Защита курсовой работы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Защита курсовой работы

Валюта
2723
Ближайшие два-три года станут серьезным испытанием не только для национальной валюты, но и для всей экономики. Бизнес ждет адекватной реакции от властей. В ответ - пока всего лишь невнятное бормотание.
Победа на конкурсах красоты всегда опасна для карьеры неопытных девушек. 19 сентября Комиссия по эстетике Международного финансового банка признала гривну самой красивой валютой мира, а уже через две недели ее курс резко обвалился. Любопытно, что кроме внешних данных, члены комиссии оценивали стабильность, платежеспособность и банковское обеспечение конкурсанток. Швейцарское жюри впечатлила хорошая курсовая история после 2000 г., а также уверенное игнорирование гривной негативного влияния нынешнего финансового кризиса в мире. Сглазили…
Начало конфузу положила госкомпания "Нафтогаз України", которая в конце сентября бесцеремонно влезла на валютный рынок и начала скупать по несколько десятков миллионов долларов в день - для газовых расчетов с Россией под отопительный сезон. Это совпало с заявлениями сразу нескольких крупных западных компаний о приостановке инвестиционных проектов в Украине. Они стали покупать иностранную валюту для выведения капитала. А тут еще и металлурги, которые раньше с лихвой компенсировали заявки на американскую валюту деньгами, заработанными на экспорте, объявили о кризисе. Чтобы окончательно омрачить ситуацию для фильма ужасов, хороший сценарист прибавил бы сюда еще и политический коллапс в стране. И этот фактор у нас тоже оказался в наличии. Хуже не придумаешь.
Краткосрочный оптимизм
Когда на минувшей неделе курс сделок на межбанке вышел за пределы валютного коридора (верхняя планка - 5,04 грн./долл.) и пробил отметку 5,3 грн./долл., стало очевидно, что на рынке началась паника. Валютные трейдеры небольших банков с удовольствием делились с неопытными журналистами страшненькими прогнозами: "Доллар вырастет до пяти с половиной! Нет, до шести гривен за доллар! До конца года! Нет, до конца месяца!" НБУ после нескольких дней растерянной паузы тяжеловесно вышел на рынок, показав готовность продавать валютные резервы по курсу максимум 5,0 грн./долл., но азарт трейдеров уже было не остановить.
Парадоксально, но в обменных пунктах в это время привычного для таких периодов ажиотажа не наблюдалось. Наличных долларов в продаже не было, но и очереди из впечатлительных дамочек, желающих срочно обменять только что снятые с депозита гривни, на минувшей неделе не замечены. Как выяснилось, они поверили обещаниям насчет 6,0 грн./долл. и расчетливо ждали "продолжения банкета". Только состоится ли "банкет"?
Эксперты, к мнению которых действительно стоит прислушиваться, сейчас сдержаны в оценках. Эрик Найман, начальник управления инвестиционно-банковских услуг Укрсоцбанка, в активе которого - сбывшийся прогноз относительно нынешнего кредитно-ценового затора на рынке недвижимости, ожидает, что курс доллара откатится назад. Возможно, не в самые ближайшие дни и, возможно, не к докризисным отметкам, но откатится - под действием целенаправленных действий НБУ: "Как только "Нафтогаз" уйдет с рынка (валютного), появятся предпосылки для стабилизации ситуации".
Вне всяких сомнений, нынешняя лихорадка на валютном рынке быстро пройдет. На это указывает история предыдущих подобных заварушек, последняя из которых еще свежа в памяти. Правда, весной прошлого года доллар, наоборот, резко упал - до отметки 4,6 грн./долл. Помнится, тогда самые истерические прогнозы опускали американскую валюту до 3,7 грн./долл. Нацбанк тогда зафиксировал официальный курс на уровне 4,85 грн./долл. И когда спекулятивная пыль осела, рынок стал ориентироваться именно на эти цифры. Есть все основания полагать, что и на этот раз события пойдут именно по такому сценарию. Если, конечно, руководство НБУ выйдет из ступора, который в последнее время уже традиционен для него в кризисных ситуациях.
Впрочем, наш оптимизм касается лишь краткосрочной перспективы. Приток в Украину иностранных инвестиций под действием мирового финансового кризиса, похоже, продолжит замедляться на протяжении всего следующего года. Значительного роста долларовых доходов от экспорта тоже в ближайшие месяцы не предвидится. А это значит, что Украина вступает в довольно длительный и болезненный период слабой гривны.
Долгосрочный реализм
Демонстрирующий в последнее время безошибочное чутье Сергей Тигипко (иностранцы даже в нынешних условиях раскупают у него едва созданные финансовые компании) заговорил о тенденциях, которые склоняют гривну к девальвации, задолго до нынешнего кризиса. Сейчас же он лишь повторяет прогноз, высказанный еще в январе: "Главными факторами, влияющими на курс, станут возможное падение цен на металл и химию, а также ухудшение платежного баланса".
Последние данные о платежном балансе НБУ обнародовал по итогам первого полугодия. Картина выглядела вполне оптимистично: приток в Украину денег из-за рубежа превысил отток на $4,9 млрд. Правда, уже тогда наблюдателей настораживало, что этот позитив полностью обеспечен зарубежными инвестициями на сумму более $10 млрд. Ведь иностранцы - народ нервный, и в случае чего - они мгновенно начинают выводить капитал. Собственно, уже нынешней осенью выяснилось: эти опасения оказались не напрасными. Вот только данных о текущих объемах оттока капитала из страны ни у кого, кроме НБУ, нет, а тот молчит как партизан. Возможно, правильно делает, чтобы не нагнетать негатив на и без того нервозном рынке.
По информации, которую удалось раздобыть "ВД", иностранцы избавились от государственных облигаций в сентябре на сумму около $200 млн. Но это вряд ли говорит о чем-либо конкретном, кроме как о падающем доверии зарубежных инвесторов к украинскому государству.
В условиях отсутствия официальных данных о последних изменениях в платежном балансе банкирам приходится ориентироваться, скорее, на косвенные приметы. Их тоже предостаточно. За последние две недели о замораживании своих проектов на рынке недвижимости заявили австрийская Sparkassen Immobilien (планировала инвестировать $0,5 млрд), российские "Интеко" и Mirax Group. Последняя начала продавать доли в своих проектах (планировала привлечь $4 млрд).
Торги ПФТС несколько раз останавливались из-за массового сбора акций иностранными держателями. Все это указывает на одно: иностранные инвесторы, которые в последние годы миллиардными вливаниями компенсировали общую слабость украинской экономики, больше нам не помощники. Глава Казначейства банка "Таврика" Андрей Пономарев считает, что правительству и НБУ не стоит больше рассчитывать только на приток инвестиционного капитала из-за рубежа и следует позаботиться о более надежных источниках валютных поступлений: "Нужно стимулировать экспорт. Курс 4,8-5,0 грн./долл. не дает экспортерам прибыльно работать. Думаю, НБУ это понимает и выйдет на рынок тогда, когда курс достигнет оптимальных для экономики значений".
С металлургами в Украине традиционно связывают надежды на ликвидацию дефицита доллара. Но и здесь пока новости неутешительны. На минувшей неделе Министерство промышленной политики объявило, что в отрасли начался затяжной кризис. Комбинаты закрывают домны из-за отсутствия спроса на украинскую продукцию. Цена ее на внешних рынках выше российской и китайской на 25-30%. Самое неприятное, что китайцы вытеснили наших производителей очень уверенно и сдавать позиции не намерены. Глава ММК им. Ильича Владимир Бойко не исключает, что уже до конца декабря несколько металлургических предприятий полностью остановят производство: "Если не найдем понимания у государства и поставщиков сырья - будем останавливать".
Подобные неприятности сейчас переживает и химическая промышленность. Там объемы производства упали до минимальных за последние три года значений. И просвета тоже пока не видно. Большие надежды поклонники стабильной гривны связывали с валютными доходами от экспорта рекордного урожая. Но схема работы этого рынка настолько непрозрачна, что даже в Минагрополитики "ВД" не смогли объяснить, почему эти ожидания не оправдались.
Политический фактор
Падение гривны в разгар коалиционных переговоров поставило украинских политиков в очень щекотливую ситуацию. Парадокс, но в адрес премьер-министра Юлии Тимошенко в эти дни не слышно критики ни от одной из парламентских фракций. Ведь каждая из них при определенном стечении обстоятельств может стать партнером БЮТ в будущем правительстве. Это идеальная ситуация для того, чтобы правительство совместно с Нацбанком ввело жесткие ограничения на спекулятивные операции и дало рынку понятные курсовые сигналы. Юлия Тимошенко предпочла переадресовать решение проблем растерянному Нацбанку. Похоже, руководству Кабмина пока просто не до гривны. Не до нее оказалось и лидеру Партии регионов Виктору Януковичу, который в сложившейся ситуации был бы просто обязан инициировать пакет стимулирующих мер для главных экспортеров, чьи доллары могли бы стабилизировать ситуацию на валютном рынке. Ведь у него во фракции - представители почти всех металлургических гигантов. Не исключено, что эти идеи обсуждаются во время закрытых коалиционных консультаций. Но нет ответа на вопрос, кто же будет их реализовывать. Как стало известно "ВД" из источников в БЮТ, кресло главы НБУ сейчас также является предметом переговоров между участниками будущей коалиции.
Для Партии регионов сейчас принципиально важно вернуться во власть и получить влияние на промышленный блок Кабинета Министров и Нацбанк. Девальвация гривны выгодна экспортерам, поскольку снижает налоговую нагрузку, и министры-регионалы наверняка справятся с этой задачей. Если же будущая коалиция будет создана на базе других фракций, мы наверняка станем свидетелями отчаянной борьбы за удержание гривны в уже задекларированных на 2009 г. параметрах: 4,85 грн./долл., с колебаниями не более 5%.
Любовь Юлии Тимошенко к резкому административному регулированию может стоить рынку очень дорого. Не исключено, что появятся уже призабытые "черные" валютные обменники. Зато официальный курс под выборы будет гарантировано стабильным. Как видим, оба сценария выглядят для украинской экономики, мягко говоря, неприятно. Но ситуация такова, что к неприятностям на протяжении ближайших двух-трех лет нужно привыкать.
Что делать?
Большинство нынешних бизнесменов встали на ноги в условиях сумасшедшей девальвации купонокарбованца в 1990-х, так что нынешние колебания валютного курса вряд ли станут для них непреодолимым шоком. Но курсовые риски наверняка будут заложены в стоимость товаров, особенно импортных. Винить в этом торговцев бессмысленно - так предприниматели поступают в условиях нестабильности во всем мире. Было бы неплохо, чтобы именно с учетом международного опыта выстроило свою политику и будущее украинское правительство. В странах передовых экономик уже давно поняли, что бороться нужно не с валютными колебаниями, а с инфляцией. Вот здесь рыночные методы влияния и даже административное регулирование в определенной степени могут оказаться оправданными.
Хотя в любом случае торговый баланс Украины, как минимум в ближайшие пару лет, будет оставаться дефицитным. А это значит, что единственным путем к финансовой стабильности будет привлечение огромных объемов иностранных инвестиций. Будет ли готов будущий Кабмин к этой работе, предсказать невозможно. Ведь та же Юлия Тимошенко на посту премьера показала себя, с одной стороны, как приверженец суперлиберальной приватизации ("Криворожсталь"), а с другой - как экспроприатор с почти коммунистическими взглядами (Vanco).
А вот где Юлия Тимошенко точно не помощник, так это в стимулировании экспорта - ее сложно представить за одним столом с металлургическими и химическими олигархами при обсуждении, например, налоговых льгот. А ведь стимулирующий пакет в сложившихся обстоятельствах - жизненно важное решение для отечественных промышленников и экономики в целом. Даже если придется в чем-то выйти за рамки ограничений ВТО.
Самый пессимистический сценарий возможен, если Кабмин и НБУ продолжат оставаться пассивными наблюдателями за нынешним кризисом. К сожалению, этого тоже исключать нельзя. В таком случае необходимость погашения украинскими предприятиями более $8 млрд внешних долгов до конца года спровоцирует новый виток девальвации. В декабре Россия объявит новые цены на газ, и станет понятно, что промышленники - на пороге коллапса, а это опустит курс гривны еще ниже. А в 2009 г. "Нафтогаз України" начнет выплаты по внешним долгам и постарается рассчитаться с "Газпромом" по новым ценам. Если доллары на рынке он будет скупать так же неуклюже, как в сентябре-октябре, то украинской валюте светит еще не один конфуз. Впрочем, в самое страшное верить почему-то не хочется.
Как бы там ни было, самое время брать акционные кредиты в гривне (если такие акции еще есть), желательно на пару лет. Заем в итоге окажется очень выгодным.
А еще присмотритесь к австралийскому доллару и евро. Они на конкурсе красоты Международного финансового банка заняли, соответственно, второе и третье места.
Анатолий Гальчинский, директор Национального института стратегических исследований
- Национальный банк в условиях кризиса ни в коем случае не должен быть пассивен. Инструментарий для стабилизации ситуации у него есть. Нужно подумать над возможностью ограничений для краткосрочных капиталов. Если же оценивать события, происходящие на украинском рынке, в международном контексте, то мы являемся свидетелями краха классических принципов либерализма. Надежды на невидимую руку рынка себя не оправдывают. Все чаще страны прибегают к активному государственному вмешательству. Подобная логика в западных странах, кстати, применялась и во время знаменитых кризисов 1922-33 гг. Действия власти тогда сводились к принципу: "Если погода хорошая - не вмешиваемся, если плохая - начинаем влезать".
К сожалению, современная экономическая теория недостаточно готова к тому, чтобы дать однозначный ответ, как следует действовать Центробанку в условиях глобального финансового кризиса. Не до конца ясно даже, кто должен быть субъектом регуляции. В связи с этим в Украине существует опасность бюрократизации экономической системы, но НБУ, безусловно, должен быть активным, чтобы оперативно реагировать на изменение рыночных тенденций.
Сергей Борисов, заместитель председателя правления банка "Финансы и Кредит"
- Когда стало известно, что на следующий год правительство планирует торговый дефицит в размере 25 млрд грн., стало очевидным, что курс гривны больше не может оставаться на прежнем уровне. Но никто не предполагал, что Национальный банк в этой ситуации просто самоустранится. Он один раз за все время вышел на рынок - и снова пропал.
Возможно, дело - в несогласованности позиций исполнительной власти и НБУ. А ведь рынку сейчас необходимо присутствие Нацбанка просто с психологической точки зрения. Никто не понимает, чего хочет власть, куда двигаться курсу, нет цифр относительно оттока капитала, которые бы аргументировали хоть какие-то действия НБУ. На мой взгляд, его действия сейчас не совсем адекватны. Мы готовы работать с любыми ориентирами, хоть с 25 грн./долл., но их просто нет. Если же говорить о перспективах курса на 2009 г., то его наверняка будет определять падение производства в отраслях, ориентированных на экспорт. Это потянет за собой снижение потребления и отразится на всем обществе. К сожалению, кризис, начало которого мы наблюдаем, в 2009 г. не закончится.
Сергей Сыроватка
По материалам:
Власть денег
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас