Первый прошел. Но "Страна в опасности" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Первый прошел. Но "Страна в опасности"

Казна и Политика
9556
Интерес к госбюджету на 2009 год и состоянию государственных финансов в целом с неожиданной силой вспыхнул в стране 27 января, когда одно из авторитетных интернет-изданий опубликовало "утечку" - письмо министра финансов Виктора Пинзеника премьеру Юлии Тимошенко и членам правительства.
Письмо с вынесенной в заголовок фразой из текста "Страна в опасности" просто-таки дышало предчувствием грозы, так что не отреагировать было невозможно. И пресс-служба Кабмина откликнулась, причем довольно своеобразно - дескать, министр финансов не пишет никаких тайных докладных записок правительству. А раз не пишет, то через какое-то время, когда "цветочный" период кризиса сменится "ягодным", можно будет впаривать народу, что Юлию Владимировну, которая в январе занималась газовыми переговорами и "войной" с руководством Нацбанка, вовремя не проинформировали об истинных размерах бюджетных проблем…
Из Минфина пришло не опровержение (ибо скрыть совершенно особенный стиль министра финансов невозможно), а уточнение: писем много, и в Кабмин тоже, но они не подлежат публичному обсуждению. Факт данной интернет-публикации Пинзеник расценил как провокацию.
Послание министра датировалось 6 января с.г., что во многом объясняет его мрачный фон и мрачное исполнение. Ни финиш 2008-го, ни старт 2009-го в бюджетном смысле не задались. Как уже на этой неделе официально сообщило Минэкономики, в декабре госбюджет был сведен с дефицитом 13,1 млрд. грн. - самым высоким за весь минувший год. Причем три четверти этого дефицита, или 9,2 млрд., были профинансированы за счет уменьшения средств на счетах правительства.
К 12 января с.г. в общий фонд бюджета поступило 1 млрд. 400 тыс. грн. - при месячном плане на январь в 9,5 млрд. грн. Так что было отчего министру за голову схватиться. И в его письме, обильно приправленном цифрами и диаграммами, говорится не только о том, о чем "ЗН" предупреждало в дни принятия госбюджета-2009, - что главная смета страны заведомо нереальна, а видимость баланса создается благодаря прямому указанию законодателя НБУ (ст. 84) - удовлетворять все нужды правительства путем выкупа ОВГЗ. В опубликованном документе содержался призыв не только не допустить широкомасштабной денежной эмиссии. Автор настаивал на немедленных действиях и предлагал некоторые меры по преодолению кризиса, в том числе режим жесткой экономии и срочный пересмотр пенсионной политики в стране.
Как теперь оказалось, письмо до адресата то ли не дошло, то ли полетело в "долгий ящик". И все же страна странным образом январь пережила. Худо-бедно - наверное, самое подходящее слово, чтобы описать, как именно.
Первый месяц прошел. Банки худо-бедно работают, несмотря на то, что в ноябре некоторые эксперты поговаривали о том, что к 10-11 января возможен коллапс банковской системы.
Школы, медицина и прочая бюджетная сфера худо-бедно функционируют. Хотя тысячам учителей уже платят голую ставку, т.е. порядка 800 грн., без надбавок и премий, а во многих бюджетных учреждениях за неуплаты отключены телефоны. В столице, на Майдане Незалежности, аж до 31 января, печальным призраком стояла бывшая красавица-елка: не было денег на ее разборку и приведение площади в обычное состояние.
По мнению директора Института демографии и социальных исследований, члена-корреспондента НАН Украины Эллы Либановой, нынешний кризис протекает с очень сильной региональной дифференциацией: "Есть очень острая проблема монофункциональных городов, есть проблема восточных регионов, где в основном сконцентрирована промышленность, отсутствуют возможности альтернативных видов занятости, традиции "заробитчанства". Однако, судя по последним сообщениям информагентств, все затмевают безобразия в столице.
При полном попустительстве местной власти 22 января с.г. в Киеве были отключены за долги от тепла и электроэнергии десятки школ, детсадов, медучреждений. "Мы действительно отключали школы и больницы - это должники, которые финансируются из городского бюджета. Но, как правило, больницы мы отключали не полностью", - с некоей гордостью говорили корреспонденту "Интерфакс-Украина" в "Киевэнерго".
Повторное подключение началось 26-27 января, но, по словам мэра Л.Черновецкого, не без вмешательства Службы безопасности Украины и, по информации из "Киевэнерго", после получения гарантийного письма от Киевской горадминистрации об оплате до конца месяца части долга в 20 млн. грн. Но при этом и к 29 января около 40 школ Деснянского района оставались без электричества...
Можно, конечно, как это делают в правительстве, списывать столичные проблемы на "нечестное отношение к бюджету" со стороны киевских властей. Вряд ли в казне столь мощного города-донора вот так, ни с того ни с сего, могут закончиться деньги. Однако веерное отключение уже в ближайшие месяцы может прокатиться по всей Украине. Финансы на местах поют романсы: зарплата повсеместно падает, неполная занятость растет, а значит, сокращаются поступления в местные бюджеты от подоходного налога - основного кормильца и поильца.
Госбюджет также помочь не в состоянии. По данным Госказначейства, к 26 января с.г. межбюджетные трансферты были профинансированы лишь на 2,0 млрд. грн., что составляет всего 52,3% январского плана. Основная масса денег, полученных в общий фонд бюджета к 26 января, - 2,3 млрд. грн. - пошла на помощь Пенсионному фонду. Да и то, чтобы профинансировать эти две статьи - половинную сумму трансфертов (2,2 млрд.) и помощь Пенсионному фонду (2,3 млрд.), Минфину пришлось залезть в оставшуюся с прошлого года "заначку". 4,2 млрд. грн. доходов, полученных к 26 января по общему фонду, даже на эти две цели не хватало.
Можно сколько угодно говорить о поддержке строительства и об инфраструктурных проектах, о модернизации армии или поддержке аграриев. И даже мысленно строить метро и стадионы к Евро-2012. Результат один: в казне денег нет. И переходного остатка средств на едином казначейском счете (ЕКС) надолго не хватит. Если в 2008-й страна вступала с 10,45 млрд. грн. на ЕКС, в 2007-й - с 10,81 млрд., а в 2006-й, после резонансной продажи "Криворожстали", - и вовсе с 19,05 млрд. грн., то нынешний результат куда более скуден - 6,89 млрд. Причем при "завале" в промышленности и серьезнейших проблемах в финансовой системе.
Поэтому альтернатива у страны просто-таки печальная: либо пенсии платить, либо оплачивать коммуналку с энергоносителями. Либо… включать печатный станок - если наконец удастся "подвинуть" Стельмаха и поставить во главе НБУ кого-нибудь посговорчивее.
В последнем случае последствия для страны могут оказаться очень печальными - 100% годовой инфляции и больше, если печатный станок будет запущен "на полную мощность". По крайней мере, именно такую цифру озвучил в понедельник первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак, подчеркивая важность скорейшего пересмотра госбюджета-2009.
Фишка в том, что двумя днями ранее премьер заявила, что "доходы бюджета будут выполнены, и никаких сомнений в этом нет. Все, что нужно сделать для выполнения бюджета, правительство будет делать".
Какой выбор сделает правительство накануне выборов-2010, гадать не приходится. Безусловно, пенсии. Любой ценой. Хотя выбор этот непрост. В государственных финансах очень многое - если не все - сегодня зависит от взвешенной политики в пенсионном обеспечении.
Чтобы выплаты шли без сучка без задоринки, 38 млрд. грн. на год бюджет должен выделить ПФ только на финансирование высоких спецпенсий (депутатам, прокурорам, научным работникам, журналистам, военнослужащим и пр.) и прочих выплат, осуществляемых через пенсионное ведомство. При нормальной ситуации с доходами, когда в общий фонд госбюджета приходило 12-15 млрд. грн. в месяц, сумма хоть и серьезная, но не запредельная. Если доходы скукожатся до 6-7 млрд. - либо задержки с выплатой пенсий, либо радикальное урезание спецпенсий, либо…
А ведь скукожатся. Вопрос лишь - насколько. И когда именно.
Экономика страны на всех парах скатывается вниз. По расчетам Института демографии и социальных исследований, достаточно неприятная ситуация с зарплатой. Прошлогодняя ноябрьская (в ценах декабря 2007 года, то есть очищенная от инфляции) была чуть ниже, чем мартовская-апрельская того же года. Но выше прошлогодней январской. Хотя декабрьская за 2008 год против ноября поднялась, и существенно. Что вроде дает если не повод для оптимизма, то передышку.
Однако, по данным Госкомстата, задолженность по зарплате на 1 января с.г. составила 1,123 млрд. грн. - против 668,9 млн. на 1 января 2008-го. По сути, в зарплатной сфере страна за считанные месяцы вернулась на три с половиной года назад - к февралю-августу 2005-го.
Только за первые два месяца кризиса на 132,5 тыс. чел. сократилось количество занятых в промышленности. Хотя справедливости ради следует сказать, что тенденция к сокращению персонала наблюдалась и раньше, уже с марта 2008 года. И, увы, продолжится в нынешнем. Только статистика, как всегда, несколько лукава: если пересчитать внешне благополучные цифры по эквиваленту полной занятости, то окажется, что кадровый потенциал промышленности с апреля прошлого года сократился почти на 420 тыс. чел.
Да, среднестатистический украинский работодатель пока проявляет гуманность и стремится не рубить по живому. Кто-то сокращает на 30% фонд оплаты труда, кто-то увольняет работающих на полставки… И все-таки количество официальных безработных с 1 ноября прошлого года возросло почти на 400 тыс. человек.
Ситуация усугубится тем, что вскоре так или иначе начнут возвращаться домой мигранты - "внутренние" и "внешние". Институт демографии вместе с Госкомстатом провели прошлом году исследование по трудовой миграции. Путем опроса 42 тыс. человек были установлены масштабы трудовой миграции (т.е. количество тех наших сограждан, кто меньше года работает за границей) - 1,5 млн. Половина из них работают в России. Достаточно велик удельный вес украинских мигрантов в Чехии и Италии.
65% не имеют разрешения на проживание, 68% - разрешения на работу. То есть примерно 850 тыс. чел. - это действительно нелегальные трудовые мигранты. Многие из них, учитывая кризис в строительстве, скорее всего, начнут возвращаться домой, где тоже кризис. Из России, по мнению авторов исследования, будет возвращаться больше людей.
Чем встретит их Украина? Разговорами, что кризис - вот-вот! - будет преодолен? Растущими ценами и закрывающимися заводами? Не хотелось бы…
С точки зрения системных мер по преодолению кризиса январь, можно сказать, прошел вхолостую. Да, боролись за Нацбанк, да, определились с ценой на газ. Но не сделали почти никаких сколько-нибудь серьезных шагов по реформированию бюджетной сферы или оптимизации бюджетной политики. А когда с сайта Фонда госимущества мы каждый день видим улыбающуюся Валентину Семенюк-Самсоненко в роли главы, будто и не уволили ее 26 декабря прошлого года, то понимаем, что за наведение порядка в этом ведомстве и раскручивание приватизации пока, увы, никто не брался. Или и в 2009-м, как в прошлом году, без приватизационных поступлений в бюджет можно будет обойтись столь же безболезненно?
"2009 год обещает быть очень сложным по очень многим показателям, - говорит доктор экономических наук, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. - Наш прогноз, по состоянию на сегодняшний день, составляет примерно 6-7% падения ВВП при достаточно высокой инфляции - 17-19%. И мы не должны преувеличивать возможности украинской экономики самостоятельно справиться с этими проблемами. Инструментарий, находящийся в руках украинского руководства, крайне ограничен как по составу, так и по эффективности. Поэтому восстановление экономики начнется не раньше, чем экономики мировой, чем возобновится доступ к внешним финансовым источникам. По оптимистическому варианту, это произойдет не раньше первого квартала 2010 года, по более реалистичному - в первом полугодии 2010-го"…
Наталия Яценко
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас