Проект бюджета базируется на более чем оптимистическом сценарии развития экономики Украины в 2009 г.


Эксперты компании "Astrum Investment Management" проанализировали проект бюджета, представленный правительством 23 декабря 2008 года в Верховной Раде Украины:

Мы считаем, что проект бюджета, представленный правительством, основан на нереальных макроэкономических показателях, а законы о дополнительном налогообложении опасны для экономического развития страны. Проект бюджета базируется на более чем оптимистическом сценарии развития экономики Украины в 2009 г.

Прогнозы роста ВВП на 0,4% и спада экспорта всего на 3,8% игнорируют существующую конъюнктуру на мировых рынках и масштабную рецессию, в которую сейчас вошли все ведущие экономики мира. В то же время, заниженная инфляция в 9,5% несколько компенсирует влияние на бюджет слишком позитивного прогноза экономического роста. Доходы государственного бюджета заложены на уровне 237,5 млрд. грн., что на 5,6 млрд. грн. выше, чем в 2008 г.

Расходы бюджета должны составить 265,6 млрд. грн., что приведет к рекордному дефициту 27,9 млрд. грн. Дефицит в 3% от ВВП противоречит программе взаимодействия с МВФ и ставит под вопрос получение следующих траншей кредита.

В поисках источников доходов бюджета в следующем году правительство предложило принять ряд налоговых законов. По крайней мере, одно нововведение - налог на недвижимость, прямо увеличивает налоговую нагрузку на экономику. Еще один пакет законов предусматривает переход от нескольких социальных налогов на единый социальный взнос.

Опасения вызывает то, что такое положительное нововведение правительство предложило только сейчас, в условиях форс-мажора при подготовке бюджета на следующий год. После обнародования оригиналов документов станет более ясно, принесут ли предложенные изменения увеличение объемов налоговых сборов. Мы считаем, что это нереально - в фазе экономического спада попытки государства увеличить налоговое давление могут только усугубить негативные процессы в реальном секторе.

Среди позитива законопроекта следует отметить отказ от запланированного ранее повышения ряда показателей социальных расходов бюджета. Минимальная зарплата, должностные оклады в бюджетной сфере и прожиточный минимум на 1 января 2009 г. будут сохранены на уровне декабря 2008 г. Сокращение доходов госбюджета, наблюдаемое в конце 2008 г., не позволило бы профинансировать индексацию социальных выплат. В марте 2009 г. мы ожидаем традиционного пересмотра бюджета, в котором будет учтено дальнейшее падение налоговых поступлений и, скорее всего, перенесены сроки дальнейшего повышения расходов на социальную сферу.

Основное опасение по поводу нового бюджета, которое преследовало финансовые рынки Украины, к счастью, не должно реализоваться. Самая большая угроза исходила от возможного эмиссионного финансирования дефицита бюджета. Однако, несмотря на значительность величины дефицита в 3% от ВВП, подобный дефицит может быть профинансирован благодаря предоставлению 0,5 млрд. долл. Всемирным банком и 1,7 млрд. евро Евросоюзом, что должно уберечь финансовую систему страны от полного разбалансирования.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Опросы
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua