самая распространенная услуга - кредиты под залог депозитов и ломбардные ссуды, при которых обеспечение должно составлять 30-50% от их суммы. Объем же безнадежных долгов за прошлый год вырос более чем вдвое. Сайты банков уже похожи на доски объявлений, где все розничные игроки проводят распродажу залогового имущества - квартир и автомобилей.
Поэтому ряд экспертов считают, что в сложившихся условиях возможное приобретение вряд ли способно увеличить стоимость Сбербанка. Поэтому понятны осторожные заявления Грефа о том, что главной задачей для Сбербанка в настоящий момент является повышение конкурентоспособности, а уж затем - покупка каких-либо активов. "На текущий момент есть ограничения. Это не самый удобный период для того, чтобы покупать активы, - говорит Греф. - На данном этапе будут важны условия, которые нам предложат". Не добавляют оптимизма потенциальным инвесторам и заявления главы казахстанского банка о качестве активов БТА и необходимости увеличения резервов на возможные потери по кредитам с нынешних 6% до 24,5%.
Ухажеры
"Пока никакого эксклюзива ни у кого нет. Представители Сбербанка России не единственные, кто находится сейчас здесь и с кем ведутся переговоры", - сказал глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко. Хотя главный банкир страны и не озвучил возможных претендентов, в числе последних называются нынешние акционеры Европейского банка реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и фонд East Capital.
О своем желании купить акции БТА объявил и Евразийский банк. И все же пока интерес к БТА со стороны инвесторов небольшой. Прежде всего, из-за отсутствия условий сделки со стороны правительства. Не принято окончательное решение и по цене возможного приобретения банка. Однако председатель фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" Кайрат Калимбетов уже дал понять потенциальным инвесторам, что вряд ли стоит ожидать от правительства Казахстана распродажи со значительными скидками.
Во сколько может обойтись покупка БТА, подсчитать сложно, так как в нынешних условиях его контрольный пакет вряд ли будет стоить дороже $1,5 млрд. Не меньшую сумму придется потратить и на санационные мероприятия. В случае если государство не сможет быстро найти стратегического инвестора, по словам Калимбетова, государство рассматривает вариант выхода из состава акционеров в течение пятилетнего периода. Благо способность правительства Казахстана поддерживать банки подкреплена международными резервами и активами национального фонда республики, которые в совокупности составляют $46,7 млрд.
При этом краткосрочный долг Казахстана на 30 сентября 2008 года был чуть выше $11 млрд. К тому же, в отличие от украинского или российского центральных банков, Национальный банк Казахстана пока неактивно тратит свои резервы на поддержание курса тенге. Хотя аналитики считают, что в среднесрочной перспективе все же присутствует риск того, что резервы будут расходоваться на эти цели, так как экономика Казахстана во многом зависит от цен на нефть и металлы, и в этом случае можно надеяться не только на скорую переуступку акций банка, но и на привлекательную для инвесторов цену.
Если БТА все же будет продан российскому "Сбербанку" или какому-либо другому зарубежному покупателю, то доля иностранного капитала в банковском секторе Казахстана резко вырастет - с нынешних 15-16% до 41%.
Вячеслав Мироненко
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас