К гадалке не ходи — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

К гадалке не ходи

Энергетика
3097
Помнится, пару лет назад, пребывая в Соединенных Штатах Америки, довелось поспорить с нашим соотечественником, который никак не хотел "обогащать" Джорджа Буша (действующего президента США) и покупать галлон (примерно четыре литра) бензина за четыре доллара.
"Где это видано, чтобы топливо стоило так дорого. Доллар за литр - это же грабеж! Вот тебе, пожалуйста, свободная страна - что хотят, то и творят!", - сетовал бывший харьковчанин, а ныне добропорядочный житель Чикаго. Мои доводы о мировой конъюнктуре, о росте спроса на нефтепродукты и прочие "реалии экономической жизни планеты" на собеседника никак не действовали. Ко всем моим аргументам он был глух и твердо стоял на своем: мировой спрос - чушь несусветная. Все происходящее - дело рук нечистоплотных властей, желающих заработать на "среднем классе".
Спорить с таким, по большому счету, пещерным максимализмом я не стала и "списала" упаднический дух моего визави на плохое настроение и неустроенность эмигрантской жизни. Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что зуб на Буша и все его "нефтяное лобби" в лице Кондолиззы Райс и Дика Чейни (как известно, оба чиновника являются крупными акционерами нефтяных компаний Texaco и Halliburton) активно точат и "коренные" американцы, ежедневно выкладывавшие "зеленый" за литр автомобильного топлива. Скажи я тогда о том, что не пройдет и двух лет, как покупка бензина за доллар покажется "большой удачей", мне бы наверняка настучали по голове.
А между тем, никто ведь действительно и предположить не мог, что еще год назад бочка нефти за 80 долларов (и бензин по $1.20 за литр) покажется баснословно дорогой, а уже к лету ту же бочку с руками отрывали за 140 долларов и тихо радовались тому, что успели "затариться" сырьем "до очередного подорожания". Впрочем, повод для радости имеется и сегодня: всего за три месяца стоимость нефти упала почти в 4 раза - с рекордных 147 долларов за баррель до 40. И даже эта - самая низкая за последние 15 лет цена - отнюдь не предел.
Дороговизна - плохо, дешевизна - еще хуже
Объяснить столь резкие "прыжки" нефтяной стоимости сегодня не берется никто. Зато ценовых прогнозов строят великое множество. Так, аналитики аудиторских компаний Goldman Sachs и Merrill Lynch предсказывают, что стоимость барреля нефти опустится до $25. А Международное энергетическое агентство (МЭА) - "дает" не менее 80 долларов. Экономисты Всемирного банка "ставят" на 75 долларов за баррель, а сотрудники Минфина и Минэкономразвития России уверены, что в 2009 году нефть будут покупать по 50 долларов, в 2010 - по 55, в 2011 - по 60 долларов. Правда, есть информация, будто в российском правительстве создана секретная группа специалистов, задача которых - рассчитать бюджет страны и расписать план развития народного хозяйства в условиях, когда нефть опустится до рекордных десяти долларов за бочку.
Вместе с тем, нефтедобытчики уверяют, что наиболее оптимальной является цена в 75-80 долларов за баррель. Таков порог рентабельности нефтедобычи и нефтепереработки. Цена в 40 долларов резко снижает доходы нефтяных государств и их нефтяных компаний.
Судите сами, в российском отделении уже упомянутой Merrill Lynch подсчитали, что удешевление барреля на 1 доллар сокращает годовые бюджетные расходы России на 2,2 миллиарда долларов. При среднегодовой цене в 30 долларов за баррель бюджет России недополучит 3,5 трлн рублей. Компенсировать недостачу смогут исключительно за счет средств правительственного резервного фонда. Но он хоть и рекордный - 3,7 трлн рублей, - но не резиновый. Случись что, и нефтяные "убытки" всего за год вымоют все накопления российского правительства.
Аналогичная опасность подстерегает и страны-члены ОПЕК, где доходы от продажи нефти составляют до 90% всего экспорта. Чем меньше они получат нефтедолларов, тем серьезнее будут сокращены социальные затраты, а это, в свою очередь, приведет к политической и социальной напряженности.
Но что характерно: нестабильность нефтяных котировок пагубна не только для поставщиков сырья. Как заявил на днях премьер-министр Великобритании Гордон Браун, неустойчивые мировые цены на нефть по-прежнему представляют угрозу всей мировой экономике, и в особенности для развивающихся стран, зависящих от нефтяного импорта.
Мнимое удобство "дешевой" нефти на деле оборачивается невозможностью элементарно сформировать государственные бюджеты: расчет государственных расходов на ввоз сырья (нефти и нефтепродуктов) становится непреодолимой задачей, а значит, серьезно расшатывает и без того зыбкое финансовое равновесие развивающихся экономик.
Как быть?
Закрепить ценовой показатель нефтяного барреля на оптимальных 75 долларах, по идее, не трудно. По законам рынка, цену на товар можно поднять либо административно - вручную, либо посредством искусственно созданного дефицита. Государства-экспортеры нефти, объединенные в картель ОПЕК, к дефициту готовы. Так, с 1 ноября они постепенно сократили добычу нефти на 1,5 млн баррелей в сутки. В ближайшее время рынок не досчитается еще полумиллиона суточных баррелей. "Рынок нуждается в крупном сокращении", - отметил генеральный секретарь Организации стран-экспортеров нефти Абдалла Салем аль-Бадри, указав, что "излишки" сырья достигают 100 млн баррелей.
В свою очередь вице-президент ведущей российской нефтяной компании "Лукойл" Леонид Федун утверждает, что миру не помешает снижение нефтедобычи до 2,5 млн баррелей в сутки. "Если с рынка убрать 2,5 миллиона баррелей или 125 миллионов тонн годовой добычи, цена нефтяной бочки может вырасти до 60-80 долларов", - уверен бизнесмен.
Однако эксперты такую уверенность, мягко говоря, не разделяют. Во-первых, снижение нефтедобычи, которое ОПЕК проводил уже дважды за последние месяцы, так ни к чему и не привело: падение цен не замедлилось. Во-вторых, рыночный ажиотаж возможен теперь лишь в одном случае - если к действиям картеля присоединится Россия, экспортирующая 4,5 миллиона баррелей в день (5% всего мирового экспорта нефти). Однако Москве, в отличие от Дохи или Дубаи, не так-то просто взять и остановить буровую установку. Во-первых, по причине непростого климата в нефтеносных районах. Расположенный где-нибудь в Сибири бур остановить, может, и легко, а вот заново запустить крайне сложно. Во-вторых, большинство российских нефтяных компаний, в отличие от арабских, - частные структуры, и обязать их существенно сокращать добычу нефти (равно как и наращивать ее по указке сверху) вряд ли возможно.
Ну и, наконец, не будем забывать о мировой экономической рецессии. Сегодня низкие цены на нефть продиктованы не столько "удовлетворенным спросом", сколько отсутствием спроса как такового. В погоне за ростом всевозможных продаж и доходов, мир и не заметил, как пресытился и сырьем, и технологиями, и товарами, в том числе далеко не первой необходимости. Самое время остановиться, отдышаться и оглядеться - так же, как оглядывались после Второй мировой войны, потом в середине 60-х годов и в середине 80-х. Выход тут один - не затягивать кризисную паузу и поактивнее стимулировать общемировой промышленный рост.
Худо без добра
Представляю, как сейчас рад, наверное, мой бывший соотечественник, которому не надо тратить целых четыре доллара на галлон бензина. По оперативным данным, литр топлива в Штатах стоит нынче 63 цента. Это, к слову, на 50 центов дороже, чем в нефтеносной Венесуэле, но на 10 центов дешевле, чем в такой же нефтеносной России.
В Украине бензин колеблется в районе 4.60 - 5.20 грн. за литр, что, в общем, тоже вполне терпимо. Правда, наслаждаться таким рыночным "удобством" получится максимум до весны. Уже к апрелю сотрудникам украинских АЗС наверняка придется снова поменять "заправочные" ценники в сторону увеличения.
Во-первых, веское слово скажет "посевная" с повышенным спросом на дизель и прочие горюче-смазочные материалы. Во-вторых, свои ценовые условия продиктуют импортеры нефтепродуктов, контролирующие более половины отечественного топливного рынка. Их цену просчитать практически нереально по той простой причине, что схемы топливного импорта в нашей стране преимущественно "серые" и контролируются не государством, а двумя сотнями трейдеров, работающих под прикрытием соответствующего кабминовского разрешения времен первого премьерства Юлии Тимошенко.
Тогда, в 2005 году, Юлия Владимировна, стремясь снизить цены на топливо, заявила, что поддержка отечественной нефтепереработки - не есть государственный приоритет. Главной целью правительства стало насыщение внутреннего рынка посредством отмены таможенной пошлины на импорт нефтепродуктов. Таким образом, Кабмин развязал руки всем желающим торговать здесь бензином российского, белорусского или литовского производства.
С тех пор отечественные НПЗ работают не просто в полсилы, а из рук вон плохо. Средняя загруженность шести заводов (именно столько их в нашей стране) общей мощностью 52 млн т в год составляет немногим более 10%. Изменить ситуацию не представляется возможным. Разве что вернуть таможенную пошлину на высоту четырехлетней давности. Правда, административного рвения (если даже ВТО его "пропустит") будет явно мало: за 4 года украинские заводы не только не модернизировали производство, но и заметно подряхлели. Усугубила непростое положение дел и регулярная смена заводских собственников (за исключением Одесского и Лисичанского НПЗ).
Стало быть, рассчитывать сегодня на то, что, закупив дешевой нефти, мы уже завтра зальем свой рынок дешевым бензином собственного производства, - не просто самонадеянно, а глупо до крайности. Куда мудрее будет смириться с тем, что наметившийся общемировой нефтяной "праздник" пройдет, скорее всего, без нас. Хотя, как знать. Может, и у них "нефтяная" радость будет недолгой...
Олеся Сафронова
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас