Дорогие дороги — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дорогие дороги

1873
Платный въезд в Киев - не планы на будущее, не пункт избирательной программы, а решение, одобренное 99 депутатами Киевсовета. Бесплатный въезд в город гарантируется только киевлянам. Но платить придется не только на подступах к столице. ВР приняла изменения в закон "О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог": инвестиции теперь будут возвращаться в виде платы за проезд по шоссе и доступ к объектам дорожного сервиса.
Дорогая моя столица
По данным городской администрации, ежедневно границы Киева пересекают около 245 тысяч автомобилей. Среди них 20-25 тысяч транзитных грузовиков и около 100 тысяч легковых машин, незарегистрированных в городе. Таким образом, благодаря платному въезду в столицу, власть собирается уменьшить пробки, увеличит пропускную способность улиц и заработать денег для транспортной отрасли. Деньги планируют пустить на реконструкцию транспортных развязок, строительство объездной дороги, увеличение количества общественного транспорта. Сплошные благие намерения - как обычно.
Предваряя неизбежные возмущения общественности, городская власть заранее предупредила, что плату за въезд будут брать "не с завтрашнего дня", а как минимум через три года. Ведь для успешной реализации этой идеи необходимы терминалы, пропускные пункты, система тарификации. А для этого нужно 300 миллионов гривен. Определенные ограничения на передвижение по столице уже действуют. Так, транзитным грузовым автомобилям в 2008-ом году запретили ездить по Киеву с 7 часов утра до 20 вечера. Да только терминалы, где можно дождаться времени для проезда по городу, в необходимом количестве еще не созданы.
Народная молва традиционно уже прописала пункт назначения 300 миллионов - чей-то карман, а в перспективы быстрого и качественного строительства верится с трудом. Но все денежно-строительные нюансы меркнут на фоне общественных дискуссий. Спор киевлян и некиевлян "кто за и кто против платного въезда" не имеет однозначного решения. Ведь любую точку зрения можно сделать правильной благодаря качественно подобранному набору аргументов.
Ограниченный въезд автомобилей в столицу - хотя бы немногим более свободные дороги, меньшее загрязнение окружающей среды, меньшее количество аварий. Не обойтись здесь и без банального аргумента вроде "понаехали тут, пусть платят". Что ж, коренных киевлян тоже можно понять: со своим уставом в чужой монастырь не ходят.
Имеет право на жизнь и противоположное мнение. Юридически подкованные автолюбители усматривают в платном въезде нарушение Статьи 33 Конституции Украины, в которой говорится о свободном перемещении по территории Украины, и закона Украины о свободе перемещения и выборе места жительства. Но здесь как в том анекдоте - непонятно, куда округлять. Ведь формально запрета нет: хочешь ехать - плати и едь. В непонятной ситуации оказываются те жители столицы, которые постоянно живут в Киеве, но прописаны, например, в другой области, где также регистрировали и автомобиль.
Есть сомнения и по другому поводу: немалая часть из тех, кто въезжает в Киев на машине с некиевскими номерами, едут в город на работу. Совет пересесть на общественный транспорт в нынешних реалиях достаточно бесполезен, а значит - город недосчитается рабочих рук. В регионах кто в шутку, а кто и всерьез предлагает ввести платный въезд во все города Украины для машин с номерами АА (автомобильный код Киева), но подобная мера вряд ли будет признаком конструктивного диалога.
Традиция оплаты передвижения по городу распространена во многих других государствах. Сегодня плату за въезд в город или отдельные его районы с вас возьмут в Лондоне, Иерусалиме, Риме, Юрмале, Милане, Осло, Стокгольме. Правда, в Лондоне, где платный доступ в центр ввели в начале 2002-го года, подобные меры планируют частично отменить, поскольку они признаны недостаточно эффективными.
Столица согласно одному лишь статусу должна быть центром жизни всего государства. Поэтому неиссякаемый приток машин и людей в город должен разумно контролироваться, а не слепо урезаться. Киев занимает удобное географическое положение и служит связующим звеном между западом и востоком, севером и югом. Безусловно, есть примеры, когда "формальная" столица не совпадает со столицей "фактической". Например, можно сказать, что в Боливии существуют две столицы: конституционная - город Сукре и Ла-Пас, в котором находится большинство правительственных учреждений. Конечно, для спасения столицы от транспортного коллапса все средства хороши. Но подавать их на суд общественности нужно подготовленными и четко спланированными на годы вперед, дабы не тревожить население. И чтобы не вызывать реакцию, подобную той, которая последовала от Госавтоинспекции, где уже отказываются выполнять решение Киевсовета до тех пор, пока оно не будет иметь силу закона.
Роскошь, а не средство передвижения
Ни для кого не секрет, что Украина стремится в Европу. Ну, или хотя бы декларирует подобное стремление. Соответственно, во многих вопросах нужно равняться на Запад. Возможно, если бы на Руси решили две главные проблемы (если кто запамятовал - дураки и дороги), Европа автоматически распространилась бы на наши территории, но пока не удается решить хотя бы вторую проблему из известной поговорки.
В Европе многие дороги - платные. За возможность прокатиться по трассе с хорошим покрытием, которое в наших краях ох как нечасто встречается, нужно выложить определенную сумму. Подобное нововведение ожидает и Украину.
Уже затихли разговоры вокруг трассы Киев-Одесса, которую строили всей страной, и которая должна была стать первым платным автобаном в Украине. Стоимость проекта составила 2 миллиарда 700 миллионов гривен. Это уже потом Счетная палата Украины сообщит, что из-за отсутствия единого проекта реконструкции стоимость трассы увеличилась на 1 миллиард. Но сейчас не об этом.
Согласно решениям ВР, инвесторы будут возвращать вложенные в дороги средства путем взимания платы за проезд. При этом должна существовать бесплатная альтернатива платной трассе. Когда в Украине появится первый платный отрезок пути - сказать затрудняется даже министр транспорта. Разговоры пока идут вокруг пусть радужных, но всего лишь перспектив. К тому же воедино слились столь противоположные факторы, как необходимость подготовки к Евро-2012, которая предусматривает улучшение дорожной ситуации в стране, и финансовый кризис, о котором все небезпричинно не устают напоминать.
Но если уж следовать мировым тенденциям - то во всем. А мир ныне борется за уменьшение количества автомобилей и за современные методы диагностики пробок. В Англии экспериментируют с определением загруженности дороги согласно сигналам мобильных телефонов: чем больше скопление сигналов в одном месте, тем вероятней, что там пробка, ведь ныне мобильники есть практически у каждого, да и не по одной штуке на человека. В Калифорнии прогнозы пробок выходят на экраны телевизоров сразу после прогнозов погоды, данные основываются на ежедневных наблюдениях с 2005-го года. Поощряется использование автомобиля несколькими семьями или простыми попутчиками: машина с пассажирами имеет преимущество над тем авто, на котором передвигается только один человек. Таким образом снижают транспортную нагрузку. Подобное явление уже получило свое название - сarpool. В Вашингтоне меняют направление полос на дороге согласно загруженности в разные часы. А в Корее граждан за использование метро или автобусов поощряют плакатами "Спасибо! Вы прекрасны тем, что пользуетесь общественным транспортом!". Самый действенный способ уменьшения автопарка избрали в Сингапуре: машин должно завозиться минимальное количество и стоить они должны баснословные суммы. Метод действенный, но особой популярности в мире не получил.
По мнению Остапа Бендера, автомобиль роскошью не был. Времена меняются. Использование машины становится роскошью, за которую надо платить.
Введению платы за пользование дорогами или въезд в город наверняка порадуются представители "зеленых" организаций. Доведется ли радоваться обычным гражданам - неизвестно. Общественный транспорт у нас вызывает чувства сострадания и ужаса. А если вспомнить, как быстро в Украине воплощают в жизнь планируемые изменения, то автомобилисты пока могут спать спокойно и не беспокоиться за свои кошельки.
Ирина Чернуха
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас