Империалисты — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Империалисты

2589
Мы теряем его
Первой пострадала Северная Америка: в 2008 г. здесь было продано легковых авто, внедорожников и пикапов в среднем на 18% меньше, чем в 2007 г., - соответственно, 13,2 млн против 16,5 млн. В нынешнем, 2009 г., по самым оптимистичным оценкам американского консалтингового агентства CSM Worldwide, скорее всего, будет реализовано около 11 млн экземпляров.
Эксперты Citigroup Global Markets настаивают на цифре 10,8 млн. То есть примерно столько же, сколько и 15 лет назад. Слабым утешением служит то, что от кризиса пострадали и американские филиалы азиатских и европейских компаний. Лишь Subaru удалось получить незначительный прирост в 0,3%. Что в нынешних условиях можно считать успехом.
Но есть и неприятные для американского автопрома нюансы. С 1945 г., когда первые импортные автомобили высадились на североамериканском континенте, доля отечественных производителей неуклонно падает. Когда-то, в конце 1950-х годов, “чужие” забирали лишь 2-3% рынка. Нынче “Большая тройка” (Chrysler, Ford, General Motors) - уже почти гости в собственном доме. Если в 2007 г. их рыночная доля составляла 50%, то в 2009 г. она, по мнению аналитиков, сократится до 43%. И, судя по всему, продолжит падать.
Кроме того, в отличие от конкурентов, американский автопром терпит многомиллиардные убытки. К примеру, General Motors в 2005-2006 гг. потеряла более $12 млрд; в 2007 г., когда никаким кризисом еще и не пахло, потери GM составили $39 млрд. За 9 месяцев 2008 г. GM лишился $21 млрд, уступив заодно место производителя №1 в мире японской Toyota. Chrysler и Ford в этом отношении выглядят получше. Их убытки не столь устрашающи.
Основных причин две. Первая - внутренняя. Любители американских авто упрекают компании “Большой тройки” в том, что они ухитрились утратить одно из своих основных преимуществ - оригинальный дизайн, скатившись до банального подражания лучшим образцам немецкого и японского автопрома. Хотя когда-то все было наоборот. Кроме того, топ-менджемент “Большой тройки” умудрился проглядеть очередной скачок цен на топливо в 2007 г., увлекшись тяжелыми “пожирателями бензина” в лице джипов и пикапов.
Вторая причина - это предвзятое отношение и общества, и правительства. От “Большой тройки” требуют выполнения обширных социальных программ по уплате солидных зарплат и пенсий, которые повышают себестоимость каждого автомобиля примерно на $1 тыс, и одновременно предписывают вкладывать деньги в экологические проекты вроде “водородомобилей”. Последние, как известно, служат для успокоения расшатанных нервов многочисленных “зеленых”, обвиняющих автомобилистов в перманентном загрязнении окружающей среды. Это, понятное дело, способствует глобальному потеплению, из-за последствий которого наступит конец света. Дошло до того, что вице-президент General Motors Боб Лютц на одной из пресс-конференций в начале 2008 г., не выбирая выражений, заявил, что идея глобального потепления - это полная чушь. Допекли.
Добавьте к этим двум причинам финансовый кризис. Нет денег у населения - нет продаж. Неудивительно, что в октябре 2008 г. “Большая тройка” оказалась на грани банкротства. Продажи GM упали на 45%, Ford и Chrysler - на 30-32%. Все три корпорации немедленно попросили у родного правительства кредит сначала на $50 млрд, а затем - на $20 млрд. Однако сенат США в просьбе отказал. Одной из причин явилось странное поведение единого профсоюза “Большой тройки” (United Auto Workers), который отказался урезать плату сотрудникам до уровня платы работникам японских филиалов.
К счастью, в конце декабря 2008 г. президент Джордж Буш выдал наиболее пострадавшим GM и Chrysler $17,4 млрд госкредита из знаменитого резервного 700-миллиардного фонда. Ford от кредита отказался, посчитав условия чересчур жесткими. Если до 31 марта оба концерна не сократят зарплаты, премии и пенсии и не проведут реструктуризацию, то должны будут передать государству акции на сумму, равную 20% кредита. Что даже при нынешней стоимости акций General Motors и Chrysler (которая падает) равносильно национализации. Добро пожаловать в социализм, господа!
На очереди Азия
Не стоит думать, что если в Америке случился автомобильный апокалипсис, то в Японии - все замечательно. Мало того что японские авто в США продаются не настолько динамично, как раньше, так еще у себя на родине объемы продаж в 2008 г., по сравнению с 2007 г., снизились на 6,5%. А автопроизводитель №1 в мире - Toyota - впервые закончил год с убытками примерно в $1,66 млрд.
В Корее в очередной раз обанкротился SsangYong. В прошлый раз (в 1998 г.) его спас Daewoo. Нынешний владелец - китайская компания SAIC - решила не возиться с отделением, продажи которого в декабре сократились на 53%, а долги составляют почти $0,5 млрд.
Появились проблемы и у индийцев. Tata Motors, которая неосмотрительно приобрела у Ford “благородные” Jaguar и Land Rover, столкнулась с серьезными падениями продаж. В ноябре-декабре спрос на машины Tata на родине снизился на 60%, а во всем остальном мире - на 30%. Британские авто тоже не очень-то продаются. Вот и получается, что ежели Tata не получит помощи от правительства (Индии или Англии), “дикие кошки” и “породистые внедорожники” могут оказаться на грани выживания.
На этом мрачном фоне весьма позитивно смотрится Китай, где продажи автомобилей за декабрь 2008 г., по сравнению с декабрем 2007 г., увеличились на 8,1%. А сам рынок вырос на 7,4%, до 6,43 млн авто. Подобных результатов удалось достичь в том числе благодаря правильным действиям партии и правительства, которые снизили цены на топливо и налоги на автомобили. В Украине же поступают с точностью до наоборот.
Европа готовится
Западноевропейские продажи автомобилей вполне сравнимы с американскими: в 2005-2007 гг. ежегодно реализовывалось около 14,7 млн машин. В прошлом году падение продаж составило около 8,4% (до 13,56 млн). На этот год аналитики из американского маркетингового агентства J.D. Power and Associates предрекают их сокращение до 11,39 млн штук. Сильнее всего пострадают Испания (прогноз падения продаж - 25%), Великобритания и Германия, где экспорт, по данным немецкой Ассоциации участников автоиндустрии (VDA), в декабре 2008 г. сократился на 22%. Ничего удивительного. Львиная доля Mercedes-Benz E- и S-классов, а также BMW 5-й и 7-й серий уходила в Америку. Продажи всех новых авто в самой Германии упали за декабрь на 7%.
Не дожидаясь катастрофы, европейские компании немедленно озаботились получением кредитов. Opel рассчитывает на $1,4 млрд от правительства Германии. Renault собирается взять у правительства Франции EUR9 млрд. А в Peugeot-Citroёn пока ждут кредит на EUR1 млрд. Как заявил замминистра промышленности Франции Люк Шатель, помощь французским автопроизводителям будет оказана до конца января. Интересно, что спрос на новые машины во Франции и Германии стимулируется правительственными скидками при сдаче в утиль старого авто. К примеру, во Франции для этого выделено EUR220 млн.
Совсем не оригинально отреагировали на кризис в Украине и в России. Отечественных производителей, как всегда, будут стимулировать увеличением цен на новые “иномарки”, связанным с ростом курса евро и доллара по отношению к гривне, и безумными таможенными пошлинами на подержанные. Цены на бензин, естественно, тоже поднимут, налоги и штрафы уже увеличили. В России повышение пошлин на импортные автомобили даже привело к массовым беспорядкам. У нас - пока тихо.
Спасение утопающих
Нынешний кризис не первый и, скорее всего, не последний. Рецепты известны и проверены. Проекты дорогих спорткаров и люкс-авто будут отложены до лучших времен, а существующие модели постараются максимально унифицировать в целях сокращения издержек. К примеру, Honda прекращает разработку суперкара NSX и нового мотора V8, не станет выпускать и новую версию родстера S2000. При этом американский и европейский Accord будут заменены одной моделью. С перепроизводством и сопутствующим переполнением складов корпорации борются временной остановкой конвейеров. Toyota - на 11 дней, а Chrysler закрыл все свои заводы на месяц с 19 декабря прошлого года. В придачу многие производители переходят на работу в одну смену.
Одновременно закрывают лишние заводы, а работников безжалостно увольняют тысячами. Только GM в прошлом году расстался с 74 тыс. сотрудников. Правда, большую часть из них просто отправили на пенсию. Chrysler в этом году сократил 4,3 тыс. работников из 17,3 тыс. А Nissan, в свою очередь, лишился 1,2 тыс. человек персонала британских филиалов.
Параллельно распродается лишняя собственность. Среди прочего - акции компаний, купленные в лучшие времена. К примеру, Ford избавился от 20% акций Mazda, получив за них $515 млн, а General Motors в два приема продал 20% Suzuki. Реализовывают также земельные участки, лишние офисы и даже целые отделения. Так, GM настойчиво ищет покупателей на Hummer, Pontiac и SAAB. И, что характерно, никак не может найти. Ford же мечтает куда-нибудь пристроить Volvo.
При этом, наверняка, мы станем свидетелями появления новых автомобильных империй. Сомнительно, что к марту этого года GM и Chrysler смогут привести себя в порядок, несмотря на все бодрые заявления, что денег, мол, хватит, и все будет Ok. А значит, на очереди национализация и, вероятно, принудительное объединение, с закрытием дублирующих отделений. Напомним: в течение 2008 г. Chrysler уже планировал слияние последовательно все с тем же GM, затем - с Renault и даже с Hyundai. Дальше переговоров дело пока не пошло.
Японцы уже в полный голос обсуждают уменьшение количества национальных компаний с десяти до трех. Об этом сообщает агентство Bloomberg, ссылаясь на главу Suzuki Motor Corp. Осаму Судзуки. Прецеденты уже были. Например, в 1960-х годах фирмы Kurogane, Minsei и Prince добровольно-принудительно объединились с Nissan под давлением министерства внешней торговли и промышленности Японии. К слову, уже известный альянс Renault - Nissan, вполне возможно, будет продавать отделение Samsung, на которое давно и с интересом посматривает Hyundai.
Юрий Голубовский
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас