1605
Процесс пошел
— Фондовый рынок
На текущей неделе в США выбрали нового президента, МВФ одобрил выделение Украине $16,4 млрд. стабилизационного кредита, а на украинском финансовом и топливно-энергетическом рынке появились первые позитивные изменения за последние несколько месяцев. Об этом FINANCE.UA сообщает Генеральный директор КУА "ИНЭКО-ИНВЕСТ" Олег Морква, подводя итоги текущей недели.
4 ноября 2008 года состоялись выборы 44 президента США, на которых уверенно победил представитель демократической партии Барак Обама.
Возвращение в Белый дом демократов после 8-летнего перерыва скорей всего уже в ближайшем будущем откорректирует как внешнеполитический курс США, так и комплекс необходимых мер, который новая администрация сможет предложить мировому сообществу по выводу американской экономики и международной финансовой системы из длящегося уже более года кризиса.
Большие надежды по эффективному экономическому оздоровлению и более сдержанной внешней политики на молодого американского реформата возлагают как большинство американцев, так и значительная часть мировых политических и финансовых лидеров.
Безусловно, основные трансформации американского внешнеполитического курса произойдут уже в следующем году, но определенные антикризисные стратегии, возможно, начнут формироваться на финансовых и инвестиционных рынках уже к окончанию текущего года.
5 ноября Совет директоров Международного валютного фонда на своем заседании одобрил выделение Украине $16,4 млрд. по программе кредитного финансирования stand-by сроком на 2 года. По мнению представителей МВФ данная программа поможет украинским властям восстановить финансовую и экономическую стабильность страны.
В рамках получения данного кредита Украина согласилась на определенные финансовые ограничения, которые нашли свое отражение в подписанном между МВФ, правительством и Национальным банком Украины меморандуме.
В частности, для получения кредита от МВФ Национальный банк согласился пойти на отмену валютного коридора, постепенно сгладив курсовое отклонение валют на рынке от официального курса не более чем на 2%.
Чтобы решить данную задачу, украинский Центробанк на протяжении второй половины октября дал возможность украинской гривне достаточно резко девальвировать (гривна подешевела более чем на 20% в среднем до 6,3-6,8 грн./$).
В последующем Нацбанк по средствам валютных интервенций на межбанке и жестких регуляторных ограничений со стоимостью наличной валюты у финансовых организаций добился снижения рыночного курса до уровня 5,7-5,9 грн./$, при этом подтянув к данному уровню и значение официального курса.
5 ноября Нацбанк принял постановление №353, которым ужесточил правила проведения операций с валютой. В соответствие с данным нормативным документом на наличном валютном рынке уполномоченные банки устанавливают курс продажи наличной валюты не выше официального курса гривны к валютам, который устанавливается НБУ. При этом цена покупки наличной валюты может устанавливаться банками в пределах 3% ниже цены продажи наличной валюты. Банки не имеют права изменять курс на протяжении рабочего дня и обязаны в тот же день продать купленную валюту, а в случае отсутствия спроса на наличную валюту ее продажа должна быть откорректирована на следующий рабочий день соответствующим курсом продажи валюты за гривны в сторону снижения.
Также Национальный банк потребовал от банков принять организационно-правовые меры, чтобы с 1 января 2009 года перейти на торговлю наличной иностранной валютой исключительно через собственные кассы. Своим решением НБУ практически обязал банки разорвать договоры с партнерами, работающими в обменных пунктах по агентским соглашениям.
Финансисты считают, что жесткое регулирование Национальным банком валютообменных отношений в стране сделает данный вид банковских операций убыточным, что приведет к сворачиванию активности банков в данном направлении и последующий уход значительной части наличной валюты в теневой оборот и, как следствие, к дефициту наличной валюты в банковских учреждениях.
По сути такая ситуация может вернуть Украину в период начала 90-х годов, когда по официальному курсу НБУ наличную валюту в стране в банках простым украинцам было просто невозможно купить, а в стране во всю процветал "черный" валютный рынок со всеми вытекающими отсюда правовыми и финансовыми рисками.
Выделение кредитных ресурсов МВФ и сокращение доли некритического импорта в нашу страну на 15-30% в связи со спадом экономического развития в мировой и украинской экономике скорей всего позволит стабилизировать курс национальной валюты в отношении американского доллара до конца года на уровне 6 грн. /$, с возможными отклонениями в 30-50 копеек.
На сегодняшний день объективных предпосылок для реального снижения курса доллара к концу года до уровня 5 грн. /$ просто нет, поскольку в таком случае золотовалютные ресурсы страны должны были быть примерно в полтора раза больше от существующих, и составлять около $50 млрд.
Более того, международные резервы Национального банка Украины на протяжении последних месяцев неуклонно сокращаются и к окончанию октября составили всего $31 млрд. 923,18 млн., что на $5,6 млрд. (15%) меньше, чем месяцем ранее.
Объем операций на межбанковском валютном рынке Украины (покупка и продажа в долларовом эквиваленте) за октябрь составил $20 млрд. 993,3 млн. При этом сальдо интервенций НБУ на валютном рынке за прошлый месяц составило "минус" $4 млрд. 114,8 млн. (в долларовом эквиваленте).
За прошлый месяц значительно уменьшились и банковские вклады населения в валюте (в долларовом эквиваленте) сократившись за октябрь на $1 млрд. 780 млн. (12,82%) и по состоянию на 31 октября 2008 года составив $13 млрд. 882 млн.
Совершенно не радует в последние месяцы и динамика во внешнеторговой деятельности страны.
По словам Президента В. Ющенка, негативное внешнеторговое сальдо Украины по итогам октября составило 1,4 млрд. долл. и это только по товарам, без учета услуг.
В настоящее время дефицит счета текущих операций составляет 10,4 млрд. долл., а до конца 2008 г. этот показатель ожидается на уровне 11,8 млрд. долл. "Это самый большой разрыв в истории. Ежедневно на счет происходит зачисление 290-350 млн. долл., и списывается по операциям 490-500 млн. долл. Если такая тенденция будет продолжаться, то мы придем к ситуации, когда сможем работать только валютными резервами Нацбанка. Такая ситуация является неприемлемой", - подчеркнул глава государства.
Президент также констатировал, что банковской системе удалось справиться с первым, наихудшим вызовом - паническими настроениями, связанными с валютой, оттоком депозитов. Он отметил, что удалось стабилизировать ситуацию с ликвидностью банковской системы и валютным курсом. "В последние пять дней мы удерживаем понятную валютно-курсовую позицию. Думаю, что понятна и политика НБУ, когда надо было после обвалов 30 октября формировать массовую интервенцию на рынке. Убежден, что это был продуманный, правильный шаг НБУ. Мы подали правильные, своевременные сигналы рынку", - подчеркнул он.
Вместе с тем Президент отметил, что от банковской системы требуется большее. В.Ющенко очертил три главных задачи, которые на ближайшее время он ставит перед НБУ.
Первая - вернуть полное доверие к банковской системе и сделать из нее мощный механизм поддержки национальной экономики. "Банковская система как никогда готова для обслуживания интересов вкладчиков. Мы подтверждаем, что она находится в оперативной стабильности и обеспечивает выполнение всех операций. Мы еще раз апеллируем к вкладчику держаться согласованного, продуманного поведения, которое наиболее сохранит его финансовый ресурс", - сказал Президент.
Во-вторых, подчеркнул В.Ющенко, банки как конторы, которые обслуживают предприятия в смысле выплаты заработной платы, проведения платежей - это только одна из их функций. Таким образом, сегодня нужно существенно активизировать функцию кредитования экономики. По его словам, в условиях, когда закрыты внешние рынки, необходимо существенно поддержать украинские инвестиционные проекты. Это потребует очень серьезных ресурсов.
В-третьих, Президент обратил внимание на роль банковской системы в выравнивании платежного баланса. До конца этого года, отметил Глава государства, удастся без особых проблем справиться с вопросами заимствований, взятых корпоративным сектором на внешних рынках. По его словам, по поводу обслуживания такого долга в 2009 году также нет особых опасностей. Однако остается проблемой негативное сальдо торговли. В.Ющенко поставил задачу, чтобы инструментами как правительственной, так и финансовой политики была выравнена ситуация с платежным балансом.
Оперативная готовность МВФ выделить Украине стабилизационный кредит, составляющий почти половину от имеющихся золотовалютных резервов (причем первый транш предполагает сразу $4,5 млрд.) значительно понизило риски дальнейшей девальвации гривни до уровня 7 грн./$ и выше, во всяком случае, в ближайшие 2-3 месяца.
Выделяемый Украине кредит в перспективе будет нести достаточно большую долговую нагрузку для украинского бюджета.
Ранее при подписании меморандума между правительством и МВФ оговаривался срок получения кредита на 15 лет под 4% годовых.
В зависимости от окончательной суммы (вся заявленная сумма или только часть возможных кредитных траншей) и срока, на который будет выделен кредит, только ежегодные проценты за его использование могут составить от $0,2 до $0,7 млрд.
В совокупности же с одновременным пропорциональным погашением и части от основной суммы кредита (если кредит будет использован на всю сумму в $16,4 млрд.) ежегодные расходы госбюджета по расчетам с МВФ могут составлять около $2 млрд.
Поэтому чрезвычайно важно грамотно и эффективно им распорядится, направив его не только на стабилизацию финансовой системы, но и разработав целый комплекс программ, который бы позволил в дальнейшем провести важнейшие структурные изменения в экономике страны и сделав украинского товаропроизводителя более гибким и конкурентным.
Кредит в $16,4 млрд. действительно может стать как мощным финансовым толчком для Украины для качественных реформ и модернизации в государственном управлении и экономики, так и новым дополнительным долговым ярмом, за который украинский народ будет расплачиваться ближайших полтора десятилетия.
Кроме того, совершенно необязательно растягивать данное кредитное удовольствие на весь срок его возможного использования. При удачном стечении обстоятельств ничто не мешает нашей стране решить свои основные экономические проблемы в ближайшие 3-4 года и уже по факту проведения того же Евро-2012 года частично рассчитаться по основному долгу перед МВФ, чтобы в дальнейшем значительно сократить процентную нагрузку на госбюджет.
Несмотря на текущее депрессивное состояние украинской экономики, определенные позитивные сдвиги в последние недели наметились на топливно-энергетическом рынке Украины.
Падение спроса на металлопродукцию и сворачивание производственной деятельности в ГМК и химической промышленности, позволило на редкость заблаговременно для последних лет обеспечить страну необходимым запасом природного газа и угля, чтобы более спокойно встретить предстоящую зиму.
Также двукратное удешевление стоимости нефти на мировых рынках во второй половине года с середины осени начало постепенно проявляться и в Украине. За последний месяц после активизации деятельности Антимонопольного комитета на рынке нефтепродуктов и последующих за этим джентльменских договоренностей между правительством и нефтетрейдерами цена на моторное топливо на розничном рынке снизилась в среднем по Украине на 13% (около 70 копеек). В перспективе ближайшего месяца при относительной стабилизации курса доллара по отношению к гривни, цена в рознице на самый ходовой в нашей стране бензин А-95 может понизиться еще на 6-9%, опустившись до уровня 4,8-5,0 грн. за один литр.
Вместе с тем высокий долларовый всплеск в октябре окажет доминирующее негативное влияние как на восходящую инфляционную динамику в Украине, так и падение темпов роста экономики страны.
По данным Госкомстата официальная инфляция за октябрь составила 1,7%, что значительно выше, чем была в сентябре (1,1%), базовая инфляция, вероятно, тоже будет находиться на достаточно высоком уровне в 1,5-1,9%.
При этом темп роста ВВП за октябрь скорей всего составит 5,1-5,6% (в сентябре был 5,5%).
Такая тенденция к ухудшению основных макроэкономических показателей сделает все более реальным прогноз по годовой инфляции в Украине в пределах 22-25%, при росте годового ВВП на уровне 5,8-6,2%.
Прокатившаяся в последнюю неделю-две волна снижения процентных ставок ведущими Центробанками мира, оживила не только кредитно-финансовую деятельность в банковских системах, но и активизировала спекулятивную активность на мировых фондовых рынках.
В течение стартовой недели ноября большинство мировых индикаторов предпочитали двигаться вверх, показав рост в 5-20%, а украинский фондовый индикатор, проявив невиданную для второй половины года настойчивость на позитив, вырос за 5 дней (с 30 октября по 5 ноября включительно) сразу на 58 индексных пункта или больше чем на 23%.
К концу недели энтузиазм на фондовых биржах вновь начал угасать, в среднем мировые индикаторы в четверг закрылись в отрицательной зоне с падением в 3-6,5%, а украинский индикатор ушел вниз на 5,38%, до значения в 290,63 индексных пункта.
В настоящее время украинские акции торгуются на биржах действительно на достаточно привлекательных для покупок ценовых уровнях, а их рыночная цена в большинстве своем не отражает справедливую стоимость активов предприятий.
Тем не менее, при отсутствии реального инвестиционного интереса в приобретении украинских бумаг и пессимистических ближайших перспектив развития украинской экономики вряд ли можно рассчитывать на серьезный разворот украинского фондового рынка наверх.
В лучшем случае украинские акции на спекулятивных технологиях сумеют несколько стабилизировать свое биржевое ценовое состояние, позволив индексу ПФТС колебаться в диапазоне 250-350 индексных пункта. В худшем же случае цены на украинские бумаги вновь стремительно покатятся вниз, а украинский индикатор, пробив рубеж в 200 индексных пункта, будет стремиться к значению в 150 индексных пункта.
Интенсивность торгов в ПФТС в стартовую неделю ноября на рынке акций оказалась ниже, чем была неделей раньше.
Если на предыдущей неделе торги акциями составляли в среднем 20,59 млн. грн., то в отчетную неделю они понизились в полтора раза до среднедневных оборотов в 13,22 млн. грн.
При этом в течение недели торговый оборот ценными бумагами второго эшелона был выше, чем торговля "голубыми фишками", а доля торгов акциями индексной корзины ПФТС достигла только 31,35%, при их рыночной доле на предыдущей неделе в 70,16%.
За 4 дня индексная корзина ПФТС, благодаря росту индикатора в первой половине недели, прибавила 38,32 пункта (+15,19%), а фондовый индикатор повысился с 252,31 индексных пункта на 31 октября, до значения в 290,63 индексных пункта, по состоянию на 6 ноября. На предыдущей неделе индекс ПФТС вырос на 9,28% или 21,43 индексных пункта.
С начала недели в ПФТС прошли торги ценными бумагами на 3,14 млрд. грн., из которых 52,86 млн. грн. (1,68%) составила торговля акциями, а основной торговый оборот прошел с ОВГЗ на 3,02 млрд. грн. (95,98%). Неделю назад объем торгов в ПФТС был в 5,64 раза меньше, достигнув 556,91 млн. грн., из которых 102,97 млн. грн. или 18,49% от общей торговой массы биржи наторговали на рынке акций.
За неделю общий спрос на покупку акций в ПФТС понизился почти на 4 млн. грн., составив 35,19 млн. грн. (-10,05%), а предложение на продажу акций уменьшилось до 49,21 млн. грн. (-11,57%).
Лидерами торгов на рынке акций стали ценные бумаги ОАО "Арселор Миттал Кривой Рог". С 3 по 6 ноября с акциями предприятия в ПФТС было проведено 2 сделки на 19,41 млн. грн., а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций – 5,5 грн. (+74,6%), на продажу – 8,0 грн. (не изменилась с предыдущей недели). Последняя сделка прошла по цене 6,993 грн. (-0,1%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций эмитента достиг 45,45%.
Второе место заняли ценные бумаги ОАО "Днепроспецсталь" (объем торгов – 7,49 млн. грн.). С начала недели с акциями мет. комбината в ПФТС прошло 8 сделок, а котировки имеют вид: на покупку акций – 1700,0 грн. (не изменилась с предыдущей недели), на продажу – 1850,0 грн. (-26,0%) за акцию. Последняя сделка была проведена по цене 1800,0 грн. (не изменилась с предыдущей недели) за одну акцию. Спрэд между котировками составляет 8,82%.
Третье место заняли ценные бумаги ОАО "Западэнерго" (объем торгов – 2,61 млн. грн.). За неделю с акциями эмитента в торговой системе состоялось 12 сделок, а котировки в ПФТС имеют вид: на покупку акций – 284,5 грн. (+5,76%), на продажу – 288,5 грн. (+4,15%) за акцию. Последняя сделка заключена по цене 289 грн. (+6,55%) за одну акцию предприятия. Спрэд между котировками акций достиг 1,41%.
На рынке корпоративных облигаций совокупный спрос на покупку корпоративных бондов за неделю вырос до 17,09 млн. грн. (+4,08%), а общее предложение на продажу составило 138,72 млн. грн. (+7,05%).
В лидеры торгов недели на рынке корпоративных долговых бумаг вышли облигации компаний "ЛуАЗ" (серия В) (объем торгов – 14,27 млн. грн.), "Фуршет" (серия А) (объем торгов – 10,07 млн. грн.) и "Имидж Холдинг" (серия В) (объем торгов – 9,46 млн. грн.).
На рынке ОВГЗ в течение недели прошли торги на 3,02 млрд. грн.
Министерство финансов в четверг, 6 ноября, продало облигации внутреннего государственного займа на сумму 2 998 395 000,00 гривен.
Минфин, в частности, продал 3-летние бумаги (с погашением 28 сентября 2011 года и доходностью 15,6%) на сумму 2 998 395 000,00 гривен.
Минфин также предлагал к продаже 7-месячные, 9-месячные и 2-летние бумаги, но не смог разместить их.
С начала проведения торгов в 2008 году Минфин продал облигации внутреннего государственного займа на сумму 4 524,910 млн. гривен.
По мнению банкиров, данное размещение госбумаг скорей всего носило технический характер, и было направлено на рефинансирование дефицита бюджета по схеме покупки украинскими банками госбумаг с одновременной их передачей в Нацбанк под залог получения в последующем необходимого кредитного рефинансирования от регулятора. В свою очередь деньги за проданные на аукционе ОВГЗ, Министерство финансов получит уже непосредственно за счет ресурсов Национального банка.
В ПФТС на 6 ноября предложение на продажу госбумаг понизилось, составив 2,7 млн. грн. (-50,73%), а спрос на покупку составил 5,35 млн. грн. (-55,23%).
Среди госбумаг лидерами стали ОВГЗ сроком погашения 28.09.2011 (объем торгов – 3,0 млрд. грн.), ОВГЗ сроком погашения 30.06.2009 (объем торгов – 12,46 млн. грн.) и ОВГЗ со сроком погашения 01.04.2009 (объем торгов – 3,55 млн. грн.).
К концу недели общий спрос на покупку муниципальных бондов в ПФТС понизился до 0,73 млн. грн. (-3,95%), а предложение на их продажу составило 7,39 млн. грн. (не изменилось с предыдущей недели).
Торговались среди бумаг муниципалитетов только облигации Донецкого городского совета (серия С) (объем торгов – 3,64 млн. грн.).
По видам торгуемых в ПФТС ценным бумагам лидером стал рынок государственных облигаций.
С начала недели сделок с ОВГЗ было заключено на 3,02 млрд. грн., а их доля в общей структуре торгов ПФТС составила 95,98%. Неделей раньше на рынке госбумаг торговый оборот достиг 27,16 млн. грн. или 4,88% от общего торгового оборота биржи.
На втором месте разместился рынок корпоративных бондов. За неделю торги бондами корпораций прошли на сумму в 69,86 млн. грн., а их доля в общей структуре торгов ПФТС составила 2,22%. На предыдущей неделе корпоративных облигаций в ПФТС наторговали на 423,49 млн. грн., а их доля в общих оборотах биржи была 76,04%.
Рынок акций занял третью строчку недельного рейтинга торгов. В период с 3 по 6 ноября акций эмитентов наторговали на 52,86 млн. грн. (1,68%). Неделю назад торговля акциями достигла 102,97 млн. грн. или 18,49% от совокупного торгового оборота ПФТС.
Торговый оборот на рынке муниципальных бондов по итогам недели составил 3,64 млн. грн. (0,12% в общих торгах ПФТС). Неделей ранее торги на данном рынке прошли на 0,4 млн. грн. (0,07%).
С начала года индекс ПФТС потерял 883,39 пункта или 75,24%, понизившись с отметки в 1174,02 индексных пункта на 28 декабря 2007 года, до значения в 290,63 индексных пункта, по состоянию на 6 ноября 2008 года.
Таблица 1. Структура торгов ценными бумагами в ПФТС (03.11.08-06.11.08)*
* сумма торгов приведена без учета аннулированных сделок
Таблица 2. Изменение котировок по "голубым фишкам" за период (31.10.08 - 06.11.08)
На текущей неделе лидерами по росту рыночной цены на покупку акций, среди эмитентов индексной корзины ПФТС, стали ценные бумаги ОАО "Енaкиевский металлургический завод", ОАО "Днепрэнерго" и "Мотор Сич".
За неделю цена на покупку акций ОАО "Енaкиевский металлургический завод" выросла на 38,71% до 43,0 грн. за акцию, на продажу повысилась до 45,0 грн. (+15,38%) за акцию, а последняя сделка прошла по цене 42,0 грн. (+12,0%) за одну акцию. Спрэд между котировками к окончанию недели составил 4,65%. С начала недели с акциями завода прошли 24 сделки на 1,18 млн. грн.
На втором месте находятся ценные бумаги ОАО "Днепрэнерго". Лучшие биржевые котировки акций эмитента в ПФТС на 6 ноября имели вид: на покупку акций – 510,0 грн. (+27,5%), на продажу – 900 грн. (+93,55%) за акцию, последняя сделка была проведена по цене 600,0 грн. (+33,33%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций составляет 76,47%. В течение недели с акциями генерирующей компании состоялось 5 сделок на 1,14 млн. грн.
Замыкают ТОП-3 недели среди "голубых фишек" ПФТС, ценные бумаги ОАО "Мотор Сич". Лучшие котировки акций эмитента в ПФТС к концу недели составили: на покупку акций – 226,0 грн. (+25,21%), на продажу – 244,9 грн. (+23,07%) за акцию. Последняя сделка была заключена по цене 250,0 грн. (+31,58%) за одну акцию. Спрэд между котировками акций составляет 8,36%. С 3 по 6 ноября с акциями предприятия состоялось 13 сделок на 1,39 млн. грн.
Меньше всего за неделю выросли в цене акции ОАО "Киевэнерго".
Лучшие котировки акций энергокомпании к окончанию недели имели вид: на покупку – 8,1 грн. (+1,25%) за акцию, на продажу – 15,5 грн. (+3,33%) за акцию, последняя сделка прошла по цене 15,5 грн. (не изменилась с предыдущей недели) за одну акцию. Спрэд между котировками акций достиг 91,36%. За неделю с ценными бумагами эмитента прошла 1 сделка на 375,0 тыс. грн.
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью