Бедные родственники — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бедные родственники

Казна и Политика
2614
Удивительно, однако, и не постижимо рядовым умом наше государство. Что ни действие - то борьба, что ни явление (погодное, в том числе) - то стихийное бедствие. За урожай - боремся, за курс гривни - копья ломаем, снег в декабре - не к добру, а с бюджетом к концу года и вовсе катастрофа.
Причем каждый раз обещаем себе исправиться и научиться готовить сани летом, а телеги зимой, но приходит время, и все начинается заново: с чем встречать посевную не понятно, где взять денег на очередные электоральные "радости" - не известно, и как свести государственный финансовый план в условиях перманентного недостатка ресурсов, знают только два человека в стране - либо Виктор Пинзенык, либо Николай Азаров.
Да и им, вечным министрам финансов, эта "кройка" Тришкина кафтана под названием бюджет страны - тоже как проклятие и наказание. Государственная голь хоть и хитра на выдумки, но латать дыры с каждым годом все сложнее: материалец сплошь изношенный и под руками на нитки распадается.
Правда эта горькая - ни для кого не секрет. И народ ее знает, но не ропщет, потому что голосуй - не голосуй, а заменить существующую систему госфинансов можно только радикальным способом. И поскольку экстремизм, а тем паче финансовый - это не наш метод, выбирая из всех зол меньшую, украинские граждане предпочитают шоковой бюджетной терапии (с массой непопулярных и где-то антисоциальных решений) очередную "лапшу" о том, что "уж нынешний годовой финплан будет самым социальным и самым передовым из всех социальных и передовых".
Теоретически - лошадь...
Согласно Бюджетному кодексу, процесс формирования главной государственной сметы Украины прост и незатейлив. С января по август правительство совместно с бюджетным комитетом парламента и местными органами власти готовит проект государственного бюджета на будущий год и в середине сентября (не позднее 15 числа) представляет его Верховной Раде для обсуждения в "первом чтении". Народные депутаты не спеша и вдумчиво читают, обсуждают, вносят поправки, советуются с экспертами и возвращают поданный на рассмотрение документ обратно в Кабмин.
К середине ноября исправленный и уточненный вариант финплана вносится на повторное чтение и не позднее 15 декабря утверждается парламентом, а затем - подписывается главой государства. Соблюдение этих, согласитесь, несложных правил позволяет и властям, и рядовым гражданам, и бизнесу (как внутреннему, так и иностранному) спокойно встречать Новый год и быть фактически уверенным в завтрашнем дне.
Но это в теории. На практике же за все время существования Бюджетного кодекса нормы о сроках подачи проектов бюджетов полностью не соблюдались ни разу. Более того, утверждение бюджета в декабре превращалось в формальность, и в январе-марте финплан если не переписывали полностью, то пересматривали значительно. Изменились цены на газ, бензин или сахар (сталь, прокат и прочий уголь) - перекраивай бюджет.
Собрали меньше налогов, провалили план по таможенным сборам, увеличили пенсии, но при этом не продали госимущества на очередной миллиард гривень - опять берем в руки бюджетные ножницы. А уж если в стране прошли выборы, и в Кабмине сменилась власть, тут вообще "спасайся кто может", потому что "в предыдущем правительстве работали дилетантские дилетанты, а мы пришли - профессиональные профессионалы со своим бюджетом".
... А практически - не везет
В нынешнем году выборов не случилось, и Кабмин не менялся (текущие кадровые перестановки в обмен на коалицию не в счет). Профессиональные профессионалы, поменяв бюджет-2008 по своему разумению, должны были не только выполнить собственные финансовые установки, но и подготовить бюджет-2009, не менее профессиональный и "социально" ориентированный.
Соблюсти формальности удалось: очередной "шедевр" финансовой мысли - проект госбюджета на 2009 год выдали "на гора" в аккурат к 15 сентября. Правда, с "профессиональным" наполнением документа вышла заминка.
Напомню, доходная часть сентябрьского проекта бюджета-2009 составила 285 млрд грн., расходная - 302,4 млрд грн. Рост внутреннего валового продукта (ВВП) запланировали на уровне 6%, дефицит - на уровне 1,4%, а показатель инфляции "остановили" на отметке 9,5%.
Реалистичность доходной и расходной части госсметы тогда, в сентябре, никого не возмутила. Не удивила и статья о финансировании госаппарата. Например, одни лишь "представительские" расходы Президента Украины "потянули" на 350 миллионов гривень, и это не считая еще 207,2 млн грн., выделенных непосредственно на содержание главы государства. Парламент "обошелся" бы налогоплательщикам в более чем 660 млн грн., Кабмин - в 501 млн грн. Что с того, что только на государственные приемы в Верховной Раде и Секретариате Президента выделили более 16 миллионов гривень, а на подготовку, скажем, спортсменов-олимпийцев, представляющих страну на международных соревнованиях, - всего 7 млн?
Такие диспропорции в глаза не бросились. А вот прогноз инфляции в 9,5% - бросился. Первый заместитель главы президентского Секретариата Александр Шлапак тут же нашел причину ошибочности кабминовских планов. "Правительство рассчитывает получать газ по $250-260 на границе с Украиной. По моему мнению, это нереальный показатель и нам нужно было бы в обязательном порядке заложить в бюджет минимум $300. Это существенно изменит всю картину бюджета", - заявил чиновник. С ним согласились и наблюдатели, назвавшие реальным показатель роста цен в 14-15% и призвавшие начислять компенсационные выплаты и социальную помощь не на основании инфляционных показателей, а исходя из роста ВВП.
"Неуд" кабминовскому проекту бюджета поставили местные власти и аграрии. Последним показалась недостаточной предлагаемая правительством отсрочка по кредитным платежам (до октября 2009 года) и общий объем расходов на сельское хозяйство. А муниципалитеты забили тревогу в связи с ростом безработицы и последовательным сокращением фонда заработной платы - основного источника налогового наполнения местных бюджетов. "Заменить" зарплатный налог, по мнению правительственных деятелей, должен был налог на недвижимость. Но вот беда: законопроект, разрешающий взимать дополнительную плату за обладание особняками и "хатынками", до сих пор не подписан. Равно как не прописан десяток других "налоговых" законопроектов, придуманных Юлией Тимошенко и Ко и призванных "разрешить бизнесу и местной власти дышать полной грудью".
Уникальными с точки зрения своей сказочности были и бюджетные планы по реализации целого ряда инфраструктурных проектов - особенно, строительства новых дорог (государственного и местного значения), электростанций, а также реформирования ЖКХ. В своевременности заявленных инициатив никто не сомневался, но ни в сентябре, ни, тем более, сейчас - в декабре, никто так и не ответил: кто же оплатит весь этот бюджетный банкет? Таможня, Налоговая, Минфин с очередным госзаймом, Всемирный банк, выдающий кредиты под государственные гарантии или Фонд госимущества, на котором все еще "висят" два миллиарда долларов за приватизацию оставшихся в госсобственности предприятий? Вопрос, между прочим, не праздный.
Попытка номер два
Не исключено, что в любое другое время такой - даже не вполне реалистичный - бюджет был бы пусть и с поправками, но принят. Страна получила бы в целом худо-бедно скроенный финплан, а все необходимые заплатки Кабмин нашивал бы потом - в привычном, ручном режиме. Но свои коррективы внес всемирный экономический кризис, отреагировать на который надо было обязательно.
Первым отреагировал Виктор Ющенко. Он призвал правительство отозвать из парламента проект госбюджета-2009 и начать подготовку другого документа. Сроку на выполнение поручения дали всего две недели. Однако угождать главе государства Кабмин не торопился, и через две недели лишь признал, что "был не прав". "Мы отзываем сейчас бюджет, полностью его переделываем и готовим новый", - заявила премьер Тимошенко, объяснив свои действия не столько требованием президента, сколько социально-экономическими последствиями общемирового коллапса.
Оценить усилия Кабмина, стахановскими темпами писавшего новый бюджет, собирались еще 10 декабря. Потом момент истины перенесли на 19 декабря, и вот теперь новая дата - 25 декабря. Тимошенко утверждает, что бюджет готов и уже сегодня - 22 декабря - попадет в Верховную Раду. Однако раскрывать хоть какие-то детали документа премьер не стала. Зато пообещала сделать все для "достижения макроэкономической стабилизации, оздоровления и возобновления нормального функционирования финансовых рынков Украины, а также возобновления доверия к банковской системе, минимизации негативных социальных последствий посредством проведения взвешенной и ответственной социальной политики".
А еще в числе первоочередных задач ее Кабинета - "обеспечение фундаментальных предпосылок посткризисного развития Украины, снятие инфраструктурных ограничений развития, повышение технологического уровня индустриального производства, создание современного агропромышленного комплекса". Залогом таких вот преобразований, надо полагать, станет показательный рост ВВП, который в будущем году запланирован на уровне 0,4% и инфляция в 9,5%.
Жаль, что в Международном валютном фонде такой правительственный оптимизм совершенно не разделяют. Там Украине прочат не рост, а наоборот - падение ВВП на 5% со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем не верить экспертам МВФ - себе дороже. В своих прогнозах сотрудники Фонда ошибаются крайне редко, а вот у нашего Кабинета - что ни показатель, то прокол. Так, в действующем бюджете (на 2008 год) ВВП вместо заложенных 6,8% составит не более 3,5%, инфляция превысит заявленные 9,6% и достигнет 21,9%, а казна не досчитается 7 млрд грн. налоговых платежей крупных компаний, в частности НАК "Нафтогаз України".
Какие "проколы" ждут нас в будущем году - узнаем совсем скоро: благо, обновленный финансовый план страна начнет обсуждать уже сегодня. Причем просчитать первые потери - труда не составит. Если до 1 января Верховная Рада так и не утвердит заявленный бюджет, второй транш большого кредита МВФ нам, увы, "не обломится". Все социальные начисления (зарплаты, пенсии, стипендии, пособия) начнут рассчитывать исходя из показателей 2008 года, а значит, денег в кошельках ни копейки не прибавится.
А еще придется забыть и о кредитах на обновление инфраструктуры, и о многомиллиардных инвестициях, и о рекордной приватизации, и прочих финансовых ассигнованиях, потому что свободных денег в мире мало и конкуренция за них - жесточайшая. Предложить миру что-то особенное мы не в состоянии, а вкладывать в Украину только потому, что здесь девушки красивые и премьер-министр - женщина, уже не интересно.
Олеся Сафронова
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас