Кризис недоверия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кризис недоверия

Валюта
2213
Украина пережила первый месяц финансового кризиса. Проблемы банков, трудности с депозитами, курсовая лихорадка - первый этап адаптации позади. Но дальше могут возникнуть серьезные проблемы с новым кредитом - доверия населения.
Чужая валюта и своя подушка
Мировой кризис банковской ликвидности к простым украинцам подкрался исподтишка - запретом на досрочное снятие депозитов и впечатляющей девальвацией "родной" денежной единицы. Да, "депозитное табу" было во многом спровоцировано поведением самих простых украинцев, которые вдохновенно побежали выгребать заработанные средства сначала из пошатнувшихся банков, а потом уже - из всех подряд. Да, исторический скачок доллара до 7 гривен объясняют дефицитом американской валюты и поведением НБУ, который не спешил принять участие в валютных торгах. Все довольно-таки предсказуемо и вполне логично. Но именно эти проявления кризиса коснулись, в отличие от проблем металлургической промышленности, которые пока еще не "аукнулись" в полную силу, практически каждого украинца. И практически каждый украинец задумался над тем, как жить и кому доверять.
Первый итог депозитно-валютной лихорадки, как отмечают эксперты, - люди перестают верить, во-первых, банкам, а, во-вторых, национальной валюте. Основная причина потребительского недоверия к банковским учреждениям - это уже упомянутое постановление Национального банка Украины, ограничивающее досрочное возвращение депозитных вкладов. С одной стороны, объект массированной критики тут один - руководство НБУ. Причем практически все признают, что решение центробанка было оправданным - оно остановило панический отток средств, который многие банки могли бы и не пережить. Но это не мешает большинству владельцев депозитов искать пути спасения своего, персонального, вклада - "умом-то все понимают", но боязнь за собственность перекрывает все аргументы. С другой стороны, с большой долей вероятности, граждане, однажды спасшие свои деньги, долгое время не будут хотеть нести их в банки - под подушкой, как известно, надежнее будет. Для банковских учреждений подобное недоверие создает дополнительные проблемы - новые поступления при таком психологическом климате в обществе не предвидятся. Похоже, именно поэтому в последние недели невооруженным глазом заметно увеличение количества рекламы новых - самых выгодных, самых привлекательных, с наибольшими процентами и замечательными бонусами-призами - депозитных программ. Только не факт, что жадность победит осторожность - население действительно перестало верить в банки.
Спасенные из "лап" депозитов средства нужно успешно сохранить. Одни предпочитают тут же вложить деньги в нечто материальное - крупную бытовую технику, например. К слову, продажи телевизоров/холодильников на некоторое время даже возросли - до того, как продавцы провели "амортизацию" цен с оглядкой на подросший доллар.
В свою очередь, стремительный рывок доллара к семигривенной вершине спровоцировал повышенный интерес к американской валюте у многих владельцев денежных накоплений. И пусть в ходе межбанковских торгов доллар дорожал из-за неудовлетворенной потребности в нем крупных игроков, но авторство дефицита в обменниках принадлежит не только осторожным банкирам, но и занервничавшему населению.
Экономисты не первый месяц предупреждают: хранить сбережения нужно в той валюте, в которой они зарабатываются. Но девальвация сделала свое дело - украинцы перестают доверять национальной валюте и предпочитают скупать заокеанскую, каждый день теряя на "устаканивании" курса.
В ближайшее время банкиры обещают стабилизацию национальной денежной единицы, к тому же Секретариат президента пояснил, что оправданный курс находится в пределах 5,6-5,8 гривны за доллар. Но люди уже не только мало доверяют банкирам, но и готовы полностью разувериться в любых властях.
По Станиславскому: "Не верю!"
Наметившаяся нелюбовь к банковским учреждениям и тяга хранить когда-то заработанное в "стабильной валюте" - вершина айсберга. В ближайшее время украинцев могут озаботить и другие проблемы - сокращение промышленного производства со всеми вытекающими оттуда последствиями, рост цен на фоне замораживания доходов, безработица и другие "приятные" проявления мирового кризиса. Едва ли не первое желание, которое может возникнуть в такой ситуации - спросить с кого-нибудь. Объект номер один - верховная власть.
Власть имущие утверждают, что они стараются изо всех сил, и оснований для получения кредита недоверия нет. Антикризисный закон принят, первый транш кредита МВФ на подходе, президент приструнил правительство и Нацбанк с тем, чтобы работали поэффективнее, - трудовая деятельность кипит на глазах. Правда, тот же пакет изменений законодательства принимался со скрипом, не слишком поднимающим реноме парламентариев; кредит Международного валютного фонда еще только предстоит освоить, и у его освоения тоже есть не слишком приятная для рядовых граждан специфика; а недоверие "частей" власти друг другу в свою очередь подрывает доверие к ней избирателей.
В будущие спасители нации по нынешним временам не записываются разве что самые пессимистичные политики, вроде коммунистов. Президент готов способствовать дальнейшей реанимации банковской системы (один из ее инструментов, судя по всему - критика главы центробанка). Правительство заявляет о трудах во благо системы в целом. А оппозиционеры ратуют за скорейшее спасение бюджетонаполняющих отраслей - интересы металлургии многим депутатам- "регионалам" - как родные. Да и картина, нарисованная власть имущими, выглядит почти что радужной: рецессия промышленности будет, но незначительная и один год, инфляция в следующем году не поднимется выше 17%, последующие бюджеты будут исключительно профицитными, а мировой кризис заденет Украину лишь "краешком крыла". Препятствование возрастанию паники, на котором настаивает, например, Арсений Яценюк, - цель благая. Но увлекаться оптимизмом тоже не стоит. Хотя бы из-за отсутствия общего доверия к действиям власти. И не только со стороны народа.
Взаимное недоверие между персонами, управляющими государством, тоже может быть одной из причин углубления потенциального кризиса. Настойчивая критика руководства Нацбанка со стороны и правительства, и части парламентариев рискует укрепить недоверие к банковской системе в целом и политике НБУ в частности. Перманентная война между Банковой и Грушевского тормозит введение в действие антикризисных мер, а постоянный коллапс Верховной рады может помешать дальнейшему принятию нужных законов. А ведь еще остаются предстоящие досрочные выборы парламента, те самые, целесообразность которых очевидна разве что для президента, а вот подавляющее большинство избирателей считают абсолютно лишними. При таких раскладах доверять действиям власть имущих несколько сложно. Особенно с учетом того, что в них не верят слишком многие.
Не сенсацией, но неприятным сюрпризом стало то, что, вопреки ожиданиям, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings не стало поднимать рейтинг Украины на основании факта выделения стенд-бай кредита МВФ. Основная причина этому - политическая нестабильность (завязанная на сначала парламентские, а затем и президентские выборы) и неверие в способность украинских политиков выполнить взятые на себя в рамках условий кредита обязательства. В благотворное воздействие обещанных 16,4 миллиарда долларов не все верят и в Украине. Например, "регионал" Николай Азаров считает, что эти средства будут использованы исключительно как способ вернуть внешние долги украинских банков. Причина, которой он это поясняет - вновь недоверие. Только теперь спешащих уберечь себя западных финансовых учреждений к политике украинского правительства. МВФ, кстати, украинской стороне тоже полностью не доверяет - во всяком случае, представители фонда уже пояснили, почему Украина может и не получить вторую "порцию" кредита.
Пик кризиса с самыми неприятными его проявлениями еще впереди - эксперты называют первую половину 2009 года. Но уже сейчас становится ясно, что борьба с ним в атмосфере всеобщего недоверия будет сложнее, чем могло бы быть при других условиях. Население может не верить политикам - к этому в Украине успели привыкнуть. Политики могут не верить друг другу и всячески саботировать деятельность противников - а без этого наши реалии представить почти невозможно. Но рано или поздно приходит необходимость попытаться вырваться за пределы этого порочного круга. Причем, лучше, если рано - иначе кредит взаимного недоверия "аукнется" слишком громко. Причем - для всех.
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас