Почему остывают батареи — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему остывают батареи

Энергетика
2790
Массовые отключения горячей воды в украинской столице сигнализируют о близости полного развала коммунальной системы страны. Главная причина - отсутствие взаимодействия и взаимоконтроля действий государственной власти и местного самоуправления.
"Это была спланированная провокация", - объяснила премьер-министр Юлия Тимошенко то, что с 11 по 14 декабря была прекращена подача горячей воды в нескольких киевских районах. Четыре дня без горячей воды обходились жители свыше пяти тысяч жилых домов, а также 184 лечебных заведения, 133 школы, 276 детских садов в тринадцати жилых массивах. Выступив 17 декабря на очередном заседании Кабинета министров, Юлия Тимошенко заявила, что коммунальный кризис устроил мэр столицы Леонид Черновецкий, и только благодаря усилиям правительства удалось нормализовать обстановку.
В это время перед зданием Кабмина сторонники Черновецкого проводили акцию протеста против политики правительства, которая, по их мнению, привела к лишению киевлян коммунальных услуг. Ранее Черновецкий заявлял, что в проблемах с обеспечением теплом жителей столицы виновата компания "Нафтогаз Украины". С 18 ноября киевским котельным почти на 30% понизили давление газа. Температура в домах стала падать, и управляющая городскими ТЭЦ компания "Киевэнерго" была вынуждена прекратить подачу горячей воды.
НАК "Нафтогаз Украины", в свою очередь, винит столичную власть, которая не компенсировала "Киевэнерго" разницу между установленными тарифами и экономически обоснованными (как того требует закон о ЖКХ) и поэтому не может выплатить госкомпании долг в 200 млн гривен. Черновецкий отвечает, что сам "Нафтогаз Украины" должен "Киевэнерго" около 250 млн гривен за коммунальные услуги, но не соглашается произвести взаимозачет долга, требуя производить расчеты.
К четвергу 18 декабря все стороны конфликта нашли общего виновника. И НАК, и "Киевэнерго" в своих пресс-релизах заявили, что столичная власть обязана рассчитаться с предприятиями-поставщиками коммунальных услуг, после чего все смогут вернуть друг другу долги. Заложниками этих запутанных отношений между представителями разных уровней власти оказались потребители - предприятия и жители столицы. За их счет киевская власть, подняв тарифы на коммунальные услуги, рассчитывает закрывать дыры в бюджете, а поставщики услуг - сводить свой финансовый баланс.
Загадочные аргументы
С первого декабря в Киеве тарифы на отопление и горячую и холодную воду увеличены как минимум в полтора и как максимум в десять с половиной раз - в зависимости от категории потребителей. Есть также проект распоряжения о повышении платы за обслуживание домов и придомовых территорий для всех потребителей с 1,10 до 13,50 гривни за квадратный метр. Причем жителям дореволюционных домов и "хрущевок" придется платить больше, чем тем, кто живет в новостройках. Критерии - количество обслуживающих дом работников ЖЭКов и уровень их зарплаты. А с января 2009 года квартплата киевлян увеличится в два-пять раз, а для некоторых коммерческих предприятий коммунальные услуги подорожают в десять раз. Бюджетные учреждения (школы и больницы) будут платить больше за коммунальные услуги в среднем в полтора раза.
Такие меры объясняются необходимостью достичь экономически обоснованного уровня тарифов, иначе предприятия "Киевэнерго", "Киевгаз" и "Киевводоканал", работая себе в убыток, не смогут обеспечивать предоставление качественных коммунальных услуг (в полном объеме). В одном из пресс-релизов, которые АК "Киевэнерго" разослала накануне отключения горячей воды, сообщалось, что это - единственный способ сохранить тепло в домах. Но на тот же аргумент - "привести тарифы к уровню экономически обоснованных" - ссылался президент Виктор Ющенко, когда отменял первое распоряжение Черновецкого в конце октября о повышении тарифов на отопление и горячую и холодную воду для юридических лиц. Об этом говорится и в постановлении Государственной инспекции по ценам и решении Антимонопольного комитета. Между тем мэр Киева без особого труда отклонил все эти протесты. Уже во втором распоряжении он исключил из перечня бюджетных организаций, которым расценки на тарифы повышены, секретариат президента, учреждения Верховной Рады и правительства. Президенту этого оказалось достаточно, и последние распоряжения Черновецкого от 27 ноября он не отменял.
К формулировке "экономически обоснованные тарифы" государственные деятели прибегают как к аргументу и за, и против повышения тарифов еще с 2006 года, когда Киевская городская государственная администрация (КГГА) впервые резко повысила стоимость коммунальных услуг. Тогда заместитель мэра Анатолий Голубченко должен был предоставить общественности экономические обоснования этого решения. Однако ни один из опрошенных "Экспертом" депутатов Киевсовета не видел обещанного обоснования. "До тех пор пока в каждой квартире не будут установлены счетчики на тепловую энергию, холодную и горячую воду, корректного обоснования расценок на эти услуги быть не может. Если таких данных нет, тарифы должны формироваться исходя из уровня платежеспособности населения", - заявил "Эксперту" бывший мэр Киева, а ныне народный депутат Александр Омельченко. Тарифная политика регулируется множеством нормативных документов, начиная от законов о жилищно-коммунальном хозяйстве и о тепловой энергии и заканчивая правительственными постановлениями о формуле тарифа. Однако при формировании тарифов в Киеве все эти акты игнорируются.
Избирательная "Турбота"
До избрания Леонида Черновецкого мэром в Киеве действовал одинаковый тариф для всех категорий потребителей (исключением были только льготники среди населения). В своих распоряжениях о повышении тарифов Черновецкий поделил потребителей на бюджетников и "остальных", определив для бюджетников наименьший процент повышения. Перечень бюджетников составлялся на усмотрение руководства КГГА. Среди них оказались такие небедные хозрасчетные организации, как санаторий "Пуща-Водица" и телерадиокомпания "Киев".
Согласно закону о жилищно-коммунальном хозяйстве, если установленный исполнительным органом местной власти тариф на коммунальные услуги ниже экономически обоснованного (таковых расчетов, как правило, нет), то эта разница покрывается из местного бюджета. Однако в 2008-м у киевской власти появились проблемы с городским бюджетом - впервые за многие годы расходы в нем превысили доходы.
Более половины из запланированных в столичном бюджете на нынешний год расходов были сделаны уже в первом квартале года, перед перевыборами мэра в мае. Около 1,2 млрд гривен власть потратила на программу "Турбота" (денежные выплаты разным категориям киевлян), то есть 44% предусмотренных на нее в бюджете средств. "Эту программу придумал еще бывший мэр Александр Омельченко перед выборами в 2006 году, по сути, как механизм подкупа избирателей. Но он не предполагал, что ее можно применять в таких масштабах, как это делает Черновецкий. Омельченко определил три-четыре праздника, на которые малообеспеченным выплачивались деньги, и несколько общественных организаций, созданных для поддержки социально незащищенных", - говорит руководитель аппарата фракции Блока Виталия Кличко в Киевсовете Владимир Бондаренко. При Черновецком по программе "Турбота" выплачивались десятки тысяч родственникам погибших в разных войнах, политзаключенным, многодетным, сотни тысяч направлялись на счета общественных организаций (иногда без указания, какой именно) и десятки миллионов гривен - на выплату одноразовой денежной помощи социально незащищенным. Эти расходы киевская власть намеревалась покрывать за счет поступлений в четвертом квартале. Но в четвертом квартале выяснилось, что бюджет недополучил около 40% из запланированных поступлений - в стране разразился финансово-экономический кризис.
По словам начальника главного управления КГГА по вопросам ценовой политики Василия Яструбинского, убытки поставляющих коммунальные услуги предприятий составляют один миллиард гривен в год, и новые тарифы должны вывести их на безубыточный уровень. Предприятия-монополисты на рынке коммунальных услуг в столице - "Киевводоканал", "Киевгаз" и "Киевэнерго" - сами определяют необходимый им размер компенсации. Причем от увеличения размера тарифа запрашиваемые суммы на компенсацию не уменьшаются. "Происходит своеобразное рейдерство городского бюджета. Если в январе этого года трем предприятиям, по их данным, была необходима дотация в 472,6 миллиона гривен в год, то к осени она выросла до семисот миллионов, хотя затраты поставщиков, в частности цена на газ, оставались неизменными", - говорит Бондаренко.
Законодательство предусматривает, что в размер тарифа на коммунальные услуги закладывается норма рентабельности не более чем 12%. Для киевских предприятий ЖКХ в этом году была заложена рентабельность в десять процентов. Однако последнее распоряжение мэра Черновецкого о размерах тарифов повышает расценки на коммунальные услуги для населения минимум на 150%, а для отдельных юридических лиц - до 950%.
На сессии Киевсовета 18 декабря депутаты внесли изменения в бюджет и отменили граничную рентабельность коммунальных предприятий в десять процентов.
Столичные тарифы на жилищно-коммунальные услуги растут не по закону о ЖКХ, а исходя из расходов предприятий, предоставляющих эти услуги. "На предложение заслушать отчет руководителей трех предприятий-поставщиков коммунальных услуг нам ответили, что его уже рассматривал наблюдательный совет и эта информация есть в комиссии по ЖКХ. Однако, как сообщила комиссия, таких сведений у них нет", - подчеркнул Владимир Бондаренко.
В 2006 году Киевсовет своим решением ввел предприятия "Киевводоканал", "Киевгаз" и "Киевэнерго" в единую акционерную структуру закрытого типа "Киевэнергохолдинг" (КЭХ). Депутат Киевсовета Дмитрий Андриевский заявил "Эксперту", что с 2007-го информация о финансовом состоянии холдинга закрыта. Отказавшийся предоставить депутатам сведения о КЭХ глава комиссии по ЖКХ Юрий Бондарь одновременно возглавляет наблюдательный совет холдинга. У этой структуры есть все основания игнорировать столичных депутатов - сейчас у Киевсовета нет рычагов влияния на ее деятельность.
Акционирование столицы
Центральным предприятием в КЭХ, вокруг которого и создавался холдинг, является акционерная компания "Киевэнерго". Через нее проходят платежи за отопление и горячую воду. В управлении этой компании находятся киевские ТЭЦ, которые подогревают полученную от "Киевводоканала" воду и подают ее в дома, а также обеспечивают центральное отопление. Контроль над "Киевэнерго" гарантирует контроль над всем энергохолдингом.
Когда при Александре Омельченко создавался КЭХ, его контролировал Киевсовет (61%), имеющий также пакет акций в "Киевводоканале" (67%), "Киевгазе" (60% + 1 акция) и 12,73% в "Киевэнерго" (50% принадлежали Национальной энергетической компании Украины). В подписанном бывшим мэром решении о создании КЭХ от 5 апреля 2006 года 39% акций холдинга поделены между двумя кипрскими компаниями Densec Ltd и Zarova Ltd (20 и 19% соответственно). Омельченко заявил "Эксперту", что мелкие пакеты акций консолидировали в своих руках бизнесмены Василий Хмельницкий (ныне народный депутат от Партии регионов) и Андрей Иванов (до перевыборов Киевсовета в мае 2008 года был его депутатом, сейчас создал подконтрольную фракцию "Гражданский актив Киева"), скупив их у мелких акционеров – сотрудников компании. По данным Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в 2007 году Киевсовет не являлся акционером "Киевэнерго". У Национальной энергетической компании Украины остается 50% акций, остальные принадлежат двум кипрским компаниям Kapiton Trading Ltd и Fluminea Ltd. По информации "Эксперта", решения об изменении структуры акционерного капитала в КЭХ в базе данных Киевгорадминистрации нет. Значит, передел энергетического рынка столицы продолжается. В КЭХ уже представлены интересы Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК), входящей в бизнес-структуру Рината Ахметова System Capital Management. Генеральный директор "Киевэнерго" Эдуард Соколовский ранее возглавлял "Днепроблэнерго".
Таким образом, платежи за горячую воду и отопление, составляющие около половины квартплаты киевлян, поступают не в бюджет города, а на счета компании "Киевэнерго". А она не платит налоги в столичную казну, поскольку ею владеют структуры, зарегистрированные в офшорной зоне. Тем не менее жители Киева, выплачивая налоги в городской бюджет, будут не только платить "Киевэнерго" за тепло и горячую воду по повышенным в разы расценкам, но и компенсировать разницу в тарифах, которая определяется непонятным для них образом. Эти деньги КЭХ может использовать для погашения своего долга перед НАК "Нафтогаз Украины". На последней сессии Киевсовета 18 декабря Юрий Бондарь сообщил, что задолженность города перед "Киевэнерго" по компенсации разницы в тарифах составляет 500 млн гривен, а долг "Киевэнерго" перед компанией "Газ Украины" (дочерняя структура НАКа) равен 450 млн гривен. Вместе с тем руководителям предприятий-монополистов на столичном рынке коммунальных услуг удалось снять с себя обязательство по обеспечению этими услугами. Хозяйственный суд Киева 12 декабря вынес определение, в котором говорится, что "Киевгаз", "Киевводоканал" и "Киевэнерго" не несут ответственность за отключение теплоснабжения в Киеве. Согласно закону о теплоснабжении, поставщиками коммунальных услуг являются организации, на балансе которых числится здание. Предприятия, находящиеся в составе КЭХ, не имеют на своем балансе ни одного здания в столице. Это компетенция либо ЖЭКов, либо кондоминиумов, либо, если учреждения бюджетные, - местных управлений образования, здравоохранения и др.
"Киев из столицы, которая всегда была под надзором президента, при Леониде Черновецком превратился в вотчину группы бизнесменов. Представители частного капитала разделили между собой предприятия, входящие в ”Киевэнергохолдинг”, расставив на руководящих должностях своих людей. А после того, как эти лица по такой же схеме получили контроль и над городским банком ”Хрещатик”, Киевсовет потерял контроль над счетами, на которые поступают коммунальные платежи. Президент покрывает авантюру, поэтому Черновецкий и его окружение до сих пор удерживают власть в столице", - заявил в разговоре с "Экспертом" Александр Омельченко.
Контроль сверху, управление - снизу
Все публичные обвинения в адрес Черновецкого и киевской власти остаются недоказанными. Кроме следственной комиссии, инициированной Тимошенко накануне перевыборов в мае этого года, ревизию деятельности столичной власти никто не проводил. Попытки еще раз переизбрать мэра Киева (такие планы есть у нынешнего премьера) имеют все шансы на провал. Подкупая столичную бедноту небольшими льготами и выплатами, Черновецкий еще крепче сплотил ряды своих сторонников. Его оппоненты не могут предложить избирателям альтернативную стратегию управления Киевом.
До сих пор проблемы с обеспечением коммунальными услугами возникали в столице не по объективной технической причине, а из-за несогласованности действий власти на разных уровнях. Но это сигнал о том, что система государственного управления, которая не может обеспечить граждан жизненно необходимыми условиями, близка к своему коллапсу. Чтобы решить проблемы с коммунальной инфраструктурой, необходимо менять систему управления ЖКХ.
"Реформу в отрасли нужно начинать с изменения механизма государственного регулирования тарифов. Один из первых шагов - создание независимого регулятора в сфере жилкомхоза", - говорит бывший вице-премьер в правительстве Януковича Владимир Рыбак. Этот регулятор будет определять адекватность цен и тарифов. "Коммунальные предприятия и ЖЭКи сегодня ничем и никому не обязаны. В отрасли должен работать двойной механизм управления. Государство создает систему контроля - жилищно-коммунальную инспекцию, Нацкомиссию, контролирующую тарифы, жесткий мониторинг со стороны Антимонопольного комитета. А жильцам необходимо объединяться в кондоминиумы и лично следить за качеством и ценами услуг. Другого пути решения проблемы ЖКХ нет", - заявил министр Жилищно-коммунального хозяйства Украины Алексей Кучеренко.
Ирина Гасанова, Александр Кухтенко
По материалам:
expert.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас